РОССИИ НУЖНЫ ГЕНЕРАЦИИ, РОССИЯНАМ – ДОСТУПНАЯ ЭНЕРГИЯ
Автор: Кузнецова Наталья
Регион: Ижевск
Тема:  Энергетика
Дата: 31.08.2006

Инвестор идёт на свет?

Топ-менеджмент РАО ЕЭС России не первый год говорит о катастрофическом дефиците генерирующих мощностей. Даже в Ижевске, не слишком успешном в плане появления новых серьезных производств и при низком темпе роста строительной отрасли, мы постоянно слышим о проблеме получения разрешения на присоединение: условно говоря, свободной электроэнергии с каждым днем все меньше, а изношенная инфраструктура не способна работать с перегрузками. Кто готов заплатить за продолжение реформы энергетики?

Энергетики не претендуют на огромные кредиты государства и не покушаются на миллиарды стабфонда. Более того, заместитель председателя Правления РАО ЕЭС России Сергей Дубинин считает такой путь крайне нежелательным, если учесть, что многие крупные инвесторы только и ждут благоприятной возможности вложить в энергетику свои деньги. Разговоры о дополнительном привлечении частных инвестиций может кому-то напомнить недавно начавшийся проект с “Руснефтью”, за счет покупки акций которой каждому рядовому россиянину государство предложило приобщиться к пресловутым нефтяным сверхдоходам. Однако, как говорится, в энергетике совсем другая история: говоря о привлечении инвестиций в отрасль, менеджмент РАО рассчитывает отнюдь не на “деньги в чулке”.

Мы чертовски привлекательны!

Для того чтобы электроэнергетика создавала благоприятные условия другим отраслям экономики, был придуман знаменитый лозунг: “Тарифы ниже уровня инфляции”. Все было бы замечательно, если бы не критический дефицит, который во многих регионах виден уже практически невооруженным глазом. Чем же привлечь расчетливого инвестора, если не позволять собирать обоснованный тариф? Построить определенное количество необходимых мощностей позволит специально разработанная схема, названная “механизм гарантирования”. Государство объявляет конкурс на конкретную площадку, инвестор выигрывает конкурс за счет готовности построить там нужную энергетическую мощность (с новым оборудованием и современными требованиями) с наименьшими затратами. Когда эта подстанция подстроена, вступает в действие договор инвестора с системным оператором, который непосредственно собирает деньги с потребителей и оплачивает инвестору плату за мощность, гарантирующую окупаемость этих инвестиций. Соответствующее постановление разработано и принято: 5 тысяч МВт будут запущены в тех точках, где необходимы станции, но нет уверенности, что туда придут инвесторы. Предполагается, что этот механизм ограниченного действия на переходный период, и в дальнейшем будет все-таки применяться классическая схема прямого частного инвестирования.

Эмиссия ценой в 180 миллиардов

Получить свой кусок “энергетического пирога” инвесторы смогут и благодаря осуществляемой дополнительной эмиссии акций территориальных и оптовых генерирующих компаний. В список первых “пилотных” проектов по допэмиссии вошло пять дочерних компаний РАО. Дочернюю компанию, генерирующую энергию для каждой лампочки в Удмуртии, в списке первоочередников нет, так что мы можем пока понаблюдать за происходящим со стороны.

Параметры допвыпуска акций ОГК-5, которая проведет размещение первой, совет директоров РАО утвердил на заседании в конце июля. Выбор именно этой компании связан с тем, что ОГК-5 первой завершила корпоративные процедуры по созданию структуры, с которой можно выходить на рынок. Ее акции уже почти год обращаются на российском фондовом рынке. У ОГК-5 имеется и ряд инвестиционных проектов. Пока еще ни одна компания-“пилот” не выставила акции допвыпуска на бирже, но серьезный интерес уже проявляется. Поговаривают, что допэмиссию акций ОГК-3 хотел выкупить Владимир Потанин. По всей видимости, крупного бизнесмена заинтересовала возможность именно заработать на генерациях, поскольку объяснить его интерес непосредственной близостью объектов ОГК-3 к предприятиям “Интерроса” нельзя. Возможно, что и наша территориальная генерирующая компания в будущем станет предметом интереса крупных финансово-промышленных групп.

Публичность компаний

Безусловно, каждому потребителю хотелось бы получать свет и тепло в квартиры как можно дешевле. Это менеджмент РАО понимает не хуже других. Как стремление обосновать в глазах широкой общественности все перипетии энергетической реформы, наблюдатели восприняли опубликование первого в истории Холдинга социального отчета, который (в отличие от многих откровенно пиаровских социальных отчетов российских предприятий) подвергается внешнему аудиту, подобно тому, как проходит соответствующие процедуры проверки финансовая отчетность каждой организации. Отчет составлен по международным стандартам, которые предполагают простоту и прозрачность изложения, в нем нет банального перечисления социальных и благотворительных программ, которое во многих случаях есть ни что иное, как манипулирование цифрами. Научатся ли россияне в ближайшее время доверять такого рода отчетам, как это заведено в Европе или Новом свете, сказать сложно. По словам Марины Либоракиной, автора проекта по созданию отчета, практику обнародования таких документов РАО ЕЭС будет рекомендовать продолжать своим дочерним компаниям. Так что, возможно, в ближайшее время мы сможем получить гораздо более близкие нам цифры, отвечающие на вопрос, что же дала энергетическая реформа именно нашему региону.

Сергей Дубинин: “Мы считаем, что в 2007-2008 годах через допэмиссии дочерние компании РАО "ЕЭС России" привлекут около 180 миллиардов рублей. На эти деньги при поддержке заемных средств планируется построить новые электростанции и блоки общей мощностью 6,5-7 тысяч МВт. Магистральные электрические сети и диспетчерские центры остаются под государственным контролем и рассчитывают на бюджетные инвестиции”.

  

Наталья КУЗНЕЦОВА, Анастасия КОТОВА, г. Ижевск. Газета «Инфо-Панорама», № 35 (0499), 31 августа 2006 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики