Сегодня вступает в силу до сих пор обсуждаемый и весьма противоречивый федеральный закон последнего полугодия. Это поправки в несколько других законов, в частности, "О некоммерческих организациях" и "Об общественных объединениях". Органы исполнительной власти в лице Федеральной регистрационной службы приступают к новым формам контроля существования проявлений гражданского общества. Общественные деятели не оставляют попыток либерализовать очевидно полицейский документ: стремление контролировать любые проявления гражданской активности, по их убеждению, играет на руку российской чиновничьей бюрократии.
В Главном управлении ФРС по РБ так комментируют изменения в законодательстве. Например, введено самостоятельное понятие "иностранная некоммерческая неправительственная организация". Появилась отдельная статья, предусматривающая специальный порядок государственной регистрации некоммерческих организаций и в связи с этим включены нормы, устанавливающие процедуры отказа в их государственной регистрации. Вердикт ФРС и ее территориальные органы обязаны выдать в течение 14 дней. Единственное различие - для некоммерческих организаций вводится более простая процедура государственной регистрации по сравнению, например, с регистрацией общественных объединений. И еще: никакой перерегистрации уже зарегистрированных НКО законом не предусмотрено.
Принципиальные перемены ожидают иностранные некоммерческие организации, а именно их филиалы, представительства и отделения. Их деятельность на территории Российской Федерации должна остаться в сегодняшних рамках - регистрация их филиалов и представительств будет иметь уведомительный характер. Одновременно эти НКО должны сообщать о программе своей деятельности и об объемах финансирования из-за рубежа. Главное не в этом - отныне Федеральная регистрационная служба РФ будет контролировать, соответствует ли деятельность некоммерческой организации законодательству России и целям, предусмотренным учредительными документами НКО.
Наконец, поправки в законе "Об общественных объединениях", в частности, по-новому излагают основания для отказа в государственной регистрации общественного объединения, а также расширяют полномочия государственных органов по осуществлению надзора и контроля за деятельностью общественных объединений.
Упорное сопротивление видимой части гражданского общества, какой и являются сотни тысяч разного рода общественных организаций и объединений, прокрустовой, по их мнению, регламентации деятельности НКО длилось около года. Однако ни они, ни Общественная палата своим авторитетом, ни личное мнение значительных фигур российского общества, ни Совет Европы не смогли добиться отмены законопроекта. Общественный деятель, один из инициаторов движения за защиту прав потребителей, член Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, президент Института национального проекта "Общественный договор" Александр Аузан призывал в союзники даже исполнительную власть.
- Я обращаю ваше внимание, что из правительственных ведомств отрицательную позицию по этому закону занимает Министерство экономического развития и торговли. Иными словами, этот закон плох даже для реальных социально-экономических результатов развития страны. Гражданское общество - это довольно значимый фактор производства внутреннего валового продукта в стране, создания услуг для населения, новых процедур, новых социальных технологий, - убежден Александр Аузан. - Безусловно, этот закон представляет собой сильное политическое заблуждение. Я напомню, что идея его создания возникла весной 2005-го после серии "цветных" революций в Грузии, а потом и на Украине, в Киргизии, как проявление опасения, что революции делаются западными деньгами через некоммерческие организации. Наверное, сторонники этого взгляда считают, что большевистская революция в России произошла потому, что кайзер деньги дал, а Великая французская революция произошла потому, что Орлеанская династия деньги давала на интриги.
Сегодня еще, согласно данным государственной регистрации, в России насчитывается около 400 тысяч неправительственных некоммерческих организаций, причем правозащитные организации составляют около двух процентов из них, а 80 процентов - это организации социальной направленности - ветеранские, женские, направленные на защиту прав детей, призывников, поддержку больных, неимущих и тому подобное. Между прочим, исторически НКО в России возникли не потому, что кому-то предложили деньги на их создание. Причина - в необходимости решения создавшихся проблем и, к сожалению, там, где государство отсутствовало. Так, экологическое движение набрало силу в 80-х годах из-за глобального ухудшения состояния окружающей среды и техногенных катастроф. Требования к безопасности товаров, которые упали в результате шоковых экономических реформ 90-х годов, взялись восстанавливать потребительские организации. Есть опасения, что тысячи и десятки тысяч подобных им НКО не смогут выжить в условиях, которые для них предполагается создать.
В Башкортостане действуют порядка трех тысяч общественных организаций. Ясной картины собственного будущего у них также нет. Председатель общественной благотворительной организации "Попечительский совет уголовно-исправительной системы РБ", член Правления Ассамблеи НКО РБ Регина Султанова считает, что новый закон "существенно утяжелит работу общественных организаций".
- Очень много НКО работают без местной финансовой поддержки - только на выигранные в конкурсах гранты. Но это значит, что они конкурентоспособны. Понятно, что изменения в законодательстве делают их менее свободными, помещая под чиновничий микроскоп, - подчеркивает Регина Султанова. - Прежде всего бросаются в глаза изменения в законе, согласно которым, проще говоря, устанавливается нерегулируемая система контроля за деятельностью некоммерческих организаций. Слова типа "проверка не чаще раза в год" не спасут от бюрократической самодеятельности, ведь можно и десять месяцев проверять. Причем, тотально - от переписки до количества скрепок. Может быть, сам закон и неплох, но им, увы, теперь смогут пользовать чиновники, даже самые мелкие, в корыстных целях, чтобы противостоять деятельности организации. На мой взгляд, этот закон логично смотрелся бы как часть комплексной государственной программы поддержки и развития некоммерческого и неправительственного сектора. В России нет до сих пор закона, защищающего и благословляющего институты гражданского общества.

Денис БОРОДИН, г. Уфа. Первая интернет-газета Республики Башкортостан "БАШвестЪ", 18 апреля 2006 г.

|