ТОРГОВЛЯ И КОММУНАЛКА – ГОЛУБЫЕ ФИШКИ ВОЛГОГРАДА
Автор: Тараканова Татьяна
Регион: Волгоград
Тема:  Экономика
Дата: 26.07.2006

Оценка конкурентоспособности региона начинается с производительности труда.

Недавно разработанные стратегии регионального развития Томской и Нижегородской областей федеральные чиновники приводят в пример остальным субъектам федерации. Определив стратегической целью рост благосостояния и качества жизни населения, разработчики этих программ плотно увязали ее с созданием конкурентоспособной экономики региона. Но что такое конкурентоспособность региона? Как ее оценить? В Волгограде специальными методиками на этот счет не пользуются. Однако методики есть, и «Деловое Поволжье» применило одну из них к Волгограду.

В отличие от региональных, у городских властей значительно меньше экономических и политических рычагов влияния на экономические процессы. Недаром некоторые эксперты «ДП» даже высказывали мысль о том, что главная задача муниципальных властей — создавать комфортную городскую среду, а не формировать конкурентоспособную экономику («Волгоград-2020», «ДП»№4, 2006). Однако полностью отрицать влияние городских властей было бы неверно. Любой город, особенно крупный, является полноценным участником глобального рынка и конкурирует со своими соседями за ресурсы — инвестиционные, человеческие, бюджетные. И от политики местных властей зависит очень многое.

Стратегию для томичей и нижегородцев разрабатывала московская компания «Стратегика». Ее управляющий партнер Александр Идрисов рассказал о проделанной работе клубу региональной журналистики «Из первых уст» на семинаре в Москве. По его словам, для оценки экономического потенциала региона или города властям необходимо определиться с ответами на ряд вопросов. Какие сектора экономики будут устойчиво расти в ближайшие 15-20 лет? Какие рынки будут потреблять продукцию, услуги этих секторов? Какие предпосылки существуют для развития этих отраслей в регионе? Что должна предпринять власть, чтобы успешно развивались корпорации, работающие в растущих секторах? Затем авторы методики проводят детальный анализ 25 ключевых секторов экономики региона, изучая их долю в ВРП, долю занятых в этих отраслях, уровень оплаты труда, объем отчислений в бюджет и еще массу социально-экономических параметров.

Среди факторов и источников конкурентоспособности обращает на себя внимание использование аналитиками не самого модного, но важного показателя производительности труда. Выводы, сделанные в Нижнем Новгороде и Томске, настолько интересны, что анализ волгоградской экономики стоит начать именно с производительности труда. Специалисты «Стратегики» рассчитали отраслевой объем выручки на одного работающего и сравнили его с аналогичным показателем в конкурентоспособной экономике США. Общий вывод предсказуем — на нижегородских и томских предприятиях уровень производительности труда значительно ниже лидеров отрасли. Даже в лидирующем с этой точки зрения туризме один работник выдает на гора лишь 30% от своего американского коллеги. А автомобилестроители и легпром вырабатывают в 33 раза меньше. О какой конкурентоспособной экономике можно говорить?

Г-н Идрисов приводил пример, как полученные цифры трансформировались в конкретные политические решения: «Когда мы показали томскому губернатору Крессу, что в его любимом и активно субсидируемом сельском хозяйстве выработка составляет 3% от американской, он весь покраснел, но в итоге согласился, что чрезмерная поддержка этой неконкурентоспособной отрасли нелогична».

Экономика знает три основных фактора производства — труд, земля и капитал, а четвертый — это предпринимательская способность, которая их объединяет. В США производительность труда — это царь и бог, очень важный показатель. В России, наоборот, его мало используют в общеэкономической риторике. А не так давно его даже вывели из обязательной статотчетности предприятий. Но ведь это — связующее звено между микро- и макроэкономикой. Сколько метров труб произвел рабочий завода N – частное дело собственника и менеджмента завода. А сколько конкурентоспособной продукции, работ и услуг выпустила национальная (региональная, городская) экономика — уже тот самый показатель ВВП, который Россия должна бы, да видно не сможет удвоить к 2010 году.

Попробуем посчитать аналогичный показатель для основных отраслей городского хозяйства в 2004 году. Доступные статданные позволяют вычислить объем общеотраслевого денежного оборота на одного занятого в отрасли. Уверенное лидерство торговли и общепита еще раз показывает уникальное вновь созданное преимущество волгоградской экономики — сильный и эффективный сектор розничной торговли. Работающие в нем 10% городского трудоспособного населения используются с высокой отдачей. Второе место не слишком рыночного сектора ЖКХ показывает перспективы и не раскрытый потенциал этой отрасли. Несмотря на все политические и экономические катаклизмы, в волгоградскую коммуналку частники пришли раньше, чем в соседние регионы. А вот промышленность, которая обеспечивает львиную долю ВРП, осталась на четвертом месте.

Повышает ли рост производительности труда конкурентоспособность городской экономики? Город заинтересован в эффективном использовании человеческих ресурсов, в здоровье и образование которых вкладываются в том числе бюджетные средства. Рост производительности труда во всех секторах — это дополнительные товары и услуги, с которых уплачиваются налоги и взносы в городскую казну. В то же время — рост производительности труда, как правило, сопровождается сокращением избыточной занятости. И это уже ситуация, на которую власти должны предусмотреть и успеть прореагировать. Словом, это комплекс вопросов, в стороне от которых власть оставаться не может.

— Несомненно, нам важна производительность труда. Но не надо забывать, что речь должна идти о выпуске продукции и услуг, пользующихся спросом, — считает вице-мэр Роман Беков. — Напрямую на это влиять мы не можем — это вопрос взаимоотношений работодателя и работника. Однако косвенных возможностей менять ситуацию множество.

Вице-мэр приводит пример: «Основной производитель ВРП в Волгограде — это промышленность. Значит, если мы устанавливаем для завода «Красный октябрь» далеко не самую высокую выкупную цену земли (450 млн руб. а не 700 млн, как у подобных заводов в соседних регионах), мы повышаем его конкурентоспособность, позволяем высвобожденные средства направить на модернизацию, на стимуляцию роста производительности труда». Еще одна серьезная возможность влиять на увеличение объема выпуска — это система конкурсного муниципального заказа, развитая в Волгограде, поиск дополнительных рынков сбыта за пределами региона, а также продвижение местных товаров в иногородние сети. Немаловажный посыл к мотивации сотрудников дает борьба властей за вывод зарплат из тени.

  

Татьяна ТАРАКАНОВА, г. Волгоград. Газета «Деловое Поволжье», 26 июля 2006 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики