ИТОГИ
Автор: Степнова Анна
Регион: Волгоград
Тема:  Сельское хозяйство
Дата: 23.01.2003

Правнучка агрохолдинга

Сельское хозяйство, ставшее лидером роста в 2002 году, в 2003-м обещает быть хитом инвестирования. Наконец инвесторы заметили, что сельское хозяйство страны уже четыре года устойчиво растет, увеличив объемы производства на 22%. Рост начался сразу после кризиса 1998 г. Рост курса доллара дал стране шанс, и к тому моменту в отрасли уже сформировалась товаропроводящая инфраструктура, которой не было в начале 90-х. Сначала инвестиции пошли в перерабатывающую промышленность, затем потянулись в село, ближе к источникам сырья. И, наконец, на сцену вышел самый денежный инвестор: компании сырьевых отраслей. В составе фактически каждой нефтяной компании есть сельскохозяйственное подразделение, а «Газпром» стал крупнейшим сельскохозяйственным холдингом. В 2003-м тенденция получит бурное развитие, потому что инвесторы чаще всего ходят стадом. И еще одна хорошая новость: рост достигается за счет интенсификации производства. Поволжье не осталось в стороне от общих тенденций.

Верим в рост

В 1998 г., как раз перед кризисом, Аналитический центр агропродовольственной экономики Института экономики переходного периода провели опрос экспертов, менеджеров, журналистов – всех, кто является аграрной элитой, чьи настроения определяют «моральный климат» в отрасли. Руководитель центра Е. Серова рассказывает, что из 550 опрошенных только трое прогнозировали, что рост в сельском хозяйстве начнется раньше, чем через 10 лет. Остальные полагали, что позже. То есть аграрная элита не верила в свою отрасль, не видела смысла во вложениях в нее. Такую политику вела вся страна, от правительства до руководителей хозяйств: «Нам бы сохраниться, какой уж тут рост». А если роста нет, то лучше купить еще одну квартиру директору, чем новый комбайн. Сейчас эта упадническая философия уходит в прошлое.

Специалисты Всероссийского института аграрных проблем и информатики имени А. Никонова Российской академии сельскохозяйственных наук и «Росагрофонд» по поручению Министерства сельского хозяйства России на основе данных Госкомстата РФ составили очередной рейтинг лучших сельхозпредприятий страны. В минувшем году мы неоднократно публиковали выдержки из этих рейтингов. В таблице приведена выборка из самого свежего рейтинга – за 2001 год: лучшие предприятия Самарской, Саратовской, Волгоградской областей. Астраханцы в рейтинг не попали.

Напомним, что при составлении рейтингов используется бухгалтерская отчетность предприятий. Общий рейтинг определялся на основе трех показателей: выручка от реализации продукции и услуг; валовой доход и балансовая прибыль. Причем для того, чтобы сгладить влияние погоды, рейтинг рассчитывали по среднегодовым данных за три года. Проанализированы показатели 25 тыс. крупных и средних сельхозяйственных предприятий России.

1,1%=68%

Список 300 лучших составители назвали клубом «АГРО-300». Это уже действительно клуб: 161 хозяйство значится в списке все пять лет, что составляется рейтинг. По итогам 2001 года в нем представлены хозяйства из 51 субъекта РФ. Естественно, что значительное место в списке занимают хозяйства регионов Северного Кавказа, Юга России (102 хозяйства), в том числе 79 – из Краснодарского края. Однако достойно представлены и другие регионы: 52 хозяйства из средней России, 35 – с Урала, 37 – из Западной и Восточной Сибири, 24 хозяйства находятся в Московской области, 15 – в Красноярском крае.

Отраслевая принадлежность лучших тоже разнообразна: это и зерновые, и картофелеводческие с овощеводческими, плодово-ягодные, свекловичные, птицеводческие, мясомолочные, свиноводческие… Правда, за последние два года, что составляются рейтинги, число зерновых хозяйств в нем возросло на 33, а птицеводческих -- сократилось на 28. Зерновые хозяйства расположены в основном в Краснодарском и Ставропольском краях, Оренбургской и Ростовской областях, овощеводческие и молочные - вокруг крупных городов. Остальные распределены по всей России. Формы хозяйствования тоже разные, хотя явно преобладают акционерные общества (165 из 300).

Какова же роль «клуба» в экономике страны? Напомним, что отчетность в Госкомстат представляют 25 тысяч крупных и средних сельхозпредприятий. "АГРО-300" – это 1,1% от общей численности сельских предприятий, 1,7% угодий. И при этом -- 17,7% товарной продукции, 20,4% валового дохода, 27,3% прибыли.

Еще нагляднее эту концентрацию демонстрируют следующие цифры. В 2001 г. 300 лидеров произвели столько же товарной продукции, сколько 17 тыс. хозяйств (68% всех сельхозпредприятий), имеющих наиболее низкие показатели. Десять крупнейших производителей имели в 2001 г. такую же выручку от реализации продукции и услуг, сколько было у 7,7 тыс. сельхозпредприятий с наименьшими объемами товарной продукции. Стоимость товарной продукции на одного работника в хозяйствах клуба в 3,5 раза выше, чем у всех остальных! При этом численность работников в хозяйствах-лидерах непрерывно растет, и эта тенденция особенно заметна на фоне общего падения численности занятых в сельском хозяйстве. В лучшие хозяйства перетекают не только кадры, но и техника, и земля, и прочие ресурсы.

33 богатыря

В последние годы заметную роль стали играть агрохолдинги -- фирмы, которые имеют дочерние предприятия, занимающиеся сельскохозяйственным производством. Каждое из таких дочерних предприятий при расчете рейтинга учитывалось, как самостоятельное. Однако они часто принадлежат одному хозяину и функционируют как единое целое. Уже появились крупнейшие фирмы, имеющие сотни тысяч гектаров земли, многие тысячи работников, доступ к многомиллионным и даже миллиардным кредитам.

Там, где исследователям удалось определить эти связи, появилась возможность сформировать рейтинг агрохолдингов. В нем 33 позиции. Однако составить полномасштабный рейтинг пока не удалось: нет информации об их перечне и составе входящих в них сельхозорганизаций, многие агрохолдинги находятся в стадии становления.

Первое место в рейтинге занимает ОАО "Газпром". В его составе 91 хозяйство, контролируемые 25-ю дочерними предприятиями «Газпрома», причем дочки часто имеют внучек и даже правнучек «Газпрома». Выявить все эти связи составителям рейтинга не удалось.

Примечательно, что в этом рейтинге присутствуют сразу два «уроженца» Волгоградской области: это ЗАО "Гелиопакс" и ООО "Агрокоммерз". Находящееся на 17-м месте ЗАО «Гелиопакс» обрабатывало в 2001 году почти 50 тыс. га земли, и при выручке 200 млн руб. получило почти 93 млн руб. прибыли. ООО «Агрокоммерз» занимает в рейтинге 32-е место. В 2001 г. его деятельность была убыточной, однако масштабы этой деятельности позволили исследователям обратить внимание на этот холдинг. Исследователи отмечают, что убыточность – не такое уж редкое явление в этом бизнесе. Многие холдинги созданы на базе давно лежащих предприятий, да и сами находятся в стадии становления. Можно с уверенностью сказать, что рейтинг по итогам 2002 года покажет более оптимистичную картину.

Что же позволяет хозяйствам добиться высокой эффективности? Авторы исследования называют 4 фактора. Это масштабы производства, урожайность и продуктивность (эти показатели у лидеров в 2–3 раза выше, чем у остальных), низкие издержки (в 1,2–1,8 раза ниже, чем у прочих) и специализация. Снижению издержек способствуют высокое качество управления, налаженность внутрихозяйственных отношений.

К числу факторов успеха можно отнести и нестандартные маркетинговые решения. Агентство «Ислам.Ру» сообщило, что духовное управление мусульман Поволжья и потребительское общество "Саратовмясомолпром" заключили договор о производстве мясной и колбасной продукции, разрешенной в пищу мусульманам. Первый забой в соответствии с шариатскими правилами был осуществлен 20 декабря на мясокомбинате в районном поселке Озинки. Руководство ПО "Саратовмясомолпром" пришло к выводу о необходимости выпуска халяльной продукции, основываясь на маркетинговых исследованиях, показавших высокий спрос на продукты-халяль. Мясокомбинат полностью переходит на производство такой продукции, а в дальнейшем и на остальных четырех мясокомбинатах планируется выпускать продукты для мусульман, в том числе и на экспорт.

Сельхозпредприятия Поволжья, входящие в рейтинг 300 наиболее крупных и эффективных сельскохозяйственных предприятий (клуб «АГРО-300»)

РейтингНаименование хозяйстваРеспублика, край, областьПоказатели, по которым определялся рейтинг (в среднем за 1999-2001 гг.), тыс. руб.2001 г.

Выручка от реализации продукции и услугВаловой доходБалансовая прибыльОсновные фонды с-х. назначения, тыс. руб.Число работающих, человекС-х. угодья, га
12Племзавод-Агрофирма ЗАО "Краснодонское"Волгоградская3897321527757428529033320128612
123ГФП "Совхоз-Весна"Саратовская11315859756198039761879650
150ОАО "Тольяттинская ПФ"Самарская14934037973168021733187471199
155ЗАО "П/Ф Волжская"Волгоградская113339379191810489314579225
182АОЗТ "Северный ключ"Самарская80783365832149512711987218709
248ООО "Гелио-Пакс-Агро 3"Волгоградская5705930012278115310626015080
254ЗАО "Восток"Волгоградская6488330939185295169463211095
255СПК "Первое мая"Самарская7120130090165878632368011548
258Племзавод "Кузьмичевский"Волгоградская505853812120155573415984958

  

Анна СТЕПНОВА, Волгоград "Экономика и жизнь" №1 (2003 г.) страничка "ЭЖ-Нижнее Поволжье" (Самарская, Саратовская, Волгоградская, Астраханская области)

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики