Журналистика между фрондой и пропагандой
На минувшей неделе в Москве прошел фестиваль региональной журналистики. Его провели три профессиональные организации – фонд «Интерньюс», Ассоциация руководителей СМИ «АРС-пресс» и клуб региональной журналистики «Из первых уст» (КРЖ), в активистах которого состоят журналисты «Делового Поволжья». Анна Степнова и Татьяна Тараканова привезли с фестиваля дипломы за победу в номинации «Лучший из лучших» - «За смелость суждений, за силу таланта, за профессиональное мастерство, за яркую индивидуальность, за то, что благодаря вам у свободы в России есть будущее».
КРЖ в эти три счастливых дня праздновал свое 5-летие, «АРС-пресс» вручала «Золотой гонг», а «Интерньюс» подводил итоги конкурса «Время действовать», давшего девиз фестивалю. Три дня две сотни журналистов из регионов России, оторвавшись от работы, спорили о свободе слова и профессии, слушали блестящие экономические лекции Егора Гайдара и Евгения Ясина. Три дня в зале и у микрофона были звезды журналистики – Владимир Познер, Светлана Сорокина, Алексей Венедиктов, Ольга Романова, Матвей Ганапольский, Михаил Таратута, Петр Вайль, Леонид Никитинский и другие.
Фестиваль открыл программным выступлением Евгений Гришковец – писатель и артист, который не любит журналистов, хотя и ведет разговорную программу на СТС. Он говорил о том, как борется с чувством путешественника в родной стране, где-то за Уралом или в Поволжье: «Мне там тоскливо и нехорошо. Но никакую другую страну так глубоко я знать не смогу и так чувствовать не смогу. И я борюсь с тем, чтобы я, такой известный и успешный человек, не смотрел в окно хорошей машины, на которой меня везут из города в город, как турист. Я уже путешественник. Я могу взять региональную газету, прочесть про то, как кого-то разоблачили, как что-то случилось или какие выявлены финансовые махинации в каком-то городе, порадоваться, что все это происходит не в том городе, в котором я живу, поехать дальше. Во всем этом есть легкость путешествия. Я все время борюсь с чувством путешественника в себе. Все время его в себе давлю».
Потом смотрели кино «Доброй ночи и удачи». Его поставил самый красивый голливудский актер Джордж Клуни. А потом еще - интервью с ним и прототипами его героев, журналистов, остановившими охоту на коммунистов, которой в 50-е годы с подачи сенатора Маккарти увлеклись американцы. Король политической журналистики Эдвард Мэрроу заплатил карьерой за разоблачение маккартизма. Позже, при Кеннеди, он возглавлял информагентство USIA, но неудачно. До конца жизни ему пришлось объяснять: не путайте несогласие с предательством. «Я снял кино о людях, которые умели держать удар», - сказал Дж. Клуни. И после бурной дискуссии, которую Светлана Сорокина вела, как «Основной инстинкт», она подытожила: американское кино нам нравится больше нашего потому, что у нас общество объединяется против одного, а там герой идет один против всех за свою свободу – и побеждает. «Доброй ночи и удачи» - так теперь прощаются среди своих.
Но кроме дискуссий о фронде и пропаганде, был еще и капустник, и очень живая деловая игра – журналисты решали, является ли их профессия сферой услуг, а также есть ли специальная, отличная от общечеловеческой, журналистская этика. Посмеяться над собой – это запросто: «Публичный дом «Голая правда» предлагает дешевые репортажи на политические темы. За дополнительную плату авторы разденутся и в извращенной, но доступной форме доставят клиентам чувство глубокого удовлетворения. Всегда в наличии бесстыдные очерки, а также оральные телевизионные выступления. Для VIP-клиентов садомазохистские ведущие готовы организовать интерактивное шоу».
И все же журналистика – особое занятие. Журналисту позволено то, что не позволено простому человеку, а иногда наоборот - не позволено то, что позволено всем. Вот врач вправе разрезать вам живот, а ведущий передачи, даже с радио «Свобода», ни за что не может это сделать.
Врезки
Владимир Познер: Если людям платят за то, что они делают (а нам платят) значит, мы кому-то оказываем услугу. Хотим мы это признать или нет, но мы - сфера обслуживания.
Светлана Сорокина: Давно ношусь с темой – снять документальный фильм «Наемники времени» про новейших авантюристов, куда попадают и журналисты.
Егор Гайдар: Есть сильная негативная корреляция между уровнем нефтяных цен и уровнем IQ руководства страны. Вспомните брежневское политбюро на трибуне мавзолея в период максимальных за всю историю рынка цен на нефть.

Анна СТЕПНОВА, г. Волгоград. Газета «Деловое Поволжье», 4 июня 2006 г.

|