В конце мая в Москве при поддержке Фонда Сороса состоялся традиционный форум Клуба региональной журналистики «Из первых уст». Одним из гостей форума был довольно новый для регионов эксперт - управляющий партнёр ООО «СТРАТЕГИКА», один из самых известных бизнес-тренеров в стране Александр ИДРИСОВ. Речь зашла о конкурентоспособности России.
Стоит заметить, что 99 слушателей из 100 вряд ли согласились бы с тем, о чём рассказал экономист. Возможно, потому, что в отличие от политиков он говорил здравые с точки зрения экономики, но весьма непопулярные в социальном плане вещи. И иллюстрировал их примерами.
«Нас очень много…»
«Недавно мы с одним клиентом приобретали в Дании завод. Очень интересный у нас с ним был диалог. Идем по заводу, с нами идет главный инженер - очень напуган, потому что русские пришли. Там очень серьезная компания - королева в попечительском совете этой компании. Серьезный альянс с русскими – для них это внове. Волнуются сильно. Наш клиент спрашивает у генерального директора и у главного инженера компании: "Сколько человек у вас занято в исследовательской сфере? То есть занимаются исследовательскими разработками?" Тот разволновался сильно и говорит: "Четыре". Потом добавляет: "Включая меня". Четыре человека! Наш клиент повернулся ко мне и сказал: "У меня - тысяча. И мы уже давно не выпускаем новой продукции. А эти умудряются каждые два года выпустить новую машину - лучшую в мире".
Приведу другой пример. На одном из наших автомобильных гигантов, работают несколько тысяч инженерно-технических работников. Что они там делают? Что они могут там делать? Во-первых, такие количества людей невозможно организовать в созидательные группы. От них нельзя получить результат. Я недавно разговаривал с лауреатом Ленинской премии, пожилым человеком. Он вспоминает: "Нас было 40 конструкторов, которые полностью делали спутник, начиная от носителя, заканчивая всеми средствами связи, энергетической установкой и т.д. Нас было всего 40 человек. А самолет - новую модель - мы делали за год".
… Это к вопросу о демографической проблеме, о которой так много говорят наши политики. У нас есть другая проблема. У нас есть проблема экономической политики. Если бы наша экономическая политика не была направлена на то, чтобы удерживать бесконечно огромное количество людей на предприятиях, которые не знают, чем там заняться, то в этом случае у нас с вами демографической проблема не оказывала бы такого влияния на экономику. У нас было бы огромное количество ресурсов, которые было бы нечем занять».
«Почему мы такие умные, но до сих пор такие бедные?»
Рассуждая о роли России в глобальном мире, а точнее, как выразился сам Идрисов, о том, что мы уже давно пьём «Кока-колу», а не квас, эксперт дал довольно простое объяснение тому, почему России сложно будет стать весомым участником мирового рынка.
«К сожалению, ограниченное представление наших чиновников, ограничено только одним - мы большая сырьевая держава, которая обеспечивает ресурсами всю планету. Напугали как жупелом этим газом весь мир. Сегодня все страны думают о стратегии энергетической независимости от России. В то же время абсолютно правильно сегодня говорят о международном партнерстве. Никогда это партнерство еще не имело такого конфликта интересов, который мы имеем сегодня в энергетике. Прямой конфликт интересов. Европа боится за энергетическую безопасность больше, чем Россия, и понимает, что Россия оказывает на нее политическое давление, используя энергетический рычаг».
Не секрет, что любое производство тесно взаимосвязано с инфраструктурой.
В рейтингах Всемирного экономического форума и швейцарской Школы бизнеса, по качеству инфраструктуры Россия периодически находится где-то на от 50-70-й позициях.
«Я помню, когда Финляндия заняла в этих рейтингах первое место, поехал туда, чтобы встретиться с теми людьми, кто разрабатывал 15 лет назад стратегию для Финляндии. Страна, которую у нас называли «страной чухонцев», страна, которой 16 лет назад Госплан перестал заказывать лыжные куртки. Вы знаете, они сильно огорчились по этому поводу. У нас тогда перестали централизованно поступать лыжные костюмы из Финляндии. Так вот эта страна, которая абсолютно не была готова к конкуренции, попав в сложную ситуацию, умудрилась за 10-летний период выйти на лидирующие позиции в мире. Мне хотелось понять, что там происходит…
Меня встречал один мой знакомый, бывший заместитель министра транспорта. Он по происхождению русский, но долго уже живет в Финляндии: сразу после войны он попал туда еще ребенком. Комичный диалог состоялся… Он говорит: «А правда мы на первом месте?" Говорю: "Да". Он говорит: "Надо же!". Я про себя подумал, что когда у нас в рейтинге Россия с 56-го на 55-е место передвинулась, то все газеты назвали это большим прогрессом. А финны живут тихо и выходят на первую позицию в мире…
В свое время, когда финны нарисовали в своих прогнозах, что Финляндия станет лидером мировым в области телекоммуникаций, то над выводами этой финской группы, над их стратегическими планами смеялась вся Финляндия».
Между тем, инициативная группа выявила ряд секторов экономики, которые могли бы динамично развиваться в ближайшие 10-15 лет. Одним из них был телекоммуникационный, который, правда, был представлен лишь одним небольшим предприятием «Nokia». Промышленники и предприниматели продали почти все лесные и химические активы и инвестировали все в телекоммуникации. Сегодня предприятия Финляндии занимают около 60% рынка мобильной связи. Финляндия занимает второе место в мире после Японии по производству электронных компонентов.
«А государство готовило кадры. Nokia был одним из концернов, который имел в необходимом объеме подготовленные кадры для того, чтобы обеспечить глобальный рост. Второе, куда инвестировало государство, это наука. Также было выбрано еще несколько приоритетов, в том числе модернизация лесного сектора, переход на более высокий уровень технологий переработки древесины, с большей глубиной. А также туризм. Развитие туризма - это отдельная задача, очень большая. Вы знаете, финны с ней успешно справились. Ведь правда, нельзя сказать, что Финляндия отличается наилучшими природными ресурсами? Разве можно сравнить Финляндию с тем же нашим Байкалом? Наверное, не скажете, что это так. Один мой знакомый поехал в прошлом году туда и отморозил себе уши при 50-градусном морозе. Но он туда поехал. Потому что финны умеют привлекать клиентов».
Однако, по данным Александра Идрисова, качество инфраструктуры даже на сегодняшний день во всех рейтингах у России, если учитывать географическое положение, всё же довольно высокое: «Конечно, мы все знаем про эту присказку с дорогами, но, объективно говоря, мы не Уганда с точки зрения дорог. Мы имеем хорошую железнодорожную сеть, авиатранспорт, автомобильные дороги».
Но, как выяснилось, и не в дорогах дело. К примеру, Нижегородская область имеет плотность автомобильных дорог в 2,5 раза выше, чем Россия в среднем. Однако, экономического чуда на этой территории не случилось. «Мы живем с вами представлениями столетней давности, что если где-то пройдет дорога, то вырастут города. Сто лет назад, когда не летали самолеты, было чрезвычайно важно иметь дорогу – считает Идрисов. – Сегодня мы имеем достаточный объем плотности дорог для того, чтобы развивать экономику. Это не является критичным фактором в стране».
Шанс для России
«Первый вывод, к которому мы пришли, консультируя регионы: слишком много разговоров об экономике, которой давно нет. Я не призываю раз и навсегда бросить устаревшие предприятия. Посмотрите на карту России. Оказывается, есть регионы, которые стремительно развиваются сами по себе. Ленинградская область показывает 17-процентный средний рост за год. Они построили совсем новую экономику - перестали оборачиваться на то, что у них есть. Сказали: давайте сюда будем тянуть новых игроков. И сегодня эта область в год привлекает в среднем два миллиарда долларов на 1,5 миллиона жителей. Бюджет региона за последние семь-восемь лет вырос в четыре раза. И заработные платы у бюджетников выросли. Значит, выиграли все. Одним словом, концентрация внимания на той экономике, которая маленькая, ничтожная, и, как правило, не дает дополнительного дохода для населения, - ошибочна».
И, наверное, самое главное, по мнению Александра Идрисова, сегодня в мире сложилась уникальная ситуация. Уникальная именно для России.
«Во-первых, социалистическая Европа нуждается в помощи капиталистической России. Сегодня профсоюзы довели там большинство предприятий до того, что издержки растут неконтролируемо, и они не способны конкурировать дальше на рынке. Огромное количество средних и небольших фирм, которые имеют первоклассные продукты, которые имеют первоклассные компетенции, но - превращаются в банкротов. Они не успели перенести свои мощности в другие страны с низкими издержками. Потому что их бизнес-модель основана на родственных связях стариков, открывших бизнес после войны. Их дети не хотят продолжать дело.
Нам просто дан уникальный шанс получить компетенции цивилизованно и без сопротивления. Это новая роль России на рынке, которая реально может изменить лицо государства. Потому что мы таким образом спасаем европейскую экономику и укрепляем себя. И находим свое место в глобальном мире. Место, которое для нас почти было потеряно».

Роман ПРЫТКОВ, г. Воронеж. Портал «Союз горожан», 26 июня 2006 г.

|