"Литература - это часть рынка", - утверждает обозреватель телеканала "Домашний" Александр Шаталов.
Александр Шаталов знаком тем, кто следит за книжными новинками. Он полтора десятка лет является единственным в своем роде обозревателем: сотрудничал с телеканалами "Культура", НТВ, теперь - на "Домашнем". Имеет техническое образование: окончил Институт гражданской авиации. Работал в некоторых издательствах, в союзах писателей. Создал первое в России частное издательство. Долгое время был литературным агентом Эдуарда Лимонова, и, в общем-то, привел этого писателя в нашу страну. Встреча с ним в клубе региональных журналистов "Из первых уст" вызвала огромный интерес.
- Рассказывать о книгах с телеэкрана - это вам не рецензии писать. Я, - говорит Александр Шаталов, - член Союза писателей, член Союза журналистов, автор пяти поэтических книг. Но поэзия сейчас не очень актуальна, поэтому я больше занимаюсь телевизионной деятельностью. Помимо этого, я все-таки время от времени выпускаю книги, на мой взгляд, достаточно интересные. Но это не бизнес, скорее, удовольствие.
- Какая из последних прочитанных книг понравилась?
- На этот вопрос ответить трудно, потому что я стал невольной функцией. Раз в неделю рассказываю о семи книгах. Значит, в месяц - о двадцати восьми. Естественно, есть маленькие хитрости у женщин, и у книжного обозревателя тоже. Я отбираю те книги и тех писателей, творчество которых мне знакомо.
- Сейчас многие передают друг другу "Духлесс" Сергея Минаева. Книга производит, в общем-то, отвратительное впечатление. Читать неприятно, но все же интересно узнать, как живут Ксюша Собчак и ей подобные, о которых написана эта книга. При всем человеческом неприятии этой фактуры она любопытна как исследовательский материал. Что вы можете о ней сказать?
- Мы переживаем ту ситуацию, когда литература находится в кризисе. И сам жанр романа в том числе. Сегодня телевизор и компьютер вытесняют литературу. К сожалению, интернетом мы пользуемся чаще, чем читаем книги или газеты. И таким образом литература занимает все меньшую и меньшую нишу. Например, современный западный роман - это 200 страниц крупным шрифтом. У современного человека нет времени читать объемные тексты. Что касается содержания... Не случайно появилась Оксана Робски, которая ознаменовала собой переходный период в современной русской прозе. Раньше у нас были популярны писатели типа Дарьи Донцовой. Это эмансипированная, самостоятельная женщина, у нее есть автомобиль, муж - профессор, некий достаток. Женщинам нравился этот автор, потому что они себя ассоциировали именно с этой социальной категорией.
Как только нефть стала дороже, стало больше денег, поднялся жизненный уровень, люди задумались не только о колбасе, но и об одежде. И девушки теперь ориентируются не на "Жигули" и не на мужа-профессора, а на Рублевку и какой-то другой стиль жизни. Не случайно книга Оксаны Робски имела такой большой тираж - около миллиона экземпляров.
И спрос на такую литературу существует. Раньше она была идеологией, теперь это часть рынка. Книгу надо не только выпустить, но и продать. Соответственно, она должна быть максимально упрощенной, доступной, я бы сказал, не литературной, чтобы захватить самую широкую читательскую аудиторию. Так же, как и телевизионная передача. Мы должны ее предельно упростить, сделать предельно дебильной, чтобы она стала доступной более широкой аудитории. Больше рейтинг - больше рекламы.
"Духлесс" - книжка хорошая. Такие нужны, потому что они написаны новым языком, новым стилем. Они ближе потребителям.
Сегодня молодые люди пишут, опираясь на русскую классическую традицию. В основном, на шестидесятников. Они не пользуются разговорным языком, на котором общаются. Реалии сегодняшнего дня не входят в их тексты.
- Я и все мои знакомые читали Оксану Робски. Ни одному из них она не понравилась. Но читали все. Людмилу Улицкую, книжки которой я буквально всучивала друзьям, едва удостоили вниманием. Да, мол, неплохо. Но почему-то Оксана Робски вызывает гораздо больше эмоций. Может быть, мы еще не доросли, чтобы хорошая, умная книжка была продаваема и популярна?
- Действительно, Оксана Робски всех раздражает. Но раздражитель - это главная форма рекламы, творчества. Реклама по телевизору запоминается, именно потому что раздражает. Она открыла, на мой взгляд, новую формацию для широкой аудитории - всю эту Рублевку.
Многим интересно подглядывать в замочную скважину. Вот сейчас телевизионный журналист Андрей Малахов пишет о его романе с Марьяной Кузиной, бизнес-вумен. Она его в два раза старше. Они ездили вместе отдыхать, потом расстались. Все это очень публично обсуждалось. Книжка, я уверен, будет максимально популярна, потому что огромное количество девочек интересуются жизнью Малахова. Книга Робски - то же самое. А то, что раздражает, очень хорошо.
- Есть ли в литературе жанр, который сейчас просто не доходит до массового читателя?
- Потихонечку такой формой становится поэзия. Сборники выходят в Москве тиражами в 1,5-3 тысячи экземпляров. То есть они не продаются в регионах вовсе. Фактически получается экономическая цензура.
- Интересно узнать ваше мнение об экранизации жизни классиков в последнее время. Насколько правомерно вносить свои взгляды на то, каким был Есенин? Согласны ли вы с трактовкой "Доктора Живаго"?
- Я считаю, что классику надо экранизировать. Как я уже сказал, это визуально, а значит, более доходчиво. Мы знаем, что после показа "Мастера и Маргариты" огромными тиражами разошлась одноименная книга.
Надо понять, что общество наше агрессивно и некультурно. Поэтому в ход идет вульгарная форма экранизации. Конечно, я совершенно не согласен со многим из того, что было написано и воссоздано на экране отцом и сыном Безруковыми. Но не делая хотя бы таких попыток, мы не добьемся хороших экранизаций.
- В нашей стране книги издаются большими тиражами. А за границей? Какие авторы там популярны? И есть ли среди них российские?
- К нам недавно приезжал писатель Мишель Ольбек, вы его могли лицезреть по телевизору. Он самый известный литератор во Франции на сегодня. И один из самых знаменитых в мире. Свой прославленный роман "Элементарная частица" написал, когда ему было 40 лет.
В Европе существует большая проблема противостояния европейской и американской культуры. Поэтому была принята программа по поддержке молодых писателей. Выбраны некоторые базовые международные издательства, которые выпускали их книги. Некоторые даже изданы в России. Например, Фонд Фишера совместно с Гете-институтом напечатал около 20-30 книг молодых немецких писателей. А наша страна подобной программы не имеет. Нет институтов по пропаганде искусства. До сих пор ни наших писателей, ни наших художников на Западе толком никто не знает.
- Вы сказали, что наша читательская аудитория агрессивно некультурная. Тезис это популярный и опасный, потому что им пользуются издатели и особенно продавцы книг в регионах. И они гонят "макулатуру" в соответствии с этим тезисом. А откуда взялось такое утверждение? Кто, собственно, анализировал взгляды этой аудитории?
- На мой взгляд, изменилась образовательная система, поэтому в школе дети не получают даже элементарных знаний. Библиотеки толком не комплектуются. Соответственно, букинистическая информация для молодых людей практически недоступна. Хорошо, если есть интернет, пытливость какая-то, грамотный педагог.
У нас кардинально изменился книжный рынок. Большая часть и региональных, и московских центральных книжных магазинов принадлежит крупным коммерческим структурам. И они продают ту литературу, которая продается. Коммерческую литературу.
В итоге создалась некая ситуация самосбывающегося прогноза. Когда говорят: "Они будут смотреть Петросяна" и показывают его по всем каналам, людям ничего другого не остается делать, как внимать шуткам пожилого юмориста.
- Какая литература должна быть на прилавках? Может, стоит ситуацию контролировать, чтобы не было той же самой Ксении Собчак, Андрея Малахова и так далее?
- Я сторонник того, чтобы существовала любая литература. Народ сам выберет то, что ему нужно. Мне кажется, запрещать книги - недостойно.
В свое время я издал первым в России роман Эдуарда Лимонова "Это я, Эдичка!", который вышел тиражом в полмиллиона экземпляров. Этот откровенный и скандальный роман принес ему известность. Он переведен на многие языки мира. В России тиражировался на ксероксах . Если мы строим демократическое общество, то имеем право читать те книги, которые желаем читать. Серьезную, глубокую литературу надо по-другому подавать. С ней необходимо работать. Эта литература должна быть в школе, в библиотеках. Это фундамент нашего образования. Издание таких книг должно дотироваться государством.
- Каково ваше отношение к Коэльо, который невероятно популярен в самих широких кругах?
- Терпеть его не могу. Это какая-то библия для убогих. Он как бы сублимирует основные мифологии и высказывается на упрощенно доступном языке, выдавая все это за какую-то метафору или за свое собственное творчество. Мне жалко, что люди читают такие вещи.
- Чем вызван интерес к японской литературе? В магазинах огромные полки с книгами Мураками и другими известными и менее известными авторами.
- Понятно, что Мураками сейчас в ходу, потому что в его раскрутку вложены большие деньги. Но главное его достоинство, на мой взгляд, в том, что он пишет на современном языке.
- Огромную популярность приобрел роман Дэна Брауна "Код да Винчи". Чем объяснить этот феномен?
- У меня нет никакого специального отношения к этой книге. Я ее прочитал по диагонали. Мне она ничего не дала. Но положительное в ней все-таки есть. Многие люди узнали, кто такой Леонардо да Винчи.
Отчасти такие книги будят фантазию у людей, они начинают думать на какие-то философские темы. Просто нельзя к ним относиться серьезно, а - как к большой приключенческой "клюкве".
- Александр Николаевич, в каждой своей передаче, в конце, вы какую-нибудь плохую книжку отправляете в корзину.
- На самом деле сейчас я этого уже не делаю, потому что "Домашний" - канал позитивный. Здесь нельзя выбрасывать ничего в корзину - все идет в дело.
Но когда придумал передачу, лет 15 назад, не стеснялся. Что представляет собой букинистическая передача по телевидению? Вот сидит некто и рассказывает о книжках. Он же не актер. Это очень скучно. Поэтому передачу надо превратить в какое-то микро-шоу. Телезрители ждали, что я выброшу книжку, чем аргументирую свой поступок. Я хотел заставить людей засомневаться в том, что все книги - источник знаний. Чтобы они в магазине не скупали все подряд.
Мне жалко, что сейчас я этого не делаю. Всегда надо ставить координаты "плюс", "минус", "хорошо", "плохо". Они позволяют более прочно стоять на этой земле.
Гульшат КУРАМШИНА, г. Уфа. Газета «Вечерняя Уфа», 05 августа 2006 г.
|