КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Автор: Курамшина Гульшат
Регион: Уфа
Тема:  Гуманитарные вопросы
Дата: 05.08.2006

"Литература - это часть рынка", - утверждает обозреватель телеканала "Домашний" Александр Шаталов.

Александр Шаталов знаком тем, кто следит за книжными новинками. Он полтора десятка лет является единственным в своем роде обозревателем: сотрудничал с телеканалами "Культура", НТВ, теперь - на "Домашнем". Имеет техническое образование: окончил Институт гражданской авиации. Работал в некоторых издательствах, в союзах писателей. Создал первое в России частное издательство. Долгое время был литературным агентом Эдуарда Лимонова, и, в общем-то, привел этого писателя в нашу страну. Встреча с ним в клубе региональных журналистов "Из первых уст" вызвала огромный интерес.

- Рассказывать о книгах с телеэкрана - это вам не рецензии писать. Я, - говорит Александр Шаталов, - член Союза писателей, член Союза журналистов, автор пяти поэтических книг. Но поэзия сейчас не очень актуальна, поэтому я больше занимаюсь телевизионной деятельностью. Помимо этого, я все-таки время от времени выпускаю книги, на мой взгляд, достаточно интересные. Но это не бизнес, скорее, удовольствие.

- Какая из последних прочитанных книг понравилась?

- На этот вопрос ответить трудно, потому что я стал невольной функцией. Раз в неделю рассказываю о семи книгах. Значит, в месяц - о двадцати восьми. Естественно, есть маленькие хитрости у женщин, и у книжного обозревателя тоже. Я отбираю те книги и тех писателей, творчество которых мне знакомо.

- Сейчас многие передают друг другу "Духлесс" Сергея Минаева. Книга производит, в общем-то, отвратительное впечатление. Читать неприятно, но все же интересно узнать, как живут Ксюша Собчак и ей подобные, о которых написана эта книга. При всем человеческом неприятии этой фактуры она любопытна как исследовательский материал. Что вы можете о ней сказать?

- Мы переживаем ту ситуацию, когда литература находится в кризисе. И сам жанр романа в том числе. Сегодня телевизор и компьютер вытесняют литературу. К сожалению, интернетом мы пользуемся чаще, чем читаем книги или газеты. И таким образом литература занимает все меньшую и меньшую нишу. Например, современный западный роман - это 200 страниц крупным шрифтом. У современного человека нет времени читать объемные тексты. Что касается содержания... Не случайно появилась Оксана Робски, которая ознаменовала собой переходный период в современной русской прозе. Раньше у нас были популярны писатели типа Дарьи Донцовой. Это эмансипированная, самостоятельная женщина, у нее есть автомобиль, муж - профессор, некий достаток. Женщинам нравился этот автор, потому что они себя ассоциировали именно с этой социальной категорией.

Как только нефть стала дороже, стало больше денег, поднялся жизненный уровень, люди задумались не только о колбасе, но и об одежде. И девушки теперь ориентируются не на "Жигули" и не на мужа-профессора, а на Рублевку и какой-то другой стиль жизни. Не случайно книга Оксаны Робски имела такой большой тираж - около миллиона экземпляров.

И спрос на такую литературу существует. Раньше она была идеологией, теперь это часть рынка. Книгу надо не только выпустить, но и продать. Соответственно, она должна быть максимально упрощенной, доступной, я бы сказал, не литературной, чтобы захватить самую широкую читательскую аудиторию. Так же, как и телевизионная передача. Мы должны ее предельно упростить, сделать предельно дебильной, чтобы она стала доступной более широкой аудитории. Больше рейтинг - больше рекламы.

"Духлесс" - книжка хорошая. Такие нужны, потому что они написаны новым языком, новым стилем. Они ближе потребителям.

Сегодня молодые люди пишут, опираясь на русскую классическую традицию. В основном, на шестидесятников. Они не пользуются разговорным языком, на котором общаются. Реалии сегодняшнего дня не входят в их тексты.

- Я и все мои знакомые читали Оксану Робски. Ни одному из них она не понравилась. Но читали все. Людмилу Улицкую, книжки которой я буквально всучивала друзьям, едва удостоили вниманием. Да, мол, неплохо. Но почему-то Оксана Робски вызывает гораздо больше эмоций. Может быть, мы еще не доросли, чтобы хорошая, умная книжка была продаваема и популярна?

- Действительно, Оксана Робски всех раздражает. Но раздражитель - это главная форма рекламы, творчества. Реклама по телевизору запоминается, именно потому что раздражает. Она открыла, на мой взгляд, новую формацию для широкой аудитории - всю эту Рублевку.

Многим интересно подглядывать в замочную скважину. Вот сейчас телевизионный журналист Андрей Малахов пишет о его романе с Марьяной Кузиной, бизнес-вумен. Она его в два раза старше. Они ездили вместе отдыхать, потом расстались. Все это очень публично обсуждалось. Книжка, я уверен, будет максимально популярна, потому что огромное количество девочек интересуются жизнью Малахова. Книга Робски - то же самое. А то, что раздражает, очень хорошо.

- Есть ли в литературе жанр, который сейчас просто не доходит до массового читателя?

- Потихонечку такой формой становится поэзия. Сборники выходят в Москве тиражами в 1,5-3 тысячи экземпляров. То есть они не продаются в регионах вовсе. Фактически получается экономическая цензура.

- Интересно узнать ваше мнение об экранизации жизни классиков в последнее время. Насколько правомерно вносить свои взгляды на то, каким был Есенин? Согласны ли вы с трактовкой "Доктора Живаго"?

- Я считаю, что классику надо экранизировать. Как я уже сказал, это визуально, а значит, более доходчиво. Мы знаем, что после показа "Мастера и Маргариты" огромными тиражами разошлась одноименная книга.

Надо понять, что общество наше агрессивно и некультурно. Поэтому в ход идет вульгарная форма экранизации. Конечно, я совершенно не согласен со многим из того, что было написано и воссоздано на экране отцом и сыном Безруковыми. Но не делая хотя бы таких попыток, мы не добьемся хороших экранизаций.

- В нашей стране книги издаются большими тиражами. А за границей? Какие авторы там популярны? И есть ли среди них российские?

- К нам недавно приезжал писатель Мишель Ольбек, вы его могли лицезреть по телевизору. Он самый известный литератор во Франции на сегодня. И один из самых знаменитых в мире. Свой прославленный роман "Элементарная частица" написал, когда ему было 40 лет.

В Европе существует большая проблема противостояния европейской и американской культуры. Поэтому была принята программа по поддержке молодых писателей. Выбраны некоторые базовые международные издательства, которые выпускали их книги. Некоторые даже изданы в России. Например, Фонд Фишера совместно с Гете-институтом напечатал около 20-30 книг молодых немецких писателей. А наша страна подобной программы не имеет. Нет институтов по пропаганде искусства. До сих пор ни наших писателей, ни наших художников на Западе толком никто не знает.

- Вы сказали, что наша читательская аудитория агрессивно некультурная. Тезис это популярный и опасный, потому что им пользуются издатели и особенно продавцы книг в регионах. И они гонят "макулатуру" в соответствии с этим тезисом. А откуда взялось такое утверждение? Кто, собственно, анализировал взгляды этой аудитории?

- На мой взгляд, изменилась образовательная система, поэтому в школе дети не получают даже элементарных знаний. Библиотеки толком не комплектуются. Соответственно, букинистическая информация для молодых людей практически недоступна. Хорошо, если есть интернет, пытливость какая-то, грамотный педагог.

У нас кардинально изменился книжный рынок. Большая часть и региональных, и московских центральных книжных магазинов принадлежит крупным коммерческим структурам. И они продают ту литературу, которая продается. Коммерческую литературу.

В итоге создалась некая ситуация самосбывающегося прогноза. Когда говорят: "Они будут смотреть Петросяна" и показывают его по всем каналам, людям ничего другого не остается делать, как внимать шуткам пожилого юмориста.

- Какая литература должна быть на прилавках? Может, стоит ситуацию контролировать, чтобы не было той же самой Ксении Собчак, Андрея Малахова и так далее?

- Я сторонник того, чтобы существовала любая литература. Народ сам выберет то, что ему нужно. Мне кажется, запрещать книги - недостойно.

В свое время я издал первым в России роман Эдуарда Лимонова "Это я, Эдичка!", который вышел тиражом в полмиллиона экземпляров. Этот откровенный и скандальный роман принес ему известность. Он переведен на многие языки мира. В России тиражировался на ксероксах . Если мы строим демократическое общество, то имеем право читать те книги, которые желаем читать. Серьезную, глубокую литературу надо по-другому подавать. С ней необходимо работать. Эта литература должна быть в школе, в библиотеках. Это фундамент нашего образования. Издание таких книг должно дотироваться государством.

- Каково ваше отношение к Коэльо, который невероятно популярен в самих широких кругах?

- Терпеть его не могу. Это какая-то библия для убогих. Он как бы сублимирует основные мифологии и высказывается на упрощенно доступном языке, выдавая все это за какую-то метафору или за свое собственное творчество. Мне жалко, что люди читают такие вещи.

- Чем вызван интерес к японской литературе? В магазинах огромные полки с книгами Мураками и другими известными и менее известными авторами.

- Понятно, что Мураками сейчас в ходу, потому что в его раскрутку вложены большие деньги. Но главное его достоинство, на мой взгляд, в том, что он пишет на современном языке.

- Огромную популярность приобрел роман Дэна Брауна "Код да Винчи". Чем объяснить этот феномен?

- У меня нет никакого специального отношения к этой книге. Я ее прочитал по диагонали. Мне она ничего не дала. Но положительное в ней все-таки есть. Многие люди узнали, кто такой Леонардо да Винчи.

Отчасти такие книги будят фантазию у людей, они начинают думать на какие-то философские темы. Просто нельзя к ним относиться серьезно, а - как к большой приключенческой "клюкве".

- Александр Николаевич, в каждой своей передаче, в конце, вы какую-нибудь плохую книжку отправляете в корзину.

- На самом деле сейчас я этого уже не делаю, потому что "Домашний" - канал позитивный. Здесь нельзя выбрасывать ничего в корзину - все идет в дело.

Но когда придумал передачу, лет 15 назад, не стеснялся. Что представляет собой букинистическая передача по телевидению? Вот сидит некто и рассказывает о книжках. Он же не актер. Это очень скучно. Поэтому передачу надо превратить в какое-то микро-шоу. Телезрители ждали, что я выброшу книжку, чем аргументирую свой поступок. Я хотел заставить людей засомневаться в том, что все книги - источник знаний. Чтобы они в магазине не скупали все подряд.

Мне жалко, что сейчас я этого не делаю. Всегда надо ставить координаты "плюс", "минус", "хорошо", "плохо". Они позволяют более прочно стоять на этой земле.

  

Гульшат КУРАМШИНА, г. Уфа. Газета «Вечерняя Уфа», 05 августа 2006 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики