О региональной экономике, региональных особенностях, перспективах регионального развития сейчас говорят много и эмоционально. В обиходе чаще всего работают исторические стереотипы: «Тула — город русского пряника», «Иваново — город невест», «Башкирия — край нефти и зеленых помидоров». Но лежащее на поверхности определение, как известно, не всегда совпадает с глубинной сущностью. Приплету продвинутую Германию, где вывеска со стратегически значимым и точным слоганом украшает железнодорожную платформу каждого мало-мальски уважающего себя городка: «Целле — резиденция курфюрстов», «Вольфсбург — столица народного автомобиля»… Там почему-то определяются с самосознанием вполне серьезно и уважительно, у нас — с иронией и издевкой. Менталитет, надо полагать, такой самокритичный. Вот что рассказал о нем и о стратегиях регионального развития на заседании Клуба региональной журналистики Михаил Курбаков, директор Фонда «Центр стратегических разработок «Регион».
Для того, чтобы размышлять о региональной стратегии, необходим стратег. Если его нет, всякий смысл разговора теряется. Потому что если нет человека, который «держит» тему дальше, чем выборы, то говорить не о чем. Политик — он далеко не стратег. Нельзя вырастить и научить стратега. Он либо есть, либо его нет. Если Владимир Ильич Ульянов (Ленин) понимал, что он делает, так он весь мир перевернул. Для того чтобы быть стратегом, нужно видеть лет на 100 вперед. И вторая насущная необходимость — желание иметь концепцию развития, настоящую, а не формально-закомплексованную. Невозможно за регион разработать из центра стратегию. В лучшем случае из Москвы можно приготовить даже не план действий, а некие наметки на кандидатскую диссертацию для того, чтобы ее потом кто-нибудь защитил. Ни один внешний консультант не сумеет реализовать стратегию. Если бы Македонский заказывал написать кому-то стратегию, то в какой-то момент он перестал бы быть великим Македонским. Реализовать план может только тот, кто его разработал.
Есть несколько вех: 2006 год и 2010 год. Никто, в частности, не отменял удвоение ВВП. Это тоже веха. Есть еще один момент — 2008 год, выборы президента. Все эти заданные этапы относятся к среднесрочным стратегиям. Есть в стране даже инструменты, которые к текущему году подготовлены и запущены в бюджетный процесс. Например, известный всем инвестиционный фонд, закон об особых экономических зонах, модельные проекты технопарков и промпарков. Это, в конце концов, четыре ключевых приоритетных национальных проекта: сельское хозяйство, доступное жилье, медицина и образование.
С каждым проектом нужно разбираться отдельно, но самый подробно описанный — это проект об образовании. Он выводит на себя создание двух бизнес-школ, семи национальных университетов и 30 национальных инновационных вузов. Кому, какой территории достанутся эти лакомые кусочки? В этой ситуации губернатор области, президент республики должен вести борьбу за ресурс (понятно, что он может быть огромным). Инвестиционный фонд всего по стране — 69,7 млрд. руб. Технопарки и промпарки — порядка трех млрд. руб. Особые экономические зоны — 8 млрд. руб., национальные проекты — уже около 200 млрд. руб. Конечно, любому руководителю территории интересно объявить о том, что разработана стратегия развития. Но сколько у нас в России стратегов? Сколько губернаторов, которые задумываются о стратегии регионального развития? Если в данный момент эта цифра не очень велика, то что, или кто, или каким образом можно заставить этих людей начать думать в эту сторону? У нас 80 регионов из 88 живут без стратегий. По сути, стратег межрегионален. Ему все равно, что захватывать. Мы сейчас видим, как некоторые стратеги схватили Украину: «Иначе отключим газ». Это тоже стратегия. А знаете, кто виноват в проблеме Украины, — в том, что цены на газ подняли? Юлия Тимошенко. Как-то в своем выступлении она сказала, что стратегическое конкурентное преимущество Украины — это дешевый энергоноситель. Кто-то это услышал и ликвидировал это стратегическое конкурентное преимущество.
В одной детской книжке Р. Аллена, которая называется «Винни-Пух добивается успеха», есть ссылка на медвежонка. Он, когда разговаривает с незнакомцем, обсуждая тему целей и их достижения, говорит: «Теперь мне все понятно. У меня со «ЧТОками» (Что нужно сделать? Достать мед?) никогда проблем не было. У меня были проблемы с «КАКами». Местные власти тоже сталкиваются с такой «простой» проблемой. На самом деле она очень сложная — как предложения обеспечить реализацией. Выбора ходов в регионах нет. На местах невозможно реализовать ни одну самую лучшую стратегию, если нет подготовленных кадров. Где их брать? Известно, что как только человек выходит на какой-то определенный уровень, он пытается сменить местожительство, уехать в Питер или Москву. Хотя у любой территории самый важный ресурс — это люди. Нефть? Нефть рано или поздно кончится. Ее выкачают те, которые быстрее начнут качать. Людей можно собрать в команду, подготовить. Значит, здесь горячее, ближе к истине. На территории необходимо создавать группы, которые потом встанут в этой точке группой реализации какой-нибудь хорошей стратегии. Процесс длительный, но необходимый. В свое время Сергей Кириенко собирал по Приволжскому округу золотой кадровый резерв. Механизм набора специалистов напоминал невод: собрали большую группу молодых длинноногих политически грамотных людей, отсеяли их по нескольким проектным линиям. Одна из этих проектных линий в итоге выросла в проект, когда Кириенко отобрал себе федеральных инспекторов и главных федеральных инспекторов. Школа профессиональной подготовки достаточно высока и в регионах, необязательно учиться в Москве.
В регионе тоже надо создавать некий золотой кадровый резерв. Лучше сразу сформировать две группы по разработке стратегии регионального развития. Эти две группы необходимо затачивать под заданные темы, подготавливать. Для этого есть модель. Сейчас ее пытаются опробовать в Академии народного хозяйства. Эти две группы проходят ряд переподготовок. Они изучают мировой опыт, возвращаются на территорию, проводят оргдеятельность, в результате которой и разрабатывается стратегия. Здесь надо учесть, что любая федеральная программа рассчитана на софинансирование. Хоть по бизнесу инкубаторов, по поддержке малого бизнеса, чтобы получать, надо сначала что-то вкладывать.
И другой вопрос, сумеет ли руководитель эффективно использовать ресурсы, выделенные федеральным центром для перспективных проектов? Когда мы говорим о социально-экономическом развитии территории, мы все чаще скатываемся на обсуждение экономического развития территории. «Борьба за ресурсы» — сугубо экономический термин.
В Уфе не так давно состоялась Всероссийская конференция «Конкурентоспособность регионов: факторы и стратегии управления». На ней как раз и говорилось о программировании конкурентоспособности, которое должно прийти на смену традиционной промышленной политике.
Ректор Уфимской государственной академии сервиса Александр Дегтярев отметил, что раньше промышленная политика государства сводилась к перераспределению ресурсов в интересах отдельных секторов экономики, сейчас требуются новые подходы в плане формирования и развития национальных и региональных конкурентных преимуществ. И эти подходы и методы должны быть основаны на научно-технических достижениях, способных привести к созданию прорывных технологий. По мнению участников конференции на успех «обречены» только те страны и регионы, которые, независимо от природных богатств, финансовых и человеческих ресурсов, проектируют свое развитие на основе опережающей стратегии всесторонней устойчивости конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках.
Достижение конкурентоспособности страны будет определяться не выдвижением отдельных отраслей на передовые позиции, а масштабными структурными изменениями в экономике и целенаправленным институциональным строительством. То есть, необходимо определить реальные конкурентные преимущества и выработать стратегию по управлению этими факторами — программировать конкурентоспособность. И значительная роль в этом вопросе отводится ученым.
Башкортостан сейчас довольно успешно работает на внутреннем и внешнем рынках. Финансово-экономические показатели растут с каждым годом. По инвестиционной привлекательности РБ входит в первую пятерку российских регионов. В республике постоянно разрабатываются среднесрочные и долгосрочные программы развития. Последняя, принятая в январе, — стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года, одобрена Министерством регионального развития России. Приоритетные направления развития: модернизация экономики, позиционирование республики как «опорного региона» российской экономики. Приоритетные отрасли: химическая и нефтехимическая, агропромышленный комплекс, машиностроение и металлообработка, цветная металлургия, транспорт и строительство. Одним из основных направлений развития экономики является задача создания в Башкортостане особой технико-внедренческой зоны, которая позволит значительно усилить инновационный потенциал республики.
Реализация данной программы развития разделена на три этапа по пять лет. И каждый год будет ставить новые задачи и перспективы. Как отметил президент международного центра развития регионов Игорь Меламед, башкирская разработка на том же уровне, а по некоторым показателям превышает стратегию, представленную Татарстаном. А программа соседей признана эталоном такого документа.
Михаил Курбаков утверждает, что даже самая хорошая региональная стратегия — это лоция, а не панацея. Это всего лишь путь, по которому можно двигаться. А может быть, и не туда вовсе. Стратегии бывают ошибочными. И их, возможно, нужно будет менять каждый день, каждую неделю, каждый месяц. Сегодня, например, Томская область получила два мега-проекта. Это особая экономическая зона технико-внедренческого типа — порядка 800 млн., и технопарк — порядка 400 млн. Вот посмотрите: вложение 15 млн. приносит дивиденды в 1,2 млрд. Вот что такое стратегия.
Хотя и в Томске пока это даже не стратегия, а только стратегическое видение. Потому что ее еще нужно доделывать и переделывать. Это долгий процесс. Иностранные инвестиции идут только туда, где дешевые капиталы, дешевая рабочая сила и высокие дивиденды. Если, например, в Тамбовской области будет намечаться некий мега-проект, то туда придет инвестор и скупит землю. Простой пример. Когда мы изучали проблему частного государственного партнерства, мы ездили в Великобританию. Там рассказывали очень много баек по поводу того, как нам интересно вкладывать в развитие железной дороги и так далее. В итоге столкнулись с рядом компаний, которые на этом спекулировали. Когда все разложили по полочкам, стало ясно: дорога инвесторов не интересует, их интересует придорожная территория, которая покупается во время строительства или проектирования дороги за рубль, а после пуска дороги в эксплуатацию продается за десять рублей. Вот и вся логика иностранных инвестиций. Инвестор, с одной стороны, хищник. С другой стороны, когда мы размышляем, как привлечь инвестора, то он баран. Один забежал — остальные толпой. Но выигрывает только тот, кто забежал первый.
Я — член экспертного совета по особым экономическим зонам, правда, не технико-внедренческого типа, а промышленно-производственного. Кто вам сказал, что особые экономические зоны — это хорошо? В чем «хорошо»? Вопрос в том, что зона работу не даст. Какие преференции она дает? Например, технико-внедренческая? Но ведь никто не знает, как ее делать. Сейчас нужно сконцентрироваться и изучать опыт, как четыре зоны технико-внедренческого типа будут становиться в России. Конкурс будет объявлен в сентябре, участвуйте.
Еще момент. Китайцы захлебнулись в зонах. Они на сегодняшний день ликвидируют две трети своих особых зон, потому что у них, в связи с изъятием земельных участков у крестьян, работы лишились 40 млн. человек. Поэтому у них сейчас напряженная социальная атмосфера. И через пять лет прогнозируют очень проблемную ситуацию.
В России нет людей, которые имеют практический опыт по управлению особыми экономическими зонами, по одной простой причине — таких здесь никогда не было. Те оффшоры, которые существовали, ничего общего не имели с настоящими особыми зонами. Сейчас создано шесть особых экономических зон, это мало. Но и здесь люди столкнулись с кадровым кризисом. Некого ставить на управление. За последние 15 лет страна готовила либо бухгалтеров, либо юристов. На самом деле, пока еще мы находим людей, которые берутся и управляют предприятиями. Парадоксально, но факт. Наверно, это заложено в генах, что инженерная подготовка в стране очень высокая.
Хотя до тех пор, пока не будет создана стратегия развития страны, а в ней нет регионального разреза, все эти нынешние стратегии — не более, чем игрушки губернаторов.

Марина ЧЕПИКОВА, г. Уфа. Журнал "Бизнес-партнер", № 6, 05 июня 2006 г.

|
|