По статистике, последние три года в России происходит экономический рост, а именно: ВВП (внутренний валовой продукт) увеличивается начиная с 1999 года в среднем на 6 процентов в год. Еще более быстрыми темпами растет производство, доходы населения, инвестиции в основной капитал. Но статистика, как известно, отражает лишь внешний вид государственной монеты, а вот ее качественное содержание, состав "сплава" плохо определяется на глаз и на зуб. Тут нужен более тонкий экономический анализ. Что и было сделано авторским коллективом Экспертного института и Фонда "Либеральная миссия" при финансовой поддержке Фонда "Открытая Россия". Результатом работы экономистов стал доклад "Бремя государства и экономическая политика: либеральная альтернатива", презентация которого состоялась на очередном семинаре Клуба региональной журналистики " Из первых уст" в Москве.
В течение трех предновогодних дней российские журналисты общались с учеными и чиновниками реформаторского направления. Таким образом, на полях моего блокнота оказалось несколько любопытных заметок о действующих лицах сегодняшних реформ, выступавших перед нами, и их формулах "превращения ртути в золото".
Мотор чихает, но работает
Егор Гайдар. Глава самого либерального Правительства России образца 1992 года. Инициатор "шоковой терапии". Символ российских рыночных реформ. Ныне директор института экономики переходного периода. Очень долго не соглашался встречаться с журналистами, но его сердце оттаяло, когда услышал весьма профессиональные вопросы в аудитории и аплодисменты под занавес выступления. За его неизменной, почти китайской улыбкой и как будто отстраненным взором проглядывала неукротимая целеустремленность и недюжинный интеллект.
"Сегодняшний экономический рост в России - предмет оживленных дебатов. Есть две базовые концепции. Первая - рост происходит благодаря девальвации рубля и благоприятной конъюнктуре рынка нефти. Вторая, что это результат либеральных реформ. На мой взгляд, и та, и другая имеют отношение к реальности. Вообще, категория ВВП очень непроста. Если хозяин женится на домработнице, то ВВП снижается, а если он разводится, но бывшая жена продолжает стирать ему носки, то ВВП растет. Все, за что платят -это ВВП. В социалистической экономике никто ни за что не платил. Сегодняшний рост связан с завершением перехода от социалистической экономики к рыночной, это постсоциалистическая рецессия. Это восстановительный рост. Он происходит при относительно низких капитальных вложениях за счет имеющихся ресурсов. Особенности такого роста: приходит неожиданно, его масштабы никто не может реально спрогнозировать, имеет затухающий характер, рост зарплаты опережает рост производительности труда. То есть рост имеет исчерпывающие источники. В некотором смысле сегодняшнее Правительство понимает, что нужно делать дальше. Но хватит ли времени? Колоссальную роль для дальнейшего подъема может сыграть малый бизнес, где сейчас занято колоссальное количество россиян".
Евгений Ясин. Патриарх реформ. Профессор экономики. Один из основных разработчиков ряда правительственных и независимых программ социально-экономического развития страны. Экс-Министр экономики Российской федерации. Принимал активное участие в создании Государственного университета - Высшей школы экономики и является его бессменным научным руководителем. Возглавляет Фонд "Либеральная миссия". Признался, что когда-то в молодости строил мосты, но строить экономические конструкции ему намного ближе.
"В течение 15 лет мы падали, в то время как все остальные росли. Сейчас мы на 43 месте. До революции были на этой же позиции. Мы добились равновесия с НАТО, добились высоких темпов роста ВВП. Достижения есть, но люди не стали жить лучше. Оживление экономики после кризиса- это стартер. Но работа мотора- это стабильное получение прибыли. Пока что мотор работает, чихая. Темпы начинают падать. Что делать? Как продлить и укрепить долгожданное русское чудо? Есть предложения устроить еще одну девальвацию. Но объем ВВП за счет роста цен- это грабеж людей, это противоречит нашей стратегической задаче- построить экономику, способную обеспечить благосостояние граждан. Мы предлагаем простую и логичную формулу- предоставить больше свободы бизнесу и облегчить бремя государства, потому что есть прямая зависимость между уровнем государственных расходов и темпами экономического роста. Это подтверждает опыт наиболее успешных стран конца ХХ века: Японии, Сингапура, Тайваня. Доля государства в экономике там составляет всего порядка 12 процентов. А в России этот показатель достигает 60-65 процентов. При таких условиях высокие устойчивые темпы роста российской экономики невозможны. Нужно сокращать бремя государства".
Государственные расходы и бремя государства для бизнеса
| | Суммы (млрд.руб.) | % ВВП | Резервы сокращения суммы % от расх. | Возможность сокращения в первый год суммы % от расх | Федеральный бюджет | | 1094,1 | 12,1 | 90-100 | 8,1-9,3 | 27 | 2,5 | Региональные бюджеты | | 1297,6 | 14,5 | 140-160 | 11,1-12,6 | 39 | 3,0 | Социальные фонды | | 702,9 | 7,8 | 30-31 | 4,4 | 14 | 2,0 | Бюджет расширенного правительства | Дох. Расх. | 3368,2 3033,6 | 37,3 33,6 | 250-340 | 8,2-11,1 | 80-85 | 2,8 | Государственный сектор | | 1350-1450 | 15-16 | 450-480 | 33 | 70 | 5,0 | Неформальные воздействия государства на экономику | | 680-830 | 7,5-9,2 | 400-540 | 60-65 | 40-60 | 6-7 | Всего бремя государства | | 5400-5650 | 60-50 | 1100-1360 | 26-30 | 190-210 | 3,5-3,7 | Справочно: ВВП | | 9040,8 | | % ВВП | 12,2-15,0 | 2,1-2,3 | |
|
Запасов хватит, чтобы войти в новый застой
Остальные выступления были своеобразной расшифровкой этих концептуальных докладов.
Михаил Задорнов, заместитель Председателя комитета по бюджету и налогам Государственной Думы. Безукоризненный и обманчиво мягкий, как его финансы.
"Сейчас общая экономическая стабильность. Бюджет 2003 года высокой степени прочности. Приличные финансовые резервы - 250 миллиардов рублей или 10-15 процентов годового бюджета. 130 миллиардов - резерв пенсионного фонда. Запасов хватит еще на один год. И не важно, будет война в Ираке или не будет. Но существуют глубокие внутренние противоречия. В 1997 году в федеральном бюджете концентрировалось 45 процентов всех сборов, сейчас- 65 процентов. Федеральный бюджет стал перераспределять намного больше за счет Фонда поддержки территорий (Север, Дальний Восток), Фонда компенсаций (детские пособия, социальная защита инвалидов, ветеранов, чернобыльцев, ЖКХ), Фонда инвестиций ( Федеральная программа развития регионов). Главный плюс данной системы в том, что уровень дифференциации между регионами резко снизился. Главный минус - это отсутствие стимулов для эффективной работы дотационных территорий. Главная проблема межбюджетных отношений - это дисбаланс между доходами и расходами, который бьет по самым низшим уровням власти - муниципалитетам. В реформе, предлагаемой Козаком, много минусов. Там нет четкого распределения расходных полномочий и налоговых источников под них. С такой реформой мы входим в новый застой".
Галина Курляндская, генеральный директор центра фискальной политики. Утонченная до кончиков очков.
"Что определяет объем бюджетных расходов? Конституция, Бюджетный кодекс, Отраслевые законы и Закон о бюджете на текущий год. Конституция не дает однозначного ответа, на что могут тратиться деньги. Бюджетный кодекс определяет лишь списки направлений расходов, хотя есть пункт о том, что содержание предприятий и учреждений осуществляется из средств органов, их создавших. Однако источники финансирования не определены. Еще одни недостаток Кодекса: в нем прописаны лишь конечные расходы. А кто должен взять ответственность за их регламентирование? Целый ряд отраслевых законов налагает обязательства на нижестоящие органы, это так называемые необеспеченные мандаты. Существует множество совершенно несуразных обязательств и льгот, например, предоставление льгот фармацевтам, право на компенсацию для родителей, обучающих детей в частных школах (в основном, это новые русские), финансирование из бюджета национальных художественных фильмов типа "Сибирского цирюльника", содержание кинотеатров. Самое страшное, что все эти социальные обязательства составляют порядка 6 триллионов рублей, это 68 процентов от ВВП. Далеко не совершенны межбюджетные отношения. Получая основную часть доходов от федеральных налогов, местные власти, по сути, распоряжаются "чужими деньгами" недостаточно ответственно. При этом, не имея "легальных" полномочий для проведения собственной налоговой политики, региональные власти используют неформальные методы воздействия на налогоплательщиков, облагают их своего рода натуральным оброком, например, по содержанию жилья.
Мы предлагаем систему бюджетирования по результатам, когда существует "дерево целей" и разработана соответствующая система финансирования. Эта система требует разработки новых механизмов".
Русские отменяют закон Паркинсона
Михаил Дмитриев, 1-ый заместитель Министра экономического развития и торговли РФ. Невероятный чиновник, желающий сократить чиновников.
"Между уровнем богатства страны и эффективностью правительства - прямая связь. Плохое государство - это черная дыра, куда проваливаются национальные ресурсы.
Поэтому мы должны пойти на неординарный шаг - в корне реформировать административную систему. Необходимо, чтобы государственная служба соответствовала стандартам рыночной экономики и демократического государства. Первое направление - это реформа кадровой политики. Не важно, сколько чиновников работает, важно, как они работают. Финансирование должно быть под результаты. Для этого необходимо расширить самостоятельность органов исполнительной власти в установлении штатного расписания, внедрить служебные контракты и найм на конкурсной основе, создать постоянный кадровый резерв, а также изменить систему оплаты труда чиновников, реформировать систему социальных льгот".
Среднемесячная заработная плата (включая выплаты социального характера) работников органов государственной власти и местного самоуправления РФ в первом квартале 2001 года.
| Среднемесячная заработная плата | В том числе органов: | федеральных, в том числе | субъектов РФ | всего | на федеральном | на региональном | всего | субъектов РФ | местного самоуправления | Работников органов государственной власти | 4050 | 4031 | 5620 | 3897 | 4064 | 5655 | 3411 | В том числе органов: Законодательной власти | 6887 | 7885 | 8073 | 4910 | 6569 | 8206 | 4227 | Исполнительной власти | 3860 | 3642 | 5054 | 3520 | 3993 | 5539 | 3401 |
|
Павел Потапов, заместитель руководителя нормативно-методического департамента Министерства имущественных отношений РФ. Молодой, авторитетно жестикулирующий, неотступно оберегаемый пресс-секретарем.
"На начало 2002 года в реестре Федерального имущества числилось 9810 федеральных государственных унитарных предприятий. На них работало три с половиной миллиона человек. ГУПы были созданы как переходная форма от советского хозрасчетного предприятия либо к "казенке" (казенному предприятию), либо к хозяйственному обществу. Несмотря на то, что есть достаточно успешные государственные предприятия, частные предприятия все-таки эффективнее. Поэтому решено ликвидировать унитарные предприятия как институт. Программой приватизации на 2002-2003 годы предусмотрена продажа 1012 унитарных предприятий, к началу 2004 года их должно остаться 7 298. Наше министерство подготовило законопроект об унитарных предприятиях, который ставит в достаточно жесткие условия менеджмент ГУПов".
Государственный сектор в экономике РФ (2000 год)
Форма собственности | Число предприятий Тыс. % | Среднее число занятых Млн. % | Основные фонды по балансовой стоимости Млрд.руб. % | Всего | 3346 | 100 | 64,3 | 100 | 16021,3 | 100 | Государственных Муниципальных | 351 217 | 4,5 6,5 | 27,9 | 37,9 | 6728,9 | 42 | Негосударственных (включая частную, общественных организаций и смешанную) | 2980 н.д. | 89 н.д. | 39,9 8,0 | 39,9 12,5 | 9292,4 н.д. | 58 н.д. |
|
Для резюме воспользуюсь квинтэссенцией из основного доклада, изданного отдельной брошюрой. Красным я в ней подчеркнула следующее:
- оптимальный уровень бюджета расширенного правительства должен быть 29-30 процентов от ВВП;
- расходы федерального бюджета снижены на 6-7 процентов;
- расширены полномочия субъектов Федерации в установлении ставок региональных налогов, а органам местного самоуправления дано право вводить собственные налоги и сборы;
- система финансовой помощи региональным бюджетам должна быть заменена целевыми трансфертами на поддержку конкретных программ; ставка ЕСН должна быть снижена до 24 процентов, а пенсионный возраст поднят до 65 лет;
- предлагается за два-три года ликвидировать как институт все государственные унитарные предприятия;
- преобразовать большинство учреждений бюджетной сферы в конкурентоспособные организации;
- продолжить военную реформу за счет комплектования профессиональной армии при ее сокращении;
- количество государственных служащих сократить вдвое, а среднюю зарплату поднять в 3-4 раза;
- сформировать атмосферу доверия общества к закону и власти за счет ликвидации административных барьеров, неформальных требований властей, преодоления коррупции.
Таковы ингредиенты очередного экономического эксперимента. Каков будет результат? Пока что в воображении рисуется почти фантастическая картина: честный российский чиновник, самостоятельный мэр, свободный бизнесмен, профессиональный военный, квалифицированный рабочий, умный студент, богатый ученый и вокруг куча заискивающих иностранцев, которые выстроились в очередь, чтобы постирать нам всем носки. Тогда уж точно, без всяких экономических расчетов, будет ясно, что ВВП в России растет. 
Елена Веселкова, Пермь. "Деловое Прикамье"

|
|