ХОТИТЕ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВЬЯ? ПЛАТИТЕ!
Автор: Макеева Софья
Регион: Красноярск
Тема:  Национальные проекты
Дата: 25.04.2006

В этом году нас ждет много нового. И хорошо забытого старого тоже. Так нас ждут злобные врачи и недовольные своей жизнью учителя. Ждут прямо на своих рабочих местах - в больницах и школах.

Это нам обещал сам Путин. Правда, сформулировал он немного по-другому: "приоритетные национальные проекты".

Итак, главная хорошая новость - власть о бюджетниках помнит. Главная плохая - помнит она о них напоказ.

В новом году - нас об этом уведомил президент - врачам и учителям будет ЩАСТЬЕ, как-то: индексация зарплат, премия в сто тысяч лучшим преподавателям, повышение зарплаты участковым врачам и медсестрам до 15 тысяч... То есть подразумевается, что лечить нас будут сытые врачи, а учить детишек довольные учителя, в социалистическом соревновании борющиеся за знания и ежегодную премию в сто тысяч. Только представьте: утром вы ведете ребенка в школу, где его ждет спокойная Марья Ивановна, думающая о формулах, а не о том, почему у вашего сына есть сотик, а у нее - нет. А затем идете в больницу, там вам улыбаются врачи и не хамят в регистратуре... Представили? Забудьте! Так не будет. Почему? Сейчас узнаете.

Итак, врачам повысят зарплату на десять тысяч, а медсестрам на 5 тысяч рублей...

На самом деле: повысят. Но только врачам общей практики, участковым терапевтам и педиатрам. Если какие-то неучастковые врачи (то есть девять десятых врачей) об этом не догадываются, то в январе-феврале они будут удивлены. Очень. Получат, например, гинеколог, офтальмолог и хирург свои 7 тысяч, а участковый врач и врач общей практики (это что-то типа семейного доктора - специалиста по всем вопросам) - по 15 тысяч. Медсестра в больнице получит свои жалкие несколько тысяч рублей, а в поликлинике - на пять тысяч больше.

Офтальмолог, гинеколог и хирург задумаются. И пойдут переучиваться на врача общей практики. Или в частную клинику. В результате мы получим очень хороших участковых врачей и платных гинекологов и офтальмологов. Ну, это в перспективе.

С хирургами тоже все, в общем-то, понятно. Вы же не хотите, чтобы вас оперировал хирург, завидующий зарплате участкового? Поэтому ему тоже нужно будет платить. Каким образом? Об этом нас известил сам министр здравоохранения и соцразвития Михаил Зурабов. На вопрос Владимира Познера в телепередаче он ответил со всей своей министерской честностью: "Но там же фактически платное здравоохранение". Не больше и не меньше. Платили? Продолжайте, не останавливайтесь.

Кстати, педиатрам повезло. Еще в начале 2005 года Зурабов был уверен, что без них легко обойтись: ведь врач общей практики может запросто лечить и детей, и взрослых. Знаменитый Леонид Рошаль заявил, что этот проект ликвидирует педиатрию в принципе. Много говорилось и том, что за 6 месяцев учебы невозможно подготовить из специалиста узкого специалиста по всем вопросам (а именно столько длятся курсы подготовки врачей общей практики). И о том, что на Западе, где работает подобная система, от нее пытаются отказаться: неэффективна. И даже о том, что в 78-м году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) признала советскую систему профилактической медицины лучшей в мире. И зачем идти от лучшего к тому, к чему мы идем... Поговорили, поговорили и придумали новый проект с педиатрами, но без узких специалистов.

Но не все так плохо: во-первых, первичное звено на самом деле укрепят. Во-вторых, врачам "Скорой помощи" и сотрудникам фельдшерско-акушерских пунктов зарплату тоже повысят. Во второй половине 2006 года - в 1,8-2 раза. Правда, сами врачи в такое счастье не верят. Как уверила меня заместитель главного врача по экономике одной из городских больниц, специализирующейся на скорой медицинской помощи, надежда только на местные власти. А Зурабову веры нет. Пока что.

А лучшим 10 тысячам учителей дадут по 100 тысяч рублей...

На самом деле: 100 тысяч - это большая сумма. А 10 тысяч учителей - это очень мало. Делим на количество субъектов федерации, на количество районов. Получаем 2-3 учителя в каждом административном районе. Плюс-минус.

И тут все предельно ясно. На случай, если не догадались, что произойдет дальше, послушайте, что умные люди говорят...

Вот, например, слова Евгения Шлемовича Гонтмахера, научного руководителя Центра социальных исследований и инноваций: "Сразу возникнет вопрос: "А судьи кто?" Смотрите: в школе преподают два учителя русского языка. Один учитель получает свои 3-4 тысячи, второй в 3 раза больше. Может, это выдающийся учитель... Может, у него дети олимпиады выигрывают, еще что-то... Но кто и как определит критерии? Процесс выбора лучших будет безумный..."

Людмила Косарынцева, председатель краевой организации профсоюза работников народного образования и науки Российской федерации тоже не тешит себя иллюзиями: "Этот человек станет изгоем. Что будут думать? Что премию получат те учителя, которые лояльны к местным властям. И они будут правы. А ведь мы предлагали отдать эти средства тем учителям, которые имеют высшую категорию. Пусть бы 15 процентов учителей получили добавку в 2-3 тысячи, а избранные - по 100 тысяч".

Но не все так плохо: во-первых, лишние сто тысяч еще никому никогда не мешали. Во-вторых, министры уверены, что губернаторы поддержат инициативу президента и организуют гранты для учителей на свои средства. Ну, это в будущем. А пока... Как вы думаете, сколько губернаторов предложило учителям по сто тысяч? Вы сильно удивитесь, если я скажу, что ни одного?

И всем учителям проиндексируют зарплаты...

На самом деле: к 2008 году зарплаты увеличатся в полтора раза. Ну, это к 2008-му. А пока их будут плавно индексировать. Повторю еще раз: ПЛАВНО. То есть потихоньку. В смысле, почти незаметно. На 4,5 процента, на 8 процентов...

Учителям такая радужная перспектива почему-то не понравилась. И осенью, почти сразу после обрисовки радужных перспектив президентом, они отправились митинговать.

По какому поводу бунт? Людмила Васильевна Косарынцева уверена, что два килограмма сосисок не сделают учителей счастливым. Даже если два килограмма каждому, а не на школу. При чем тут сосиски? При том, что речь идет именно о них.

- Пересчитайте эти мизерные проценты по отношению к мизерной зарплате учителя. Мы пересчитали - получили два килограмма сосисок. Даже когда повысят зарплату в общей сумме на 20 процентов - а это будет только в сентябре, - проблема не решится.

Небольшое лирическое отступление. В начале 2005-го зарплаты повысили на 20 процентов, а они взяли и повысились в реальности только на 8 процентов. А кое у кого даже понизились. Такие вот вредные зарплаты. Как так получилось? Демография-с. Количество учащихся падает. И хорошо продуманная политика-с. У моего знакомого завуча зарплата после повышения упала с 14 тысяч до 11 тысяч. Просто вовремя сняли надбавки. Экономика, сами знаете, должна быть экономной.

Добавим к этой картине последний штрих сокращение школьных нагрузок. Вы думаете, что учителя после этого будут меньше получать, а дети - меньше уставать и болеть? Возможно. Но - факт - вы будете платить больше.

Урок арифметики вам сейчас преподаст учитель и по совместительству депутат Московской городской думы Евгений Абрамович Бунимович: "По отношению к Европе у наших школьников в неделю больше часов. Примерно на 20-25%. "Поэтому, - сказал министр,- надо сократить стандарт на 20-25 процентов". Когда мы пересчитали с экспертами, получили совсем другие числа. У нас очень длинные каникулы. И по общегодовым часам наши школьники совсем не перегружены. Это, во-первых. А во-вторых, в той же Франции урок не 45 минут, а 55. От часов переходим к минутам - у нас даже недогрузка по отношению к Франции. И когда стандарт разгрузят на 25 процентов, мы получим класс А (в котором дети будут получать образование с перегрузками, разумеется, платными) и класс Б (в котором будут получать 75 процентов знаний - тот самый стандарт)".

К чему все это? А к тому, что в какой вы класс хотите отдать своего ребенка: в класс для богатых и перспективных или в класс для бедных и глупых? И вообще, хотите ли вы, чтобы ваше чадо учила женщина сорока лет, недовольная своей жизнью и завидующая... вам? Ведь учитель средней школы получает меньше, чем родители ее учеников. Вот такая забавная статистика.

Но не все так плохо: средняя зарплата учителя - чуть больше четырех тысяч. Средний чиновник получает в 10 раз больше. И тому, и другому очевидно, что зарплату учителям нужно повышать. Правда, представляют они себе результат по-разному.

Учителя уверены, что им бы на жизнь хватило 10-15 тысяч рублей. А вот жители столичных городов представляют потребности учителей, особенно провинциальных, по-другому. То есть им понятно, что на 3 тысячи рублей (меньше трех тысяч получает 50 процентов учителей) или 4 тысячи (меньше 5 тысяч получает 75 процентов) прожить сложно. Поэтому называют цифру в 5-6 тысяч рублей. Не кто попало называет - весьма уважаемые люди.

Так, Татьяна Львовна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования, рассказывала провинциальным журналистам (в том числе мне) о реформе образования. Не знаю, кто больше удивился, мы, услышав цифру 5-6 тысяч, о которых "мечтают" все учителя в провинции, или Татьяна Львовна, увидев нашу реакцию на ее заявление.

И в результате всего этого качество услуг повысится...

На самом деле: обещают обновить автопарк "Скорой помощи", оснастить новым диагностическим оборудованием более 10 тысяч муниципальных поликлиник, в 4 раза увеличить количество высокотехнологичных операций... И это хорошо. Очень. И то, что 20 тысяч школ получат доступ к интернету - тоже. И что будут модернизированы учебные классы, переподготовлены преподаватели десятков вузов и тысяч школ - замечательно. И возможно, даже два Национальных университета, которые будут двигать науку, - неплохо.

Где же, спросите, подвох? Везде. Нам обещают хорошую бесплатную медицинскую помощь - но не всегда. Хорошее образование - но не для всех. Хотите всегда и для всех? Пожалуйста! Любые капризы за ваши деньги.

Но не все так плохо: к этому моменту вы наверняка решили, что у властей нет продуманной политики в области здравоохранения и образования. Неправда. Есть. Сформулировать ее можно так: создание положительного имиджа в условиях минимализации затрат.

Согласитесь, было бы странно, если бы люди, желая прорекламировать газировку, вкладывали деньги не в рекламу, а в производство, пытаясь улучшить вкус напитка и сделать его менее вредным. Поэтому в проекте "Приоритетные национальные идеи" (или "Создание положительного имиджа") речь о повышении качества работы, улучшении жизни врачей и учителей не идет. Нелепо вкладывать гигантские средства в производство, когда нужно всего лишь отпиарить продукт.

Впрочем, у этого "создания положительного имиджа" существует и обратная сторона. Нас заставляют платить, а значит, думать, выбирать. Идти в платную клинику к узкому специалисту или в бесплатную к врачу общей практики. Подавать в суд, когда за наши деньги нам ставят неправильные диагнозы, или опускать руки: "Чего еще ждать от нашей медицины?" Отдавать детей в класс, где за знания нужно доплачивать, или в класс, где ребенок получит по минимуму (зато не устанет!). Молча платить за квартиру или выбрать управдома, организовать кондоминимум и самим влиять на то, как будут тратиться средства. Принимать, наконец, с восторгом все идеи правительства, которое создает свой положительный образ, или протестовать, митинговать, собирать подписи... По сути, Владимир Владимирович создает гражданское общество. Хотя, возможно, и не совсем осознанно.

  

Софья МАКЕЕВА, г. Красноярск. Газета «Комок», № 2, январь 2006 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики