Одно из противоречий сегодняшней России: в стране, в основном, сложилась рыночная экономика, при этом система образования, ее инструментарий унаследован еще с советских времен. С такого тезиса начал свое выступление перед участниками семинара клуба региональной журналистики "Из первых уст", проводимого в рамках проекта "Открытая Россия", Лев Якобсон, первый проректор государственного университета высшей школы экономики. "Образовательная система, - сказал Якобсон, - подобна семье, оказавшейся в эмиграции и еще не адаптировшейся к новым условиям". Сейчас спорят: нужна ли вообще российскому образованию реформа? Противники таковой утверждают - мол, поскольку образовательная система у нас дышит и так еле-еле, лучше уж ее не трогать. В противовес этой точке зрения Якобсон выдвигает свою: по мнению первого проректора, "призывать не трогать систему образования"- все равно, что настаивать на том, чтобы ребенка, сидящего "на игле", оставили в покое...
МАЛЬЧИКИ ОТ АРМИИ, ДЕВОЧКИ ЗА НИМИ
По данным, оглашенным Львом Якобсоном, в этом году 75% выпускников российских средних школ поступили в вузы. В некоторых регионах число вчерашних школьников, ставших студентами университетов, академий и прочих институтов, равняется почти 100%. И это при нарастающей с каждым годом нехватке квалифицированных рабочих кадров на производстве... В советские времена число выпускников, поступавших в вузы, равнялось, примерно, 25%. Наплыв желающих получить высшее образование объясняется не только стремлением юношей и девушек овладеть престижной профессией - такой как адвокат, экономист, хотя и эти мотивы оказывают на выбор жизненного пути достаточно сильное влияние. Кстати, данной проблемы коснулась в своем докладе на встрече с работниками образования, культуры и СМИ заместитель губернатора Брянской области Татьяна Максимкина. "Некоторые вузы и ссузы форсируют открытие "модных" специальностей" - сказала Татьяна Александровна. Однако, очень часто абитуриенты, а также родители желающие увидеть свое чадо на вузовской скамье, имеют ввиду цели более близкие и конкретные, такие как отсрочка от службы в Вооруженных Силах. "Мальчики бегут в вузы от армии, девочки следуют за ними", - так определил устремления молодежи Лев Якобсон.
В результате количество высших учебных заведений в стране с каждым годом все увеличивается и увеличивается. При этом действительно хороших вузов не становится больше. Система образования, по словам первого проректора высшей школы экономики, разрастается как раковая опухоль: хаотично и недоброкачественно.
"ЧЕРНЫЙ НАЛ" НА РЫНКЕ ЗНАНИЙ
На этом фоне расцветают "уродливые формы теневых рынков". Попросту говоря - коррупция и злоупотребления. Хотя Якобсон считает, что степень продажности вузовских преподавателей преувеличена, особенно в провинции, где многие уверены, что без взятки в вуз не поступить. Коррулционность в своих проявлениях исключительно многообразна. Известны почти легальные приемы. Например, программа вступительных экзаменов составляется таким образом, что без специальных знаний, полученных от репетиторов или на платных подготовительных курсах, ни о какой сдаче больше чем на "удовлетворительно" речи быть не может. В роли же репетиторов или преподавателей курсов выступают, конечно, сотрудники выбранной абитуриентами аlma mater. Подобная практика существует сплошь и рядом и никого уже не удивляет... Некоторые виртуозы в период кампании сдачи вступительных экзаменов показывают просто высший пилотаж мошенничества. Недавно в московских вузах разоблачили целую корпорацию: дельцы нанимали хороших студентов "бауманки" и мехмата МГУ сдавать экзамены за абитуриентов финансовой академии. Такого рода услуги стоили 1 тысячу долларов США. Кто-то в связи с этим предлагает переход на полностью платное высшее образование. Это, однако, не есть выход из положения. Необходимо, на пример, сохранить целевой прием в вузы. С этим согласен и Лев Якобсон. Иначе не будут пополняться кадры учителей, врачей в сельских и отдаленных местностях. Только методика приема должна стать совершенно другой.
ПУТЬ ОТЛИЧНИКАМ ПОЗОЛОТЯТ
Начинать реформу надо, конечно же, с основ - системы среднего образования. В общем-то, ситуацию здесь пока что можно считать благополучной. Школы общедоступны, педагогические кадры квалифицированы, учебные программы насыщены. Дело, однако в том, что в год на обучение одного школьника сегодня тратится 300 долларов США (включая зарплату учителям и техническому персоналу), а необходимо 800 по минимальному. До сих пор нет единых федеральных стандартов образовательных программ. Едва ли не каждый директор школы сам определяет подбор учебников для занятий. Особенный разнобой царит в программах по истории - здесь наблюдается полярное несовпадение вкусов. До лета прошлого года образовательные стандарты должны были обсуждать депутаты - члены комитетов по образованию Госдумы. Т.е. мужи-законодатели определяли даже методику преподавания закона Ома. Задача эта, конечно, огромна и непосильна. По новому порядку обсуждать и принимать образовательные стандарты будет правительство, что обеспечит их единство по всей стране. На очереди - введение дифференцированного образования в школах, т.е. гуманитарии будут изучать в старших классах преимущественно гуманитарные предметы, "технари" - физику, математику и т.д. Главное же нововведение - единый государственный экзамен. О нем не утихают споры. Противники предлагаемых тестов указывают на их сложность, на то, что выпускники сельских и престижных городских школ будут поставлены в заведомо неравные условия. Однако, госэкзамены при помощи тестов, так называемых "контрольно-измерительных материалов", - ключевой момент в реформах образования.
Предполагается, что по результатам сданных тестов-экзаменов выпускники будут делиться на четыре группы. Представителю каждой из этих групп (знания оценивать станут не по пятибальной, как нынче, а стобальной шкале) выдадут государственные именные финансовые обязательства (ГИФО) на определенную сумму, которая и будет платой за обучение в вузе. При этом абитуриент вправе будет выбирать вуз, в котором продолжит образование. Таким образом, отличники отправятся в хорошие, престижные вузы, ну а те, кто продемонстрирует познания более посредственные, понесут выданные им государством деньги в университеты попроще. А вузы в свою очередь будут вправе принимать то количество студентов, которое разрешено им лицензией. Из них 30% - платно, 50% - бесплатно, т. е. за ГИФО. Таким образом, систему высшего образования поставят на рыночные рельсы.
ШКОЛА ПОКА "В ПРОЛЕТЕ"?
Идея с ГИФО, бесспорно, очень удачна. Вузы вынуждены будут реально повышать качество образования, чтобы привлечь в свои стены как можно больше "высокобальных" абитуриентов и с ними как можно больше денег. "Халтурные" заведения станут прозябать или вообще отомрут. Но что получат с это подготовившие абитуриента средние школы? Ничего, кроме "спасибо" за "проплаченного" студента. Это не совсем согласуется с принципом "работы на конечный результат", проповедуемым нынешними реформаторами. Будем надеяться, что реформа делает только первые шаги. И что правительство действительно найдет возможность поощрить школьных учителей, большинство из которых сегодня работают просто на энтузиазме. 
Дмитрий КУСТАРЕВ, Брянск. "БК - Факт", № 4 (110), 22-28.01.2003 г.

|
|