ИММИГРАНТЫ НЕ ПРОЙДУТ!
Автор: Мещеряков Алексей
Регион: Красноярск
Тема:  Демографическая ситуация
Дата: 29.03.2006

Вокруг проблемы иммиграции в нашем обществе ломается немало копий. С одной стороны, все признают, что на фоне, увы, неуклонного сокращения коренного населения России стране нужны трудовые ресурсы, которые могут появиться только из ближнего и дальнего зарубежья. С другой - недавние события во Франции, где иммигранты из стран Магриба чуть не устроили в этой якобы благополучной стране исламскую революцию, напомнили, что и у нас могут возникнуть аналогичные проблемы. Разные точки зрения на эту тему не редкость даже в одной семье, чему подтверждение статьи супругов-журналистов, которые мы предлагаем вашему вниманию. От редакции.

С год назад в одной из центральных газет я увидел две цифры, которые, на первый взгляд, явно противоречили друг другу. Оказывается, почти 80 процентов жителей Москвы и Санкт-Петербурга считали, что им нужны иммигранты, которые выполнят за них малоквалифицированную и низкооплачиваемую работу. И те же самые 80 процентов были убеждены в том, что иммигранты отбирают у них хлеб. Тут же некий чиновник разъяснил, что подобное раздвоение-отторжение проходит на психологическом уровне "свой - чужой". Вот если бы иммигранты были славянами, то, по его же мнению, подобного конфликта в головах столичных жителей не возникло бы.

Недавно довелось послушать доклад на тему "Зачем России иммигранты?", сделанный директором "Центра миграционных исследований" Жанной Зайончковской. Прозвучали совершенно убедительные доводы в пользу того, что России крайне необходимы иммигранты.

В 80-е годы в экономическом институте при Госплане СССР Жанна Зайончковская занималась прогнозами на рынке труда. Ученые предупреждали: грядет естественная убыль трудоспособного населения. Однако в нашем обществе господствовало благодушное и даже агрессивное отношение к мигрантам. После распада Союза российские демографы еще десять лет доказывали, что без иммиграции Россия не выживет. Сегодня, опять же по оценке директора ЦМИ, мы подошли к последней черте. О кадровом голоде сигнализирует большинство регионов России.

Зайончковская подробно разбирала возможные пути выхода из создавшейся критической ситуации на нашем рынке труда. Из них можно выделить три магистральных.

Повышение рождаемости. Поскольку, по самым оптимистическим прогнозам, в ближайшие двадцать лет численность трудоспособного населения, если не будет миграции, сократится на 18 миллионов. В то время как общее количество занятых в экономике России - 67 млн. человек. Второе - это рост продолжительности жизни. Продолжительность жизни российских мужчин 59 лет. Это показатель стран третьего мира. И, наконец, технический прогресс. Повышение производительности труда в промышленности (что составляет 30 процентов занятости). А мы говорим и о строительстве, и о развитии сферы услуг:

Даже если произойдет чудо и в ближайшие годы мы решим проблему рождаемости - понадобится 20 лет, чтобы человек достиг "трудового возраста". Еще одно из чудес: заметное повышение продолжительности жизни - с одновременным повышением пенсионного возраста до 65 лет - также не решит проблему в ближайшем будущем. Вот и получается, что здравый смысл самосохранения своей страны диктует (должен бы диктовать), что мы ЗА трудолюбивых иммигрантов! Экономика должна получать достаточное количество кадров. Но вот тут-то экономические и любые здравые расчеты снова упираются в психологическое "свой - чужой".

Возьмем одну из самых болевых точек общества - китайскую иммиграцию. Многие эксперты считают, что китайцы, в силу своих национальных традиций, практически не пускают "в себя" чужую культуру. Они везде остаются САМИ СОБОЙ. Отсюда - "Чайна-тауны", "китайские кварталы", разбросанные по всему миру. Замкнутые пространства Великого Китая. Где есть китайские школы, китайские врачи, китайские рестораны. Китайцы значительно более осторожно относятся и к смешанным бракам. И когда задают вопрос: "Против вы или нет, чтобы ваши дети вступили в брак с китайцем?", русских в два раза больше "за", чем китайцев.

Соответственно надо понимать (нам!): если с востока в России появляются надписи на китайском языке "Вход только для китайцев", это вовсе не расовое, это - чисто китайская традиция. Но мы-то с вами в большинстве своем воспринимаем подобное именно на уровне СВОЙ - ЧУЖОЙ. И особо не задумываемся, какую же такую пользу принесут китайцы России. И на рынке труда, и вообще. "Больно уж не похожи они". На нас.

Директору ЦМИ рассказали: если российские предприниматели набирают на работу таджиков, то они не хотят покупать новое оборудование, а это тормозит научно-технический прогресс. Зайончковская согласилась: "Это правда. Надо учить этих таджиков, конечно. Понимаете, еще Москва может за счет привлечения из других регионов пополнить свою квалифицированную силу. Потому что в Москву приедут. Но больше ни один другой регион России не может на это рассчитывать". Интересно, а как здесь сработает хоть какая-то "экономическая логика" соотечественников в регионах? Ну, реально вы можете представить картинку, когда средний или малый предприниматель открыл курсы, чтобы: учить таджиков?

Еще один пример от Зайончковской, характеризующий реальную картинку отношения к тем же китайским переселенцам. Директор ЦМИ участвовала в обосновании одного из проектов на Транссибирской магистрали, где возникла та же проблема: "мы не хотим чужаков, мы хотим наших людей". Но рабочей силы все одно СЕГОДНЯ нет. Зайончковская предложила: "Не надо беспокоиться о рабочей силе в районе Транссибирской магистрали, надо только спокойно отдать это дело китайцам. Тут рабочей силы столько, сколько надо". Ей так же спокойно ответили: "Нет, вы вот как-нибудь так сделайте, чтобы наши приехали".

Наши не приедут. И причин тому предостаточно. И неохота, да и некому. А вот азербайджанцы, например, могут поехать. Та же Зайончковская говорит о том, что в Азербайджане избыток молодых рабочих рук.

И получается замкнутый круг, из которого реального выхода пока не видно.

Лица нормальной национальности

Много лет я отношу в ремонт обувь к одному и тому же сапожнику. Он нерусский. Никогда не обращала на это внимания, так как обувь всегда ремонтировалась качественно. Один раз эта мастерская была долго закрыта, и я отдала туфли другому мастеру. Который испохабил все каблуки, а надо-то было всего лишь поставить набойки! Мастер-ломастер был русским. Нет разницы, кто выполняет ту или иную работу, главное, чтобы он умел это делать. Когда на даче у брата моего мужа строители-таджики ставили беседку, сбежались посмотреть все соседи, никто раньше не видел, чтобы так тщательно строили, зачищая наждачной бумагой даже те брусья, которые были не видны. Денег за работу они взяли в два раза меньше, чем заламывали местные калымщики, которым и обед свари, и еще бутылку каждый день поставь!

Поймала себя на мысли, что после трагедии в Беслане я стала обращать внимание на национальность своего старого красноярского сапожника. Может быть, он и в Красноярске-то живет побольше меня, но это факт. Он теперь - тоже "лицо кавказской национальности"! Перестала я подавать и детям таджиков, которые побираются. То же самое и на рынке, что на улице Матросова, возле которого я живу. Повсюду торгуют азербайджанцы, на что я никогда не обращала внимания. Что хозяйке главное: купить подешевле, чтобы не обвесили, чтобы фрукты были качественные. И если творог, молоко и сметану можно взять у бабушки из района, то мандарины же не растут в Большой Уре или в Уяре? Берешь у тех, кто их привозит. И приезжают торговать они давным-давно, и селятся вместе со своими семьями, и никому не мешают. Пьют меньше местных, я пьяными их не видела. Но после Беслана стала реагировать и на азербайджанскую речь, когда торговцы общаются между собой. Испытываешь какой-то дискомфорт. Казалось бы, при чем здесь азербайджанцы, которые давно стали красноярцами, и Беслан, где живут люди других национальностей? И при чем здесь тот же сапожник, о национальности которого я и по сегодняшний день не знаю?

Смотрела недавно американский фильм, где негра засудили за преступление, которое он не совершал. Судили его белые американцы, у многих из которых, наверное, до нашего времени осталась какая-то предубежденность против них. Не того цвета кожа, не так себя ведут. "Отвратительно, что чернокожие пользуются большими правами при поступлении в институт при прочих равных обстоятельствах. Но если вспомнить, что еще в 50-е годы великая певица Билли Холидей ездила в грузовом лифте, пока ее белая группа ехала в пассажирском, - становится понятно, за что идет расплата", - говорит писатель Петр Вайль. Взять ту же Америку, где люди, у которых есть "хоть капля" индейской крови, могут всю жизнь не работать, получая ежемесячное пособие в тысячу долларов. Так с ними расплачиваются добропорядочные американцы за то, что обижали их предков.

Недавно в Клубе региональной журналистики я слушала лекцию доктора наук Надежды Лебедевой, которая занимается проблемой межэтнических отношений уже 25 лет. Ее родной Институт этнологии и антропологии РАН проводил опросы и получил такие данные. 40% считают, что если где-то представителей этнических меньшинств коренные жители не хотят видеть, то нечего им туда соваться. Лебедева пояснила, что самым сложным для респондентов оказался вопрос. "Мы их попросили согласиться или не согласиться с таким утверждением: хорошо, когда люди разных рас и национальностей живут в одной стране? Согласны с этим утверждением 38%. Не согласны 32%. Остальные не определились. Вот это очень тревожный симптом. Наша терпимость по отношению к другим расам и национальностям - на критическом уровне".

Эти данные ученые получили в декабре 2005 года в Москве, где жизнь совсем другая, чем во всей России. Хотя Надежда Лебедева считает: "В Москве уже сознание пробуждается, что приезжие занимают те ниши, которые москвичи добровольно не занимают. Поэтому есть уже некоторое чувство благодарности. Я живу в Измайлове, и я вижу, что каждое утро таджики убирают. Они все это делают очень хорошо и очень трудолюбиво". Думаю, что по Красноярску или другому городу Сибири все выглядело бы совсем иначе. Ни о каких 80 %, 40 % или даже 30 % речи бы даже не шло.

"Хорошо или плохо, когда люди разных рас и национальностей живут в одной стране?" Я задавала этот вопрос своим подругам, знакомым и родственникам. Многие просто не понимали, о чем их спрашивают. Всегда и во всех странах будут жить люди "разных рас и национальностей"! Кто-то отвечал: а какая разница? Но многие никогда не задумывались об этом. Хотя задуматься об этом, наверное, стоило бы, чтобы не было у нас погромов и прочих безобразий.

Ведь преступники не имеют национальности. А нормальные люди имеют только одну национальность - НОРМАЛЬНЫЕ.

  

Алексей МЕЩЕРЯКОВ, Светлана МЕЩЕРЯКОВА, г. Красноярск. Газета «Вечерний Красноярск», № 11 (55) среда, 29 марта 2006 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики