На нет и суда нет. (Народная мудрость).
Один миллион рублей пообещал глава автомобильного ведомства Минтранса РФ Евгений Москвичёв за «толковый проект» Транспортной стратегии на период до 2020 года. Это более чем скромное по нынешним временам заявление прозвучало на межрегиональном совещании транспортников в г. Туле 11 апреля. Причем, судя по всему, даже неожиданно для самого высокопоставленного чиновника. Г-н Москвичёв не на шутку осерчал на обвинения представителя из г. Воронежа в несусветных министерских зарплатах и, в свою очередь, уколол оппонента за развал общественного транспорта в столице Черноземья. Право, от нереальности ситуации становится как-то неловко. Да, есть большие проблемы с Транспортной стратегией, не получит её правительство в срок до 2008 года, целая отрасль останется без государственной поддержки. И не отсюда ли все текущие беды, беспорядки с перевозками, в том числе полный коллапс горэлектротранспорта в славном городе Воронеже? А Минтранс, конечно, тут и ни при чем, так, сторонний наблюдатель, не более. Зато теперь посулили миллиончик любому, кто бы сочинил что-нибудь внятное, пусть пока в виде тезисов, прямо на броне… пардон, капоте «жигулёнка». Ждут-не дождутся.
Мне вдруг представилось, как в 2000-м году некто, похожий на г-на Чубайса, где-нибудь на порогах Шушенской ГЭС возвестил о необходимости реформы электроэнергетики и разместил в местной «районке» тендер на написание сего проекта с гонораром в 1 млн. рэ. Очень смешно!
Ну, а если серьезно - есть разница, какую отрасль реформируют? Какие масштабы востребованных жизнью перемен, такие должны быть и подходы. Кстати, что сделал Чубайс?
Об этом нам, группе журналистов-региональщиков, Анатолий Борисович сам рассказывал на недавней встрече в пресс-клубе «Из первых уст»:
- Начались реформы довольно бурными политическими страстями, противостояниями, спорами, криками, стонами, драками, которые продолжались не менее трех лет, а закончились с принятием в 2003 году пяти законов, зафиксировавших суть стратегии преобразований в сфере. То, что заложено в этих законах, не является чем-то новым, не является российским изобретением. Есть закономерный процесс отраслевых либерализаций в разных секторах мировых экономик.
Разумеется, была серьезная подготовительная работа, с привлечением признанных экономических светил, на разработку проектов потрачен отнюдь не один миллион рублей, но, обратим внимание, Чубайс говорит, что, в принципе, изобретать велосипед не нужно – всё уже есть в приемлемом для нас виде. Бери и пользуйся. Опять же, об уроках предыдущей реструктуризации угольной промышленности в России, проводимой под началом А. Чубайса, нам довелось написать отдельную книгу, так что о теме имеем представление не понаслышке. Тоже все начиналось с дебатов, противостояния, а закончилось тем, что гибельная по сути отрасль вдруг восстала, работает с прибылью, готова завалить дешевым сырьем ту же электроэнергетику, и не стучат больше каски под окнами правительства.
Отметим такой момент: под социальные преобразования были привлечены огромные средства Мирового банка, и поэтому угольная реформа прошла относительно безболезненно. А что, спрашивается, мешает Е. Москвичеву и его коллегам сделать то же самое, или же они находят, что г. Воронеже мало социальных проблем и его жители должны еще остаться наедине со своим порушенным трамваем? Или, по мнению Минтранса, туляки могут платить за среднестатистические поездки в муниципальном транспорте тысячу рублей в месяц, и еще обидятся, если за них выхлопочут транш МБРР?
Ну это же замечательно, как г-н Москвичев провел в г. Туле пресс-конференцию! Когда его спросили, как он относится к отмене в городе проездных билетов, он отреагировал прямо-таки с вычислительной мощью двухъядерного компьютера. Мол, это по усмотрению местных властей, как они решат, так и будет. А вот участники совещания из других городов и не сразу понимали, о чем речь – как это так, отменить проездные билеты, это же невыгодно. Более того, в рекомендациях «круглого стола» по теме «Монетизация льгот и проблемы финансовой состоятельности пассажирского автотранспорта», проведенного буквально месяц назад Российским автотранспортным союзом совместно с Минтрансом РФ с участием Госдумы, профсоюзов и ведомств, записано: «Считать 2006 год переходным периодом по доведению стоимости единого социального билета для льготной категории граждан до уровня стоимости проездного билета для проезда граждан, не имеющих льгот на проезд в регионе».
В общем, такое впечатление, будто по приезду в Тулу в г-на Москвичева заложили специальную программу поведения на местной публике. Интересно было знать, кем именно, и что это за копия – «крякнутая» или же лицензионная?
Чубайс теперь уже с высоты своего личного опыта учит: россиянам в их тернистом пути реформирования экономики не надо изобретать велосипед. То, что он прав, делегация Российского автотранспортного союза убедилась прошлогодней осенью воочию, во время деловой поездки по европейским странам. (Об этом наша газета подробно писала). Там прекрасно сохранился и действует институт общественного транспорта, как пассажирского, так и грузового, с проездными билетами на день, неделю, месяц наперед и которые в Швеции признают даже в такси. Там крепкие ассоциации перевозчиков, с делегированными полномочиями госорганов, автовокзалы в руках муниципалитетов, всякие социальные поблажки. Одним словом, реальный социализм с человеческим лицом. А мы что, хуже Швеции? Мы куда богаче Швеции, но не можем себе позволить даже муниципального транспорта в полном понимании этого слова. Почему?
Ах, всё упирается в отсутствие транспортной стратегии и законодательства? Так уйдите в отставку, господа хорошие, коль вы не умеете организовать реформы! Это же смеху подобно – который год клянчить «толковый проект» транспортной стратегии. Освободите место для «чубайсов»! Поверьте же, они у нас найдутся. Было бы стоящее дело.

Евгений АДАЕВ, г. Тула. Отраслевая региональная газета «Тула транспортная», № 10, апрель 2006 г.

|
|