СВОБОДНЫЕ ЗОНЫ: ТОЧЕЧНАЯ ЭКОНОМИКА
Автор: Думенко Татьяна
Регион: Кемерово
Тема:  Экономика , Проблемы регионов
Дата: 17.01.2003

Споры об особых экономических зонах - ОЭЗ - (иначе их называют свободными экономическими зонами - СЭЗ) внутри России и их роли в экономике страны между различными федеральными министерствами и ведомствами, регионами и российскими компаниями начались еще лет 10 назад. За последние год-два дискуссии на эту тему резко активизировались. Правда, преимущественно они касались оффшоров - самой распространенной разновидности сервисных ОЭЗ. Губернаторы и представители фискальных структур (Кузбасс здесь яркий пример) говорили об "уводе денег из регионов". Предпринимательское сообщество уверяло, что регистрация в оффшорных зонах, в которые, по сути, превратились СЭЗ на Алтае или Калмыкии, не что иное, как оптимизация бизнеса. Сегодня, когда практически все существующие СЭЗы с вступлением в силу нового Налогового Кодекса прекращают свое существование, вопрос об ОЭЗ, по замыслу правительства РФ, должен рассматриваться в контексте экономического роста страны

Прошедшим летом правительство РФ рассматривало законопроект "Об особых экономических зонах". ОЭЗ, согласно этому законопроекту, рассматривались правительством как центры стимулирования только конкурентоспособных отраслей экономики, центры привлечения инвестиций и развития высоких технологий. Согласившись с такой основой, представители разных министерств так и не смогли выработать единую позицию по ОЭЗ, и документ был отправлен на доработку. И хотя сейчас нельзя сказать точно, когда правительство вновь будет рассматривать законопроект, главные его положения вряд ли сильно изменятся. В первых числах октября в Москве на очередном семинаре Клуба региональной журналистики "Из первых уст" (подробнее о Клубе см. в примечании) проект закона представила один из его непосредственных разработчиков - начальник отдела региональной экономической политики Рабочего Центра экономических реформ при правительстве РФ Ольга Кузнецова.

По словам Кузнецовой, документ допускает создание в России ограниченного числа 0 33. Причем, только двух типов: промышленно-производственных и технико-внедренческих ("за бортом" остаются торговые и сервисные). Необходимость ограничения количества ОЭЗ, а также размеров зон (до нескольких квадратных километров) Кузнецова объясняет, прежде всего, недостатком бюджетных средств на создание довольно дорогостоящей инфраструктуры зон. Подсчитано, что на обустройство 1 кв. км ОЭЗ требуется от 20 до 70 млн. долларов. И тем, кто ссылается на достижения Китая по привлечению иностранных инвестиций в ОЭЗ стоит помнить, что за одним долларом инвестиций стоят четыре доллара вложений на создание условий для развития бизнеса. К тому же, небольшое количество зон, по мнению разработчиков законопроекта, позволит минимизировать отрицательные последствия от создания ОЭЗ. Малое число - больше контроля.

Естественно, при создании промышленно-производственных зон нужно в больше степени, нежели в случае с технико-внедренческими, учитывать близость к ней транспортной инфраструктуры и потенциальных рынков сбыта. А одной из основных предпосылок появления технико-внедренческой зоны может стать наличие в конкретном регионе ВУЗов или НИИ. Что же касается размеров зон, то технико-внедренческую ОЭЗ можно представить вообще в отдельном здании. Но все это детали. Гораздо важнее принципиальные положения законопроекта по вопросам регистрации в ОЭЗ, правам компаний и инвесторов, которые захотят работать в ОЭЗ.

Привлечение инвестиций названо одной из основных целей создания ОЭЗ. В промышленно развитых странах, ориентированных на внутренние инвестиции, режим ОЭЗ действует либо в депрессивных регионах, либо в научных и технологических центрах (т.н. технопарки). В развивающихся странах (а к ним относится и Россия), по мнению экспертов, ОЭЗ должны появляться в сильных регионах, поскольку здесь расчет делается на иностранные вливания. Для примера, если кузбасские власти пожелают иметь ОЭЗ (предполагается, что правительство будет отбирать территории ОЭЗ по конкурсу из заявок от региональных властей) в Таштаголе или другом отдаленном районе, скорее всего это так и останется лишь желанием. Причина - упомянутая дороговизна обустройства. Итак, если все же какому-то региону будет дано разрешение на создание ОЭЗ, что получит компания, которая захочет в этой зоне работать?

Планируется, что все компании, зарегистрированные в ОЭЗ, получат статус резидента и право пользоваться льготами: таможенными, налоговыми (только на прибыль и имущество), административными (упрощенный порядок регистрации, согласования документации, упрощенный визовый режим для иностранцев и др.). Полное или частичное освобождение по указанным налогам предусматривается на срок от 3 до 8 лет. Есть и несколько запретов и требованиям к резидентам, которые должны препятствовать превращению ОЭЗ во внутрироссийские оффшоры. Так, резидент должен вести раздельный учет доходов и расходов, осуществлять свою деятельность только на территории ОЭЗ, иметь в ОЭЗ всю материально-техническую базу и не менее 90% среднесписочной численности работников и др. Резидент не имеет право заниматься розничной торговлей или производить на территории ОЭЗ подакцизные товары (кроме легковых автомобилей и мотоциклов). В свою очередь государство готово гарантировать инвестору "дедушкину" (стабилизационную) оговорку в законодательстве и установление запрета на ликвидацию 0 33 до истечения установленного законом срока действия зоны (к ныне действующим зонам последнее не применяется).

По различным данным, в мире сегодня насчитывается от 1200 до 700 ОЭЗ разных типов. Эксперты признают, что эффективно работают лишь 30-40 из них. По базе данных Центра, в России зафиксировано 20 ОЭЗ (повторим, многие из них прекращают свое существование). По словам Кузнецовой, отношение к нынешнему законопроекту неоднозначное. И не только из-за, мягко говоря, спорных достижений российских ОЭЗ. Новая концепция ОЭЗ серьезно повышает требования к лоббистам создания зоны в конкретном регионе. От них, как минимум, потребуется доказательство того, что продукции ОЭЗ будет однозначно конкурентоспособна в годы существования зоны. Кто, к примеру, может поручиться, что произведенный в кемеровской ОЭЗ автомобиль, больше приглянется покупателю, чем уже имеющийся тольятинский (вспомните опыт анжерского джипа с льготами и кредитами от государства)? Тем более, если учитывать интеграцию России в мировую экономику и особенности нашей административно-деловой практики. В этой связи, не исключено, что законопроект в обозримой перспективе не станет законом. Что тут посоветовать сторонникам ОЭЗ как точек роста в экономике? Как ни странно, но такие "точки" в регионах, в том числе и в Кузбассе, уже есть. Муниципальные власти и фонды поддержки предпринимательства имеют в своем распоряжении опробованный инструмент стимулирования малого и среднего бизнеса - бизнес-инкубаторы. Может, стоит к этому инструменту отнестись повнимательней. И ничего, что идея с инкубатором на Камвольно-суконном комбинате в Ленинске-Кузнецком, скорее всего, не будет реализована. Значит, не та была "точка".

Клуб региональной журналистики создан летом 2001 года и является проектом Региональной общественной организации "Открытая Россия". Основная задача Клуба - предоставление корректной информации региональным СМИ из первых рук, обеспечение открытости, равного доступа к информации для всех изданий и авторов. Подробнее о Клубе можно узнать на сайте www.crj.ru.  

Думенко Татьяна, Кемерово. "Авант-Партнер", №27, 22.10.02

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики