Два месяца назад Евгений ЯСИН, доктор экономических наук, один из влиятельнейших экспертов по рыночной экономике в России, был награжден орденом "За заслуги перед Отечеством " IV степени. Вручал орден Президент России. В ответ на награду Ясин передал Путину книгу "Бремя государства и экономическая политика: либеральная альтернатива". Это был ответ реформаторов-либералов на претензии президента к экономическим прогнозам правительства "Больше амбиций!".
Итоги 1999-2000 годов показали, что у России есть уникальные возможности для высоких устойчивых темпов экономического роста в 8-9% в год на ближайшие 15 лет. Доклад "Бремя государства и экономическая политика: либеральная альтернатива", подготовленный группой ведущих экспертов России под руководством Е. Ясина на базе Экспертного института и Фонда "Либеральная миссия" при финансовой поддержке Фонда "Открытая Россия", дает ответ на ВОПРОС, как обеспечить этот амбициозный" рост в России.
Небольшая книжечка, чуть более ста страниц. Обобщения, анализ, расчеты и рекомендации. Они не новость: снятие административных барьеров, сведение до минимума участия государства в экономике, резкое сокращение государственных и социальных расходов и в целом бремени для бизнеса.
Не упустить шанс
История передовых государств свидетельствует: почти все достигали высших темпов экономического роста, когда уровень госрасходов был низким, а по мере их повышения темпы роста падали. Показателен в этом отношении прорыв стран Юго-Восточной Азии - здесь доля государства в общем валовом продукте в начале пути не превышала 12-15%.
По мнению экспертов, хотя правительство сегодня и придерживается либерального курса, оно постоянно идет на уступки тем, кто сопротивляется преобразованиям. В результате наметилась опасная тенденция торможения и угасания либеральных реформ. Шанс резкого экономического рывка, предоставленный России переходом к рыночной экономике и перенесенными в 90-е годы испытаниями россиян, может быть упущен, если не сократить бремя государства для бизнеса.
Сократить госрасходы
Именно бизнесу приходится содержать расширенное правительство, нести издержки, связанные с госсектором экономики, и дополнительные расходы, вызываемые неформальными воздействиями. Так, бюджет расширенного правительства в 2002 году составляет 41 % ВВП. В 2003 году планируется его сократить до 37,6%. Но это палка о двух концах.
С одной стороны, очевидна объективная нужда в увеличении расходов практически по всем направлениям: армия, образование, наука, госслужба и т.д. С другой стороны - чтобы удовлетворить эти НУЖДЫ, необходим рост экономики, чтобы увеличить доходы. А значит, расходы необходимо сокращать. По расчетам экспертов, оптимальный уровень государственных расходов для России должен составлять примерно 29-30% ВВП. Чтобы достичь этого, правительству предлагается пойти на ряд непопулярных мер.
Облегчить бюджет
До 2005 года придется снизить расходы федерального бюджета на 6-7% в реальном исчислении. Продолжить сокращение доли территориальных бюджетов в доходах бюджетной системы. Принять меры к прекращению дотаций и субсидий из региональных бюджетов отраслям народного хозяйства. Ускорить реформу ЖКХ. Заменить безадресные трансферты целевой поддержкой конкретных программ в образовании, здравоохранении, пенсионном обеспечении и т.д. Взамен - расширить полномочия субъектов Федерации в установлении ставок региональных налогов. Это повысит ответственность регионов, создаст конкуренцию между ними за привлечение бизнеса. В бюджетной системе необходимо реализовать принцип "один бюджет - один налог".
Велики потери от теневой экономики, а она по-прежнему сохраняет свои позиции из-за высокого бремени налогов. В частности, из-за единого социального налога (ЕСН), который составляет 35,6% к фонду заработной платы, значительная часть зарплаты идет мимо ведомости. Плюс большое '' число "самозанятых", не платящих налоги вообще. Между тем в России едва ли не самый низкий пенсионный возраст в мире, а пенсии нищенские.
Эксперты видят выход в повышении пенсионного возраста - в течение пяти лет увеличить его до 65 лет для мужчин и женщин с одновременным снижением ставки отчислений в Пенсионный фонд до 21%. По их расчетам тогда поступления в Пенсионный фонд вырастут до 20%. Ставка ЕСН с повышением пенсионного возраста может быть уменьшена до 24%. Это явится принципиальным шагом в ликвидации теневой экономики.
Приватизировать ГУПы
Утверждение, что Россия является страной с преобладанием частного сектора, неверно. Порядка 50% ВВП производят предприятия и учреждения, находящиеся полностью или частично в госсобственности, но реально не контролируемые государством. Это ограничивает поле деятельности частного бизнеса, ослабляет конкурентную среду. Госпредприятия получают преимущества при размещении заказов, при формировании тарифов на энергию, тепло, грузовые перевозки. В настоящее время в госсекторе занято почти 25 млн человек.
И хотя правительство предприняло ряд шагов по приватизации госпредприятий, но этого недостаточно.
Реформа госслужбы
Объем неформального воздействия государства на бизнес приобрел колоссальный размах. По результатам ряда исследований его совокупная оценка составляет -42 млрд в год, или до 15% ВВП. Так, прямые издержки преодоления административных барьеров обходятся бизнесу в пределах -8,5 млрд, или 2,7-2,9% ВВП. На неформальные требования властей всех уровней о взносах в те или иные фонды или цели, а попросту говоря вымогательство, приходится около млрд, т.е. 1% ВВП. Да еще коррупция!
Согласно индексу восприятия коррупции (СРI) Россия в списке из 85 стран занимает 75-е место. Предположительно предпринимателями выплачивается чиновникам около ,5 млрд в год, или 1 трл руб. Это 75% федерального бюджета. Причем, лидирует здесь исполнительная власть - 97-98% суммы приходится на нее. При этом происходит сращивание бизнеса с властью, когда представители бизнеса занимают посты во властных структурах с целью использования административного ресурса в интересах своих компаний, или чиновники входят в компании сами или через подставных лиц, захватывая бизнес.
Госслужба превратилась в систему, которая продуцирует коррупцию и бюрократию. Она фактически не подвергается общественному контролю и присваивает себе избыточные полномочия. Подготовленная реформа государственной службы недостаточно эффективна, чтобы решить данную проблему. Эксперты предлагают иной, более действенный способ: сократить численность чиновников вдвое, поднять в 3,5-4 раза их зарплату с отменой привилегий и усилить действенный контроль.
2003 год - последний перед выборами президента, год развертывания избирательной кампании в Госдуму. Предлагаемые же либеральные реформы - вещь жесткая и в значительной степени непопулярная в массах. Они наверняка повлекут за собой рост критического отношения к Путину, снижение его рейтинга популярности. Что выберет президент: спокойное почивание на лаврах до выборов или тернистый путь реформ во имя процветания России через 10-15 лет? Решение за Путиным... 
Ирина ГАЛКИНА, зав. кафедрой рекламы и РКВИМО ДВГУ. "Золотой рог", № 2, 14.01.2003 г.

|