НА ЧЕМ СВЕТ СТОИТ ПУГАЕТ ЧУБАЙС
Автор: Бородин Денис
Регион: Уфа
Тема:  Энергетика
Дата: 06.04.2006

...И тут погас свет. После обескураживающей паузы в зале раздался смех. Ну точно, во всем виноват Чубайс, это же очевидно. После экстремально студеной зимы в знаковом регионе пиковых нагрузок - Москве - имя самого заметного государственного менеджера России не поминает только ленивый. Анатолий Борисович, прерванный темнотой на полуслове, нашелся быстрее всех:

- Я сразу наверх посмотрел - увидел, что дальние лампочки горят: значит, авария не системная, чья-то пустяковая неловкость.

О какой еще реформе в России можно сказать, что она фактически завершена? В электроэнергетике реформа начиналась пять лет назад под аккомпанемент предсказаний ее скорого провала. Поверить в худшее было легко - особенно на фоне других остановленных обстоятельствами, либо свернутых госиспугом реформ. Вот почему всероссийская газификация может стать пятым национальным проектом, а реформа электроэнергетики - нет? Да потому что ее уже не остановить, а линия горизонта видна невооруженным глазом, - вопреки, а может быть, благодаря неявному вмешательству государства?

В 2003 году реформа получила законодательное оформление. В отличие от других секторов постиндустриального мира, в электроэнергетике Россия сохраняла отличные возможности не отстать. Только пятнадцать лет назад началась либерализация этой отрасли в развитых странах. Мы начали пять лет назад. И не отстали.

- Труднее всего было преодолеть комплекс монополизма. Какой там рынок в энергетике, какая там частная собственность, только государственные собственность и регулирование, - буквально на пальцах объяснял, выступая в клубе региональной журналистики председатель правления ОАО РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс. - Монопольная часть внутри технологического комплекса остается - сети и вся диспетчерская система. Но параллельно появилась конкурентная часть. Это собственно производство электроэнергии в виде конкурирующих генерирующих компаний, которые открыто по-рыночному борются за доступ к потребителю.

И если в 2000-м реформа могла погрязнуть в досужих разговорах - "стоит делать или не стоит делать", то уже пару лет назад стало ясно, что никакие высокие цены на экспортные энергоресурсы не выручат именно электроэнергетику. Однако чем мрачнее становились прогнозы, тем явственнее проступало понимание, что государство таких инвестиций - сотни миллиардов долларов - просто не осилит, а модернизировать энергосистему становится жизненно необходимо. Реальность очень нелицеприятно поправила любителей прогнозов.

- Мы нарисовали график, который включал в себя кривую роста спроса на мощность, и вторую кривую - фактическую мощность. Этот график теоретически смыкался крестом, который добрые журналисты назвали "крестом Чубайса", в 2007 или 2008 годах, - говорит Анатолий Борисович. - И просчитались. Во-первых, реальный темп роста энергопотребления в стране оказался намного выше, чем прогнозы, которые делали и мы, и правительство.

Конечно, ошибка в прогнозе в полтора раза - серьезный просчет. Правда, на второй взгляд ситуация в энергетике оказалась еще менее оптимистичной. При сравнении ситуации по федеральным округам выяснилось, что в стране всего два округа, которым не угрожает в ближайшем будущем дефицит электроэнергии - Дальний Восток и Приволжье. И последние скептики умолкли, когда гримаса энергодефицита замаячила в отдельных регионах. Чубайс мягко назвал картину "просто душераздирающей". В Российской Федерации сегодня в 14 регионах электричества потребляют больше, чем в советское время, - еще минувшей осенью их было восемь.

Так себя проявило качественно новое явление. В РАО "ЕЭС России" его называют РПН - регионы пиковых нагрузок. А симптомы и нам отлично известны: нельзя подключать новых потребителей - сети и инфраструктура не выдержат. Никакое телефонное право, никакие взятки не решат эту проблему. Новые энергомощности в отдельно взятом месте могут появиться, в лучшем случае, спустя три года.

В электроэнергетике инвестиции нужны не после проведения реформы, чем по идее должен заниматься частный бизнес в частной же генерации, а сегодня, сейчас. Апрель 2006-го в реформе РАО "ЕЭС России" стал Рубиконом: по закону вертикально интегрированные энергокомпании должны быть разделены. Практически сетевой монопольный комплекс, как резюмировал Анатолий Чубайс, уже выделен, консолидирован, и обособился в юридическое лицо. В стране завершается создание 20 генерирующих компаний. Более того, они уже выходят на фондовый рынок, а в течение года все двадцать, одна за другой, пройдут через листинг на фондовой бирже. Отрасль готова принять масштабные инвестиции.

- Беда в том, что вовлечь инвесторов в собственно строительный проект в энергетике категорически необходимо, но абсолютно невозможно. Не пускает пока, к сожалению, тарифная среда. Инвестиционный цикл получается с лишней "петлей" - через первичное размещение акций, - энергореформа в описании Анатолия Чубайса обретает законченный вид. - Однако эта финансовая логика позволяет завершить реформу, не разрушая, а используя задел энергосистемы. Логика, которая позволяет привлечь десятки миллиардов частных долларов в генерацию, и миллиарды долларов государственных - в сетевой комплекс вместе с гидрогенерацией и системой операторов. Это та точка, в которой мы сейчас находимся, и в которой идут непростые дискуссии внутри правительства. Считаю, что у нас есть реальные шансы в ближайшие два-три года полностью завершить начатое, открыв путь инвестициям в энергетику.

Федеральный законодательный фундамент позволил не оставить на карте реформы "белых пятен". В России в систему РАО "ЕЭС России" не входят три региональные независимые энергосистемы - "Иркутскэнерго", "Башкирэнерго" и "Татэнерго". Однако реформа напрямую касается и их. Другое дело, что после разделения они легко, при желании, могут образовать холдинг при материнской компании. Башкирская энергосистема, например, по-прежнему остается одним из пяти самых крупных в России производителей электрической и тепловой энергии. Весь прошедший год ОАО "Башкирэнерго" перестраивалось: в энергосистеме были разделены виды деятельности. В республике появилась Башкирская сетевая компания, к которой отошли магистральные линии напряжением 500 и 220 киловольт. Одновременно были созданы Республиканское диспетчерское управление, Башкирские распределительные электрические сети, Башкирские распределительные тепловые сети, Башкирская теплосбытовая компания. На основе прежнего "Энергосбыта" была создана Энергосбытовая компания Башкортостана.

Рыночный подход себя оправдывает многократно: реформу делают для потребителей, а не ради производителя. Это означает, что потребители Иркутска, Казани или Уфы получат возможность доступа к конкурентной электроэнергии, а оттуда прямая дорога к удешевлению тарифов. Тогда станут реальностью заветная мечта любого покупателя электроэнергии и прогнозы руководителя РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса:

- Я считаю, что тарифы должны быть разные не только днем и ночью, но и в разные часы суток. Рынок, на который мы перейдем в ближайшее время, будет означать почасовое тарифообразование. Поначалу это случится на оптовом рынке для страны в целом. Следом этот же принцип проникнет на розничный рынок и дойдет до населения. Для нормального обывателя настанет такой момент, когда будет понятно, что затраты на покупку счетчика, к примеру, человек может окупить, экономя электроэнергию в выгодные тарифные отрезки времени.

Ничто так не подстегивает вчерашнего монополиста, как осознание того факта, что обычно безропотный потребитель вдруг показывает спину, ругается нехорошими словами и "уходит с вещами". Так было и при реформе угольной отрасли, и в сфере телекоммуникаций, да и просто можно вспомнить некогда столь болезненную либерализацию цен. Значит, получится и в электроэнергетике.

  

Денис БОРОДИН, г. Уфа. Первая интернет-газета Республики Башкортостан "БАШвестЪ", 06 апреля 2006 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики