”Стыдно смотреть телевизор” - так называется акция, направленная против пошлости и бездуховности телевидения. Что нам грозит, если не изменить ситуацию, кто в ответе за тот поток насилия и лжи, что льется с экранов ”ящиков”? В клубе региональных журналистов ”Из первых уст” состоялась встреча с главным редактором журнала ”Искусство кино” Даниилом Дондуреем, который попытался ответить на эти вопросы.
Телевидение, безусловно, становится основным институтом управления обществом. Еще более важным, чем вооруженные силы и спецслужбы. И это влияние увеличивается, что почему-то принято скрывать. Остальные рапортуют о том, что у них все растет и колосится. Только телевидение ”скромничает”: ”Мы здесь сбоку сидим и примусы починяем. Мы лишь зеркало и никакого отношения к управлению жизнью не имеем”. У такого взгляда на телевидение очень много отрицательных последствий, огромное количество обманок.
При этом никто не анализирует содержание того, что смотрит народ. А ведь это представление миллионов людей о жизни, о прошлом, о будущем, о семье, родине, загранице.
У нас в стране существует примерно 120 факультетов, готовящих филологов. Несметное количество факультетов, где учатся будущие аналитики экономики, военные, политологи и так далее. Но я не найду ни одного теоретика, с кем бы мог серьезно обсудить проблемы трансформации реальности у людей с помощью телевизора. На телевидении вы увидите только тотальный пиар. Женился ли Малахов? Что происходит с Хангой? Поменяет ли она в очередной раз свою соведущую? Это так важно? А с кем поговорить о телевизионной режиссуре? Или о контрпрограммировании, чтобы понять, почему ”В круге первом” шел против ”Золотого теленка”?
Я занимаюсь контентом - анализом содержания. Но никого из больших телевизионных начальников это не интересует. Каждый канал - это такая феодальная вотчина, где, естественно, свои секреты, начальники, гигантские пиар-службы, службы развития и так далее. Но ведь трудятся они для одних и тех же людей - россиян.
В каждых двух случаях из трех телевизор сегодня включается одновременно со светом. 57 из 100 телевизоров работают, когда их никто не смотрит. Это связь с реальностью, с человечеством: у тебя включен телевизор, значит, ты живой. Люди живут в третьей реальности, отредактированной создателями продукта. Она заставляет людей переживать за героев сериала больше, чем за соседей и товарищей по работе.
Эфир - это величайшее общественное благо. Он не принадлежит ни государству, ни народу. Ни даже компаниям и тем более холдингам, которые ими владеют. Он принадлежит всем, и защищать его нужно всем. Основная драма нашей страны в том, что на экране сформировано неадекватное представление о жизни. Она развивается и существует по одним законам, а людей телевидение ”убеждает”, что совсем по другим.
И вот что странно: Россия живет в период позитивных перемен, а телевидение его маркирует в массовом сознании как эпоху невероятного кризиса и небывалых отрицательных последствий. Разве люди не бывают в Москве, не ездят по стране, не видят, что происходит вокруг? Не видят или не хотят видеть? Такая установка. Более того, существует цензура на позитивную информацию, которая сопоставима с цензурой на негативную информацию в советское время. Недавно мне звонил известный режиссер Андрей Смирнов: ”Я нигде не могу узнать, что есть у нас хорошего. В общем, вижу, поскольку не могу припарковать мою ”Ауди” среди массы машин. Но не говори, что это только в Москве. Мне нужны данные для документального фильма”. Я начинаю на пальцах ему объяснять: если 1 января 1992 года было 7 млн. автомашин, то сейчас одних частных автомобилей 25 млн. У нас в Подмосковье сейчас строится 600 тыс. частных коттеджей. Только на Запад в прошлом году выехали отдыхать 7 млн. человек. Мы на первом месте в Европе по темпам роста высшего образования. Количество вузов увеличилось за 10 лет в 2 раза. Но при этом разговоры, что все плохо.
В общественном сознании рынок, деньги, бизнес, активность до сих пор маркируются как воровство и аморализм. Это неблагоприятно, потому что нет воспитания активного человека, уповающего на собственные силы. Тревожно, что с помощью телевидения идет дискредитация целого ряда важнейших идей, связанных с эффективным вхождением в постиндустриальное общество. Таких идей, как активность, вертикальная и горизонтальная мобильность. В Америке человек 13 раз за жизнь кардинально меняет жилье. В России - всего от 3 до 6 раз. Человеку не говорят по телевизору: ”Эй, жители Курска, Ульяновска! Приезжайте в Москву, выбивайте ленивых москвичей с их мест”. Нет этого, десятилетиями все активное российское общество не пускали в Москву и Петербург.
В сериалах, как и в русских сказках, никто ничего не делает. Нет культа творчества. Но есть культ звездности. Тебе достаточно оголить пупок, взять хороший микрофон, найти продюсеров, деньги. И все! Ты звезда, ты попал на ТВ.
Сейчас мы с Общественной палатой собираемся придумать программу по поводу двух важнейших вещей - толерантности и конкурентоспособности. Понятно, что Россия быстро сползает в фашизм. Это не может не тревожить все слои населения. Отсутствие серьезных идеологических мотиваций приводит к тому, что около 40% москвичей не хотели бы видеть инородцев (а в стране - до 60%). В обществе отсутствует какая-либо толерантность. И с этим надо немедленно что-то делать. В эпоху Кеннеди американцы ненавидели негров, они не могли с ними чай рядом пить. Это было всего 45 лет назад, даже меньше. Через ”телик” заставили всю страну их любить. И теперь в США гигантское количество смешанных браков. И Кондолиза Райс - одна из кандидатов в президенты США.
Еще одна проблема. Вся страна стала жертвой информационных выпусков криминального толка. Я их насчитал до 70 в неделю, потому что некоторые идут по 4 раза в день. По 7 преступлений за программу. Мало этого - запустили новое явление, которое я называю атакой на мораль. Это программы на НТВ и Первом канале: ”Максимум”, ”Чистосердечное признание”, ”Особо опасен”, ”Чрезвычайное происшествие за неделю”, ”Профессия - репортер”. Вот примеры ”чемпионов” последнего времени. Это фильм ”Детки в клетке”, рассказывающий, что в России принято сажать детей на цепь или держать на улице с собаками. Или ”Мамочки” - о том, что повелось рожать в возрасте от 11 до 15 лет, об уникальном случае рождения ребенка шестилетней девочкой. Зачем, с какими целями? Когда подпиливаются основы морали, то не имеет значения, дружат ли с нами украинцы, удачно ли мы им продаем газ - с этим обществом можно делать все что угодно.
Вы знаете, какие гонорары получают ведущие на федеральных каналах или владельцы компаний, которые производят всех этих ”последних героев”, ”фабричных девчонок”? И они не устают восклицать: ”Эта страшная жизнь!”.
При всем это существует одна из профессиональных обманок телевизионных боссов: ”Если вам не нравится, выключите телевизор”. Телевизор современный человек выключить не может. Более того, нас ждут две ближайшие технологические революции - объединение компьютера с телевизором и переход на спутник. Это до 200 каналов, что еще больше увеличит влияние телевидения.
В стране за последние 15 лет создано более 900 фильмов. По данным второй половины прошлого года, мы сейчас выпускаем от 50 до 60 показов сериалов в сутки. Американцы не могут продать нам ни четырнадцатикратного лауреата Эмми ”Скорая помощь”, ни ”Западное крыло”, ни сериал ”Друзья”. Они якобы неконкурентоспособны с русскими. Но при этом наши фильмы не берут ни в Берлин, ни в Канны, несмотря на несметные деньги, выделяемые на кино: сценарии плохие, мертвяк, фальшь. Все хотят снимать как в Америке, но при этом чтобы воровать, как в России. Так не бывает.
Что касается рейтингов, то это главный миф телевизионщиков, утверждающих, что людям нравится смотреть убийства и смерть, низкопробные сериалы. Это примерно так же, как наркоторговцы, заявляющие: ”Люди хотят. Мы-то что? Мы обслуживаем”. Человек боится смерти, и ему продают насилие как материал - такая вот продажа страха. В отличие от Голливуда, где фабрики грез, у нас фабрики страхов. Английское, французское телевидение часто скучное. У них как бы все в порядке, они не волнуются, кто будет завтра президентом. Ну, будет кто-то другой, ничего не изменится.
Людям действительно интересны страхи, смерти, но не может быть все подчинено этому. Я не говорю о вводе запретов, поскольку много лет жизни потратил на то, чтобы в искусстве не было цензуры, даже боролся против того, чтобы запрещать американское кино. Наша группа победила. Теперь американскому кино тяжело в России, несмотря на отсутствие запретов. Поэтому все должно происходить естественно, как в жизни.

Гульшат КУРАМШИНА, г. Уфа. Газета «Вечерняя Уфа», 12 июля 2006 г.

|
|