СМЕРТЕЙ НА ДОРОГАХ ДОЛЖНО СТАТЬ МЕНЬШЕ
Автор: Беликов Сергей
Регион: Красный Сулин
Тема:  Демографическая ситуация
Дата: 29.06.2006

Бизнесмену, чтобы закупить хороший товар, нужно порой проехать тысячи километров. Поэтому за годы моей предпринимательской «одиссеи» я исколесил сотни дорог. Правда, не за рулем, а рядом, на пассажирском сидении. По расчетам, за моей спиной почти 600 тысяч километров дорог.

Каждый коротает долгие дорожные часы как может. Кто слушает музыку, кто читает, а кто и наблюдает… Итог моих многолетних наблюдений: большинство нарушений правил дорожного движения, процентов 80, остаются безнаказанными. Нет, конечно, ответственность наступает, если люди попадаются. Но это случается редко. Водитель может, не задумываясь, выехать даже на встречную полосу, и в голове у него не зажжется виртуальная лампочка: я же создаю предаварийную ситуацию. Человек просто обеспечивает себе удобный режим вождения.

В результате, к примеру, только в 2004 году в России, в ДТП погибло 34 тысячи человек, а 251 тысяча была ранена. То есть, за один год потери в дорожно-транспортных происшествиях более чем в 2 раза превысили потери СССР за 9 лет афганской войны. 300 тысяч человек погибли на дорогах в последние 10 лет – как вам эта цифра? 20 процентов раненых, в конце концов, становятся инвалидами. А треть пострадавших – это наиболее экономически активное население России.

Может быть, именно эти показатели привели к тому, что по заказу правительства разработана целая программа снижения количества ДТП, смертности, травматизма. Сейчас она активно обсуждается.

- Сразу же замечу, что речь не идет об ужесточении наказания для нерадивых водителей, - рассказывает Олег Фомичев, один из авторов программы, директор по развитию фонда «Центр стратегических разработок». – Объясню почему. Общественное мнение не подготовлено к тому, чтобы рассматривать проблему в ракурсе смертей от ДТП и травматизма. Обыватели сводят все к взаимоотношениям сотрудников ГИБДД и автовладельцев, а именно, дачи взяток одними другим. Поэтому достаточно жесткие меры, принимаемые для того, чтобы снизить смертность на дорогах, водителями, скорее всего, будут восприняты неадекватно…

Что же предлагают разработчики программы? А вот что. Согласно статистическим данным, если во время ДТП помощь оказывается в первые 10-15 минут, предотвращается чуть ли не 70 процентов смертей. Но медико-спасательные службы прибывают на место происшествия в лучшем случае минут через 40. За это время большинство балансирующих на грани между жизнью и смертью успевают умереть.

И еще. Согласно последним поправкам в законодательстве, человек без медицинского образования не имеет права оказывать первую помощь на месте аварии. Он обязан сообщить и дожидаться прибытия «Скорой помощи» и бригады МЧС. Но когда они появляются, спасать уже практически некого.

Еще одна сторона проблемы, касающаяся сотрудников МЧС. Зачастую, приезжая на место происшествия, они не могут решить: приступать им к разборке машины или не стоит. Существует риск, что владелец, после того, как его «извлекут из-под обломков», подаст в суд на тех, кто его выручал из беды, и отсудит солидную сумму за то, якобы, что не было целесообразности в разборке автомобиля, поскольку пострадавший не находился в критической ситуации. Подобное случается достаточно часто. Поэтому сотрудники Министерства по чрезвычайным ситуациям вместо того, чтобы сразу спасать пострадавших, начинают ходить кругами и прикидывать: подадут ли на них в суд или обойдется. А люди в разбитом покореженном авто в это время тихо истекают кровью.

Ну, эмчээсовские проблемы можно решить в законодательном порядке. А вот как быть с оказанием первой помощи?

- Мне думается, надо разрешить ее оказывать людям, не имеющим медицинского образования, - считает Олег Фомичев. – Более того, необходимо обучить тех лиц, которые первыми появляются на месте аварии. Это, конечно же, сотрудники ГИБДД. И еще, к примеру, водители большегрузных автомобилей, автобусов, поскольку их профессия связана с постоянным нахождением на дорогах. Вы скажете: они же могут не захотеть обучаться. Могут. Значит, нужна система стимулирования тех, кто пройдет курс первой медпомощи. Для них может быть снижена стоимость страховки. Или что-нибудь еще…

По-прежнему самый важный резерв сегодня – это борьба с нарушениями дисциплины на дороге. Но для этого не нужно выдумывать астрономические штрафы. Попробовали – не помогает. Есть другие, не менее действенные способы.

Например, контроль за вождением в нетрезвом виде – самая благоприятная среда для коррупции. Два недобросовестных сотрудника ГИБДД останавливают машину, водитель которой хорошо выпил, получают взятку и делят деньги между собой. Программа предлагает отойти от этой практики и использовать комплексные интенсивные проверки. Грубо говоря, на определенных участках дороги снижается скорость движения, и большая группа сотрудников инспекции просят всех открыть окна автомобилей. Каждый проезжающий проверяется на наличие алкоголя в крови. По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения, на Западе и в США всего лишь после 2-3 таких проверок количество пьяных водителей уменьшается на 20 процентов. А в России плюс к этому должен снизиться уровень коррупции, потому что у значительного числа сотрудников ГИБДД не будет возможности договориться между собой. Коллективных взяток не бывает. Получение мзды – процесс интимный…

Или проблема, связанная с неинерционными ремнями безопасности. Они действительно опасны и могут вызвать переломы ключиц, ребер. Но, во-первых, все современные машины оснащаются инерционными ремнями, без преднатяжения, когда человек во время аварии просто на них наваливается, как на жесткую опору. Во-вторых, переломы костей в большинстве случаев гораздо менее опасная травма, чем та, которая может возникнуть при ДТП у непристегнувшегося водителя. Тем не менее, наши люди ремни категорически не приемлют.

Одно из важных направлений, ведущих к сокращению смертности на дорогах – это воздействие на организации дорожно–строительного комплекса. Но влиять на них очень непросто, ведь речь идет о колоссальных денежных средствах. В строительной вотчине есть внутренние регламенты, но с точки зрения безопасности дорожного движения они очень слабо проработаны. Нужно изменение Строительного кодекса, а это в компетенции федеральных органов. В Москве были страшные битвы ГИБДД со штабом по строительству дорог, однако строители все равно строят, как им удобно, не заботясь о безопасности водителей и пешеходов. А почему? Да потому, что сегодня в стране нет ни одного органа власти (кроме ГИБДД, не являющейся властной структурой, она всего лишь подразделение Управления Внутренних Дел), который нес бы ответственность за ситуацию в дорожной сфере. Никто не отвечает за организацию дорожного движения. Проштрафившиеся водители платят деньги в местный бюджет, откуда на безопасность идет от силы 20 процентов.

Мне не хотелось бы завершить свои рассуждения на этой безрадостной ноте. Все-таки уже то хорошо, что правительство не устраивает мясорубка на дорогах. Что скоро станет действовать федеральная программа, цель которой снижение количества погибших в ДТП к 2015 году в 1,5 раза по сравнению с 2004 годом. Что сфера «человек – автомобиль – дорога» стала занимать не только обывателя, но и государственные умы. Ну, а пока мы несем такие потери на шоссе и трассах, что даже Чечня отдыхает…

  

Сергей БЕЛИКОВ, г. Красный Сулин. Еженедельная газета «Теле-Все», № 26 (579), 29 июня 2006 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики