ФОРМУЛА ВЛАСТИ - ЭХО СОБЫТИЙ - РАДИО ТОМСК
Автор: Погодаев Николай
Регион: Томск
Тема:  Энергетика
Дата: 31.01.2003

В: А теперь, уважаемые радиослушатели, взглянем на экономику через призму законодательства. На сей раз речь не о светочах томского парламентаризма, а о нашем соседе слева - о депутате от Красноярского края Валерии Зубове. В прошлом, до генерала Лебедя, он был губернатором Красноярского края. 10 января президент России подписал закон, который Валерий Зубов разрабатывал и защищал в Думе России. Закон о тарифах. А стало быть и о нашем с вами кармане. Слово автору:

ЗУБОВ (017) Суть закона в следующем: правительство должно установить тарифы на тепло и на свет, а региональные энергетические комиссии должны точно так же установить тарифы на тепло и на свет до того, как правительство представляет федеральный бюджет в госдуму, а региональные администрации представляют свои бюджеты в региональные законодательные органы. Менять тарифы в течение года нельзя. Можно только в одном случае - если уж сильно приспичит, но тогда надо менять и бюджет. То есть чтобы изменить в течение года тарифы, надо пройти всю процедуру - представление бюджета в 1, 2, 3 чтении как положено. Цель очень проста - чтобы не свести на нет всю кропотливую работу по тяжелой утряске бюджета.

В: Вы, уважаемые радиослушатели, конечно же помните - что такое наступить на грабли. Одно неверное движение ноги и сразу в лоб. Так вот пару лет тому назад в госдуме тихо-мирно, бесконфликтно был утвержден бюджет на грядущий год. Но в в феврале - апреле региональные энергетические комиссии повысили тарифы и все местные бюджеты лопнули.

ЗУБОВ: (047) Вот дабы эта глупость не повторялась, учитывая значение энерго тарифов для региональных, в первую очередь, муниципальных, особенно, бюджетов, и принят этот закон. Это создает стабильность в отношениях между бюджетной сферой и теми, кто выдает деньги на ее содержание.

В: Закон - он не от Бога, а от человека. Принятие закона - это всегда борьба интересов. Разные ведомства заинтересованы в том, чтобы повернуть ситуацию, повернуть финансовые потоки в свою сторону. Поэтому закономерен вопрос - как к принятию закона о тарифах относилось, скажем, ведомство Анатолия Чубайса?

ЗУБОВ: (067) В руководстве РАО ЕС России относились отрицательно. (068) Потом сказало, что в принципе оно согласно, что закон должен действовать. Но я должен сказать, что к этому закону очень положительно относились руководители региональных энергетических систем. Они говорят - а нам выгодно иметь стабильность. Нам выгодно, чтобы один раз был установлен тариф, мы тогда знаем какова цена нашей продукции и мы знаем какие затраты под эту продукцию мы имеем право заложить. И нам выгодно, чтобы нас не поливали в СМИ, когда мы вынуждены включать это оружие, которое называется рубильником. Поэтому отношение было достаточно положительное на уровне регионов.

В: Но насколько обоснованы будут те тарифы, которые примут на год? Кто и как будет их контролировать от вашего имени, уважаемые радиослушатели? Разъясняет депутат Госдумы России Валерий Зубов:

ЗУБОВ: (103) В чем смысл этой фразы - правительство должно утвердить тарифы, а потом должно представить бюджет? Это означает, что представив бюджет в Думу, тарифы будут проверяться депутатами точно так же, как они сегодня проверяются, когда вопрос касается цен на нефть на мировом рынке - её внимательно просчитывают. Когда касается вопросов темпов инфляции, темпов роста ВНП. И естественно будет задан вопрос - а почему вы устанавливаете такие тарифы? Покажите - из чего складываются данные тарифы? И на этот вопрос, как выяснилось, очень трудно отвечать.

В: Год назад такой вопрос был поставлен перед рядом российских монополистов - энергетиками, железнодорожниками, газовиками. Но внятного резюме по этой проблеме до сих пор нет. А предварительный анализ ситуации сводится к известной формуле - в этом деле, дескать, "чёрт ногу сломит".

ЗУБОВ: (127) То есть этот закон не столько о том - какая цифра будет установлена, сколько о том - как снижать издержки. И если кому-то придет в голову мысль оп инерции заложить в эти тарифы свои красивые машины, то, смею вас уверить, при рассмотрении бюджета это всплывет. И многие затраты будут вырезаны из того, что нечаянно попадет при утверждении тарифа.

В: Таким образом создается механизм контроля за ценообразованием. Но это еще не все. Валерий Зубов считает, что этот закон имеет самое непосредственное отношение к созданию инвестиционного климата в сфере энергетики.

ЗУБОВ: (165) Это иллюзия, что будут вкладывать, то есть инвестировать в отрасль, к примеру в энергетиков, не будучи уверены в том, что продукция этой отрасли найдет платежеспособного потребителя. Если вы будете вкладывать в энергетическую отрасль, а завтра тарифы вырастут так, что ни промышленные предприятия, ни бюджетная сфера, ни население не смогут платить за этот тариф, что у нас было сплошь и рядом всего лишь полтора года тому назад, то в эту отрасль вкладывать не будут, так как здесь будут неплатежи.

В: То есть этот закон, считает Валерий Зубов, сделает российскую энергетику более прозрачной и более предсказуемой. Ну, а пока продвижение закона, по мнению депутата Госдумы России, в очередной раз натолкнуло на проблему управляемости страной. Проблема стара как мир. Стремление президента России Владимира Путина к укреплению административной вертикали наверняка вносит какие-то изменения, в том числе и в лучшую сторону. Но вертикаль - она больше на бумаге, да в страхе божьем, что как бы сверху не нагорело. Но в своей повседневности жизнь движется по горизонталям. И здесь воля и здравый посыл руководителя России легко затираются жерновами чиновничьего крючкотворства.

ЗУБОВ: (189) Выяснилось, что у нас, когда президент дает какие-то поручения или указывает на какую-то проблему, то находящиеся опд ним исполнители пока еще присваивают себе право менять мнение президента на противоположное. А в бюджетном послании Президента на 2003 год черным по белому записано - тарифы на услуги естественных монополий - они должны устанавливаться до того, как бюджет вносится в парламент или в законодательные органы регионов. Это написано в президентском послании. И тем не менее правительство имело, вообще какое оно имело право выступать против данного закона. Оно фактически выступало против установки, данной президентом. Это показывает, что недостаточно эффективно работает система управления в целом.

В: Закон, который мы с вами обсуждаем, уважаемые радиослушатели, и который ограничивает аппетиты энергетиков, продолжен еще одним законом, который касается услуг всех естественных монополистов. Пока этот второй закон блокируется, говорит Валерий Зубов. Суть же всего этого процесса в том, чтобы заставить монополистов снижать издержки и аппетиты.

ЗУБОВ: (224) Это попытка внести изменения в общую экономическую политику, когда под видом либерализма, под видом такой вот свободы забывают о том, что должна быть ответственность и должен быть контроль, что надо в первую очередь искать резервы не в том, что вы любые свои затраты перекладываете на потребителя - производители пива, производители хлеба, производители газа, производители электроэнергии - сразу раз - любую затрату вы переложили на потребителя, а это все-таки попытка повлиять так на экономическую политику, чтобы она стимулировала производить те же самые товары с меньшими издержками.

В: Наверное это и есть рыночный подход, где ситуация определяется не баронами от энергетиками, а балансом необходимых затрат и платежеспособного спроса населения. То есть выстраиваются вполне партнерские отношения между разными субъектами экономического поля, человеческие отношения людей одной страны, которые работают на благо друг друга и обмениваются услугами. Если это получится, то многие перестанут воспринимать жизнь в России, как непоправимое горе. Это будет успехом и власти, и народа, который ее избирал.  

Николай ПОГОДАЕВ, Томск. Радиопрограмма "Эхо", 25.01.03.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики