В РЫНОК - СО СВОИМ ПРИОРИТЕТОМ
Автор: Зайцева Галина
Регион: Нижний Новгород
Тема:  Экономика , Проблемы регионов
Дата: 30.06.2006

Когда московская компания «Стратегика» разрабатывала стратегию развития Нижегородской области до 2020 г., ее специалисты сначала не могли найти у нашего региона ни одного конкурентного преимущества. В процессе работы преимущества определились, и руководству области было предложено несколько приоритетов, первый из которых - автомобилестроение. Насколько конкурентоспособны Нижегородская область и Россия в целом? И что необходимо предпринять, чтобы не сидеть больше «в последнем вагоне»? Об этом рассказывает управляющий партнер ООО "Стратегика" Александр Идрисов.

Конкурентоспособность не может быть самоцелью. На вершине пирамиды интересов любого государства всегда стоит обеспечение высоких стандартов жизни. А это зависит от трех источников: уровня доходов населения, бюджетной обеспеченности государства и качества окружающей среды. Чтобы «наполнить» эти источники, страна должна быть конкурентоспособной.

Мы уже давно живем в конкурентном мире. В России присутствуют транснациональные корпорации, шаг за шагом наша страна все больше втягивается в процесс глобализации. В новом контексте очень многое - принципы управления, действия корпораций - должно быть пересмотрено. Пока же в международных рейтингах конкурентоспособности Россия находится в интервале от 50-й до 70-й позиции.

Беда не в дорогах

Все факторы, влияющие на конкурентоспособность, можно разделить на четыре группы. Первый - качество инфраструктуры. Интересно, что по рейтингам оно у нас довольно высокое. Конечно, мы все знаем присказку про дороги, но, объективно говоря, Россия не Уганда. Мы имеем развитые железнодорожную сеть, авиатранспорт, автомобильные магистрали. Качество инфраструктуры в нашей стране удовлетворительное, хотя, разумеется, нуждается в улучшении.

Но мы сегодня постоянно слышим: дороги! Губернаторы регионов обращаются в инвестиционный фонд с требованием средств на строительство новых трасс, мостов. Я не против их строительства, есть регионы, где они просто необходимы. Но, например, томским программистам дороги не нужны! Им нужны кабель, выход в сеть, квалифицированный персонал и представительство в Калифорнии. Вот тут усилий нашего государства не хватает. Оно скорее построит еще одну дорогу, но в это время зарождающийся сектор высоких технологий вымрет.

Или другой пример - Нижегородская область. Здесь плотность автомобильных дорог в 2,5 раза выше, чем в среднем по России. Но региону они не дают заметного эффекта, поскольку плотность дорог сегодня уже не является основным конкурентным преимуществом.

Второй фактор, влияющий на конкурентоспособность, - эффективность власти (по этому пункту наша страна во всех рейтингах находится, как правило, на самой последней позиции).

Третий фактор - эффективность бизнеса, зависящая от количества работающих людей и уровня производительности их труда. Если, например, американское предприятие численностью 100 человек способно зарабатывать 100 млн. долларов, его работники получают сотни тысяч долларов заработной платы в год и не бедствуют. В России средняя выработка на одного человека равна 4-6% от уровня аналогичного предприятия США (без учета паритета покупательной способности). То есть, чтобы процветать, платить высокую зарплату, налоги, российское предприятие должно зарабатывать в 20 раз больше, чем сегодня.

Насколько хуже наших конкурентов мы работаем, видно из анализа деятельности предприятий Нижегородской области: легкая промышленность - 3% от уровня западного производства, радиоэлектроника и приборостроение - 3%. Для того чтобы достичь уровня конкурентов на глобальном рынке, нужно сократить число занятых на предприятиях в 30 раз, при этом оставив прежний объем производства!

В итоге сегодня мы не можем обеспечить людям уровень зарплаты, позволяющий совершать достаточный объем покупок и обеспечивать экономический рост. Если бы экономическая политика страны не была направлена на удержание на предприятиях огромного количества лишних и неэффективных работников, то демографическая проблема не оказывала бы такого сильного влияния на экономику. Наоборот, страна располагала бы огромным количеством трудовых ресурсов.

Наконец, четвертый фактор - экономический потенциал (предпосылки к развитию, природные ископаемые, интеллектуальный потенциал). Единственный вопрос, который мы постоянно задаем друг другу: "Почему мы такие умные, но до сих пор бедные?" Действительно, у нас огромное количество талантливых людей, ученых, специалистов. Но для того чтобы этот потенциал был реализован, нужны очень сильная, эффективная власть и эффективный бизнес. Они должны находиться в равновесии, а интересы каждого - учитываться и быть сбалансированными.

Экономика, которой нет

Каждой стране необходимо дать ответ на три ключевых вопроса. Первый - что является для нее приоритетом?

Вот как поступили почти 15 лет назад в Финляндии. Небольшая инициативная группа впервые разработала стратегию развития своей страны. Разработчики задались вопросом: какие сектора экономики будут успешно развиваться в ближайшие 10-20 лет? Они взяли аналитические отчеты инвестиционных банков, аналитику консультационных фирм, поговорили с экспертами. И выявили ряд секторов, в том числе телекоммуникационный, представленный в то время маленьким и крайне неконкурентоспособным заводом Nokia. Когда инициативная группа спрогнозировала, что Финляндия станет мировым лидером в области телекоммуникаций, над ее выводами смеялись все финны. За исключением владельцев группы Nokia, которые продали свои лесные и химические активы и все деньги инвестировали в телекоммуникации. Сегодня финны занимают 60% рынка мобильной связи. Кроме того, для Финляндии было выбрано еще несколько приоритетов, в том числе модернизация лесного сектора, переход на более высокий уровень технологий переработки древесины, а также туризм.

Второй вопрос - какие рынки станут потреблять продукцию и услуги тех секторов российской экономики, которые будут расти в последующие 15-20 лет? Нужно решить, должны ли мы сфокусироваться на Африке или США, Европе или Юго-Восточной Азии? И последний, самый главный вопрос - что должна предпринять власть, чтобы на территории нашей страны появились корпорации, способные успешно конкурировать в растущих секторах экономики?

Мы не отвечаем на эти вопросы на протяжении 15 лет и постоянно находимся в последнем вагоне поезда. Хорошо хоть мы отошли от бюджетного планирования на один год и перешли на 5-летний план. Но для того, чтобы предпринимать тактические шаги, необходимо понимать, куда идет мир, неотъемлемой частью которого мы являемся. К сожалению, представление наших чиновников ограничено только одним: Россия - большая сырьевая держава, которая обеспечивает ресурсами почти весь мир.

Работа с регионами подтолкнула нашу компанию к следующему выводу: мы слишком много говорим о той экономике, которой нет. Большинство предприятий производят ничтожное количество продукции.

Однако все же есть регионы, которые оказались чемпионами по развитию. В частности, Ленинградская область, имеющая 17% годового роста. Как в регионе этого добиваются? Перестали оглядываться назад и построили совершенно новую экономику, интенсивно занявшись целенаправленным поиском инвестиций. В результате в область пришли Caterpillar, Ford, American Paper и многие другие компании с сотнями миллионов долларов инвестиций. В результате Ленинградская область привлекает около 2 млрд. долларов в год, а число жителей составляет 1,5 млн. человек. Это очень высокий показатель. Ни один регион не растет такими темпами.

С другой стороны, когда мы начали работать в Нижегородской области, то ужаснулись. Ее бюджет на 3,5 млн. человек был таким же, как бюджет Томской области на 1,5 млн. По доходам на душу населения нижегородцы занимали 11 место в Поволжье. Регион привлекал 50 млн. долларов инвестиций в год (сопоставьте с 2 млрд. долларов в Ленинградской области).

Большинство регионов мира сфокусировано на том, чтобы привлечь новые и эффективные инвестиции на свою территорию. Субъектом конкуренции сегодня стали регионы, а не национальные экономики. Например, Каталония конкурирует в автомобильном секторе с Нижней Саксонией, а не с другими территориями Испании.

За сказкой в гости к нам

Разрабатывая стратегические планы, сотрудники нашей компании проанализировали 25 секторов в Нижегородской области и 15 секторов в Томской. В результате приоритеты регионов оказались разными. В Нижегородской области на первое место вышло автомобилестроение. Не только из-за того, что сегодня оно занимает самую большую долю в экономике региона, а из-за очень высокого потенциала. Нижний Новгород расположен в центре по отношению ко всем автомобильным «столицам» России. Здесь огромное количество людей занято в автомобилестроении, есть вузы, выпускающие необходимых специалистов, имеется огромное количество смежных секторов в машиностроении. Все это очень важные условия для инвесторов.

Более того, владельцы ГАЗа приняли решение инвестировать 1 млрд. долларов в модернизацию завода. Они уже приобрели новую платформу, которой всего 3 года (а платформа «живет» 15 лет). И после так называемого фейс-лифтинга вместо «Волги» будет производиться новый, современный, качественный автомобиль. Но обратите внимание: руководители автозавода долго мучились, пытаясь делать из этого грузовика на колесах хорошую машину. В конце концов, взяли и купили американскую платформу…

Почему такие экономически сильные сектора, как черная металлургия, топливная, химическая, нефтехимическая промышленности находятся во второй группе приоритетов для Нижегородской области? Потому что власть для них ничего сделать не может. В качестве примера приведу историю, которая произошла в Томске. Собрались вице-губернаторы, и один говорит: "Мы будем добывать столько-то миллиардов кубов газа на правом берегу Оби". Встает представитель "Газпрома" и спрашивает: "Кто будет добывать?" Вице-губернатор поясняет: "Конечно, вы!" Ответом было: "На ближайшее десятилетие вы у нас в планах не стоите". Не надо забывать, что у корпораций есть собственные интересы, и они не всегда совпадают с планами губернаторов.

К сожалению, сельское хозяйство Нижегородской области попадает на последнюю позицию - это связано с его сегодняшним состоянием. Но когда мы стали смотреть отдельные территории, то внесли коррективы. На севере региона - исключительно лес. Конечно, там никакие технологии развиваться не будут, а на первом месте окажется пищевая промышленность, которую мы определили как приоритет. В сельскохозяйственных зонах приоритет тот же. Как вы думаете, почему? Безусловно, в регионе нет сильных компаний пищевой промышленности, но есть сельскохозяйственная база, которая могла бы развиваться ей на пользу.

Однако главное даже не в этом. Что думают инвесторы, когда принимают решение о строительстве пищевого комбината по производству колбасы в какой-либо зоне? Первый вопрос, который они задают: сколько потребителей я могу охватить и довезти до них свежий продукт?

Когда мы пытались выяснить, чем Нижегородская область лучше других, то не смогли найти ни одного серьезного конкурентного преимущества. Но подсчитали, сколько человек живет вокруг региона в зоне 500 км. Оказалось, что 43 млн.! Эти люди живут в городах с развитыми розничными сетями (Москва, Самара и пр.), там интенсивно развиваются каналы дистрибуции. И покупательная способность у этих миллионов на 40% выше, чем в среднем по России. Это сказка для производителя пищевых продуктов! Он может доставить свой товар свежим и продать более чем сорока миллионам человек. Оказалось, что даже Москва имеет чуть худшее положение. Поэтому в Нижегородской области пищевая промышленность может быть приоритетом.

Автомобилестроение, информационные технологии, научный комплекс - приоритеты могут быть разными, но что здесь самое главное? Кадры! Когда мы проанализировали структуру занятости в Америке и России, выяснилось, что в США 75% занятых - квалифицированные рабочие. В нашей стране 70% - это экономисты, юристы и другие специалисты с высшим образованием. Однако в стране не хватает работников, которые строили бы экономику. Отсутствие квалифицированных кадров - главное препятствие для прихода крупных инвесторов в Россию.

Укрепить себя и помочь Европе

Низкий уровень производительности труда в стране невозможно повысить за короткий период. Мы можем купить новое оборудование, но люди работают по-старому, и современное оборудование все равно будет производить плохую продукцию.

Есть еще более важные вещи. Уровень производительности - это не только производительность машины, но и объем продаж на одного человека. И здесь существует огромная проблема - у нас нет каналов сбыта, мы плохо, неквалифицированно продаем.

Обучить людей за очень короткий период невозможно. Как же действовать в этом случае? Нужно самим покупать зарубежные производства!

Сложилась уникальная ситуация: Европа нуждается в помощи России. Европейские профсоюзы довели большинство предприятий до неконтролируемого роста издержек, и производства оказались неспособны конкурировать на глобальном рынке. В Европе огромное количество средних и малых фирм, имеющих первоклассные продукты, становятся банкротами. Они не успели перенести свои мощности в другие страны с низкими издержками и не могут этого сделать, потому что у них старая бизнес-модель. Она основана на родственных связях стариков, которые после Второй мировой войны открыли свой бизнес. Их дети не желают продолжать семейное дело: они довольно богаты, хотят заниматься живописью или чем-то другим, но не производством.

Процесс глобализации имеет крайне негативные последствия, с какой стороны ни посмотри. Если мы с вами будем жестко контролировать издержки в своей собственной стране, то есть пытаться недоплачивать работникам, мы рано или поздно получим социальную проблему. Если мы будем привлекать как можно больше иностранной силы, которая готова работать дешево, то в перспективе придем к межнациональному конфликту.

С другой стороны, в России начали появляться талантливые, амбициозные люди, которых мы назвали "другими русскими". Они сами сформировали свой бизнес, заработали деньги. Их компании сегодня агрессивно и эффективно растут. Это не тот слой олигархов, которые поучаствовали в процессе приватизации, а новая волна довольно эффективных менеджеров.

Международные эксперты, с которыми мы сотрудничаем в своих проектах, натолкнули нас на одну мысль. Они говорили: "Посмотрите на своих людей. Они в состоянии выходить и побеждать на европейском рынке!" Но как выходить? Когда мы посмотрели на рынок умирающих западных компаний, то сделали для себя потрясающее открытие: эти компании стоят очень дешево.

Могу привести пример конкретной сделки. Российская корпорация "Роспромтрактор" приобрела за 20 млн. долларов небольшую датскую компанию. С этого момента Россия стала технологическим лидером по производству лесной техники (так называемых "харвестов"). И теперь датчане будут работать на нас. "Роспромтрактор" намерен в первый год продать в России 50 машин, потом - 100 (датский заводик производил ранее 20 машин в год). Произошел немедленный рост капитализации российского и датского бизнесов, спасение европейской компании, получение тех самых технологических компетенций, которых раньше в нашей стране не было.

Это новая роль России на глобальном рынке, о которой можно говорить как о реальности, и которая действительно может изменить лицо страны. Мы одновременно спасаем европейскую экономику и укрепляем отечественную. Это и есть выход в той сложной ситуации глобализации, из которой, на первый взгляд, выхода не видно.

Материал подготовлен на семинаре Клуба региональной журналистики «Из первых уст».

  

Галина ЗАЙЦЕВА, г. Нижний Новгород. Журнал «Деловая неделя», № 12, июнь 2006 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики