ЗАПАД НАМ НЕ ВРАГ, НО КОНКУРЕНТ
Автор: Дайн Тамара
Регион: Красноярск
Тема:  Экономика
Дата: 21.06.2006

Хотим мы того или нет, но уже давно живем в глобализованном мире. Предпочитая пить Кока-Колу, а не квас, мы мечтаем зарабатывать хорошие (по западным меркам) деньги и комфортно жить в стабильной и процветающей стране. Но чтобы добиться желаемого приходится бороться, а, следовательно, конкурировать. Схожие процессы происходят и между странами, но в этом случае площадкой для конкурентной борьбы является мировая экономика, а призом полномасштабная реализация на глобальном уровне национальных проектов. У одних стран это получается, у других – нет. Для того, чтобы разобраться почему так происходит, стоит обратиться к опыту конкурентоспособных и успешных стран.

Именно об этом мы размышляем вместе с управляющим партнером и основателем консалтинговой компании «Стратегика» Александром Идрисовым.

Горячие финские парни.

Пожалуй, самым уникальным опытом по этой части обладает Финляндия. Эта страна за каких-то десять лет с небольшим, не имея ни опыта конкурентной борьбы, как, впрочем, и ни явных преимуществ стать первой, а стало быть лучшей.

А началось все с того, что 15 лет назад собралась небольшая инициативная группа. Они собрались для того, чтобы разработать стратегию дальнейшего развития своей страны. Первое, что сделали – задали вопрос и попытались на него ответить. Его формулировка была приблизительно следующей: какие сектора экономики могут начать успешно развиваться в ближайшие 10-15-20 лет? А для того, чтобы найти на него ответ, использовали отчеты инвестиционных банков, консалтинговых фирм и знания экспертов. В результате, они определили ряд секторов, среди которых был и телекоммуникационный. Последний был представлен маленьким и совсем неконкурентоспособным в мировом масштабе заводом Nokia. Сегодня это кажется нереальным, но тогда, объявленная разработчиками стратегия международного лидерства Финляндии в области телекоммуникаций вызвала смех. Над ними смеялась вся страна. Практически вся. За исключением владельцев группы Nokia, которые спешно продали свои лесные и химические активы, а все вырученные средства вложили в телекоммуникации. В результате, сегодня они занимают 60% рынка мобильной связи, а Финляндия вышла на второе место в мире по производству электронных компонентов, уступая лишь по отдельным позициям Японии.

Но как эта маленькая страна смогла реализовать свои приоритеты? Что для этого делало финское государство? Государство готовило кадры. Nokia был одним из концернов, который имел в необходимом объеме подготовленные кадры для того, чтобы обеспечить глобальный рост производства. Вторым применением государственных инвестиций стала наука. Помимо телекоммуникационного комплекса были выбраны еще несколько приоритетов. Среди которых: лесной сектор с новейшими и перспективными технологиями переработки древесины и туризм. Парадоксально, но не обладая уникальными климатическими условиями, но имея качественную туристическую инфраструктуру, Финляндия стала излюбленным местом отдыха для жителей многих стран мира.

Кто мы есть и куда идем?

Недавно один из наших клиентов приобрел в Дании завод. Идем мы по заводу вместе с главным инженером, который очень взволнован и даже напуган – слишком велика ответственность. Так как, во-первых, - это первый серьезный альянс с русскими, а, во-вторых, в попечительский совет завода входит сама королева.

Во время осмотра, наш клиент спрашивает у главного инженера компании: «Сколько человек у вас занимаются исследовательскими разработками?» Датчанин, сильно разволновавшись, отвечает: «Четыре». А спустя минуту добавляет: «Включая меня». Четыре человека всего! Наш клиент повернулся ко мне, а представлял он машиностроительное предприятие и говорит: « А у меня – тысяча. И мы уже давно не выпускаем новой продукции. Тогда как эти умудряются каждые два года выпустить новую машину, причем, лучшую в мире».

Или другой пример. На одном из наших автомобильных гигантов, как вы думаете, сколько может трудиться инженерно-технических работников? Несколько тысяч! Что они там делают? Что они могут там делать? Во-первых, такое количества людей невозможно организовать в созидательные группы. А, во-вторых, получить результат. Количество не всегда означает качество.

Казалось бы очевидная вещь – создавать автомобиль не сложнее, чем самолет. Но и здесь можно обойтись небольшим числом сотрудников. Я разговаривал с лауреатом Ленинской премии, уже пожилым человеком. Он вспоминал: «Нас было 40 конструкторов, которые полностью делали спутник, начиная от носителя, заканчивая всеми средствами связи, энергетической установкой и т.д. А самолет – новую модель – мы делали за год».

Что произошло с нами, что, мы перестали работать? Просто, нас стало очень много, а среди них – лишних. Я считаю, что ситуация демографического кризиса порой излишне драматизирована. Скажу по собственному опыту , нам часто приходится помогать собственникам предприятий освобождаться от совершенно бессмысленного груза - огромного количества неэффективно работающих людей.

Не так давно, мы проанализировали структуру занятости в США и Европе, а потом сравнили ее с нашей. Получилась очень интересная картина. Так, основу кадрового состава (75%) в Америке составляют квалифицированные рабочие. У нас 70% - экономисты, юристы и прочие люди с высшим образованием. При этом, у нас нет людей, которые строят экономику. Мы в ситуации, когда все получили высшее образование. При этом у нас нет таких профессий, как продавец оборудования, которая есть в Германии. Профессий, которые относятся к профессиональной области образования, которая, к сожалению, у нас находится в ужасающем состоянии, потому что никто целенаправленно не отслеживает то, какие кадры и в каком количестве нам нужны сегодня или потребуются на перспективу.

Поразительные результаты были получены нами в ходе проведения исследования среди 15 крупнейших международных инвесторов. Как вы думаете, что они назвали главным препятствием для инвестиций в Россию? Отсутствие квалифицированных кадров! Получается, что мы с вами живем в состоянии иллюзий. Мы считаем себя самыми квалифицированными. А международные компании вынуждены брать менеджеров из Польши, Венгрии и Чехии, чтобы привезти их для работы в России. На их взгляд, так и дешевле, и эффективнее.

Сущность всегда в деталях.

Интересное исследование было проведено Европейской комиссией. На основе анализе различных регионов по двум, осям: доходу ( ВВП) на душу населения и его плотности на данной территории и была построена сравнительная таблица. Данная методика анализа получила название « региональная типология».

Согласно полученным данным, оказалось, что в западных странах жители сырьевых районов ( аналогия с территориями Сибири) имеют низкий уровень доходов на душу населения. Тогда как, в так называемых регионах инноваций, характеризующихся быстро растущим бизнесом, наоборот, уровень жизни неизмеримо выше. К ним относится, например, Калифорния, в которой много венчурных капиталистов, постоянно работающих и создающих все новые и новые компании. Или регионы – центры знаний, типа Кембриджа, вокруг которого всего за 10 лет сформировалось более 30 тысяч компаний. Средний оборот каждой из которых приближается к 20-30 млн. евро. Представляете, какая экономика вокруг университетов!

Если ли же данную методику применить к нашей стране, то ситуация будет перевернута с ног на голову и население сырьевых регионов будет самым обеспеченным. Почему? Да, просто у нас нет другой экономики. Основной вывод, который мы сделали, работая в регионах: мы слишком много говорим о той ( новой) экономике, которой там нет.

Если внимательно посмотреть на карту России, то с легкостью можно определить регионы, которые развиваются. Чемпионом среди них является Ленинградская область. Как они добились этого? Ответ прост - построили принципиально новую экономику. Они перестали исходить из того, что у них есть. Они поступили иначе. Просто начали активно привлекать новых игроков на свою территорию. Целеноправленный поиск «свежих» инвестиций «привел» к ним сначала «Катерпиллер», потом «Форд» и «Американ-пейпа» и многие другие компании с сотнями миллионов инвестиций. И сегодня эта область в год привлекает в среднем 2 млрд. долларов на 1,5 млн. жителей. Это очень высокий показатель.

Если бы инвестиций не было, то не было бы и роста бюджета области в 4 раза. Сегодня ни один российский регион не может соревноваться с такими показателями.

Нужно отказаться от стереотипа, что только мощная сырьевая экономика может обеспечить дополнительный доход населению территории. Он ошибочен. Так как большинство регионов в мире сфокусировано на привлечении «свежих» и «эффективных» инвестиции на свою территорию.

Социалистическая Европа нуждается в капиталистической России.

Как не парадоксально это может звучать, но сегодня «социалистическая» Европа нуждается в помощи капиталистической России. Реально нуждается. В «социалистической» Европе профсоюзы довели большинство предприятий до безмерного и неконтролируемого роста производственных издержек. В этом заключается главная причина неконкурентоспособности этих предприятий на внешнем рынке.

В «социалистической» Европе огромное количество средних и небольших фирм, которые создают первоклассные продукты, имеют первоклассные компетенции, но, несмотря на это банкротятся. Дело в том, что они просто не в состоянии конкурировать на глобальном рынке из-за того, что не успели перенести свои мощности в страны с низкими издержками. Они не смогли это сделать, потому что использовали старую бизнес-модель. Эта модель основана на родственных связях стариков, которые основали свой бизнес после войны. Сегодня они уже очень пожилые люди, которые просто уходят из жизни. И, к сожалению, дети многих из них не хотят продолжать дело родителей. Их дети уже богаты. У них уже есть деньги. Они заниматься живописью или искусством, а не производством, допустим, стиральных машин. Это очень интересная ситуация.

Если Россия успеет, то эти предприятия не уйдут в страны третьего мира, а наша страна в долгосрочной стратегической перспективе потеряет компетенции.

Стоит учитывать, что деиндустриализация, так называется этот процесс в Европе идет галопирующими темпами. 40 тысяч банкротств состоялись только за два последние года в Германии. Директор института экономики этой страны жаловался мне: «Мы теряем сердце Германии». И безответственные немецкие политики даже боятся говорить на эту тему. Они теряют сегодня эту экономику. Остаются лишь крупные компании, которые сильны, способны выйти на другие рынки, в состоянии инвестировать в другие страны, в которых есть опыт глобальных операций и управления ими. А небольшие компании – это семейные фирмы, несмотря на то, что имеют первоклассные продукты, просто исчезают.

При том, что стоят очень дешево

Капиталистическая Россия может спасти умирающие предприятия «социалистической» Европы еще и потому, что у нас в стране появляются трезвомыслящие, талантливые и амбициозные люди, которых обычно называют «другими русскими». «Другие русские» это те, кто самостоятельно сформировали свой бизнес и заработали деньги. Они агрессивно и эффективно развивают собственное дело. Таких уже много на рынке. Это не тот слой олигархов, которые поучаствовали в процессе приватизации. Это новая волна довольно эффективных людей.

В наших проектах участвует довольно много международных экспертов. Как правило, это довольно высокопоставленные топ-менеджеры крупных международных корпораций. Именно они первые натолкнули нас на эту мысль. Они говорят: «Посмотрите на своих людей. Они давно конкурентоспособны. Они в состоянии выходить и побеждать на европейском рынке». Вопрос только в том: как?

Причем принимать решение нужно как можно быстрее еще и потому, что сегодня мы находимся в уникальной ситуации по отношению к Китаю. Но эта дверь захлопнется уже через 5-7 лет, потому, что покупать будет уже некого. Большинство из этих компаний с их известными всему миру традициями просто умрет. Другие же будут поглощены китайскими и индийскими компаниями, которые давно смекнули, что это нужно делать.

Поэтому нужно торопиться, чтобы успеть начать работать и на интерес Европы, и России одновременно. Тем самым, мы не только спасаем европейскую экономику, но и создаем свою. Это и есть выход из сложной ситуации глобализации, из которого, только на первый взгляд, выхода не видно.

СПРАВКА.

ООО «Стратегика» (ранее «Про-Инвест-Консалтинг») – первая российская консалтинговая компания, работающая на рынке стратегического консалтинга с 1994 года.

Ее основная цель заключается в помощи собственникам успешных компаний в принятии важнейших решений, существенным образом влияющим на стоимость их бизнеса.

В последние годы «Стратегика» разрабатывает региональные стратегические концепции развития. Среди последних разработок – проект развития Нижегородской области. По мнению губернатора Валерия Шанцева, на сегодняшний день, «Стратегика» является лучшей консалтинговой компаний России.

  

Тамара ДАЙН, г. Красноярск. Газета «Красноярские новости», № 23, 21 июня 2006 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики