НОВЫЕ РУБЕЖИ ЭНЕРГЕТИКИ
Автор: Макиенко Сергей
Регион: Курск
Тема:  Энергетика
Дата: 09.09.2006

На семинаре клуба региональной журналистики «Из первых уст» руководитель программы по подготовке социальной отчетности РАО ЕЭС России Марина Либоракина ответила на вопросы корреспондента нашей газеты.

- Марина Ивановна, в крупных компаниях Курской области созданы специальные службы, которые только и занимаются пиаром, рассказывая о вкладе их организации в развитие области, но о том, что забирает эта деятельность, – молчок. Социальный отчет РАО ЕЭС России составлен в том же ключе?

- Корпорации с экономической точки зрения потребляют ресурсы ваших регионов. Но производя продукцию, создавая рабочие места, отчисляя налоги, занимаясь благотворительностью, они вносят Социальная ответственность – это разница между вкладом в развитие региона и потреблением. Но, как показывают исследования, более 80 процентов российских граждан считают, что у них нет возможности узнать, является ли такая-то компания социально ответственной. Вот для этого и существуют социальные отчеты.

Для нас важно представить не столько благотворительную и социальную деятельность, сколько ответить на самые насущные вопросы сегодняшнего дня.

Мы привели такие эквиваленты: на что хватает налогов, уплаченных компанией. На 40 процентов общих государственных расходов на образование, и в полтора раза больше на культуру. Основной вклад – это не только доля в ВВП, составляющая 3 процента, но это база, опора, инфраструктура страны, возможность получить электричество в любых точках страны. Потому что без этого не будет ничего: ни тепла зимой, ни возможности создать малый бизнес.

-Три года назад компания «ЮКОС» и ее президент Михаил Ходорковский опубликовали первый социальный отчет. Сегодня РАО ЕЭС России и его руководитель Анатолий Чубайс вновь выходит с подобным отчетом. Вы идете по проложенному следу?

- Я знакома с отчетом «ЮКОСА». Очень грамотный и толковый документ. Ходорковский оказался первым, но другого пути нет. Мировая общественность без подобного отчета с компанией не будет иметь дела. При ООН пять лет назад создано специальное направление - «Глобальная инициатива по отчетности». В этом году выпущена новая версия стандарта.

Первое – именно в ее социальном, общественном, экономическом измерении, например, налоги. Второе - стратегия развития бизнеса. Третий, обязательный, раздел называется «Тройной итог». Откуда взялось такое название?

Вот балансовая ведомость, а внизу одна строчка - прибыль. На протяжении десятилетий это было альфой и омегой любого капиталиста. Но люди осознали, что прибыль сегодня может привести к смерти завтра при недобросовестном производстве продуктов, массовом отравлении окружающей среды. И чтобы предотвратить такое, человечество пришло к новой концепции «тройного итога», где результатом являются не только прибыль, но и экономические воздействия. Например, создание рабочих мест, возможность для малого бизнеса получить контракт у крупной компании, а потребителю - получить качественную продукцию по разумной цене. Второй итог – экологический: уровень вредных выбросов в атмосферу, загрязненной воды в водоемы. И третий – социальный: то, что делает компания для своих работников, внимательно ли относится к сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости… И что делает компания по отношению к обществу.

- А нет ли опасности, что все цифры социального отчета и все намерения так и останутся на бумаге?

- Это не так. РАО ЕЭС наметило новые рубежи. В 2004 - 2005 годах была принята серия новых корпоративных технологий. Техническая политика задала стандарты использования современного оборудования и дала прямые запреты на использование устаревшего.

Стандарты управления - это показатели, которых должен достичь менеджер, чтобы получить хороший уровень зарплаты.

РАО ЕЭС России – это контракты с восемью тысячами поставщиков. Еще в конце 90-х годов был взят курс на создание максимально прозрачной системы закупочной деятельности, прописанный в системе корпоративных стандартов, заданы контрольные цифры для каждой энергетической компании. В результате - самое большое число контрактов среди всех естественных монополий и самый маленький средний размер контракта. Это означает, что РАО ЕЭС дает широкий, самый большой доступ для малого и среднего регионального бизнеса к получению заказов. В такой системе закупочной деятельности нет места для откатов.

- Почему же тогда ежегодно растут тарифы?

- В прошлом году РАО ЕЭС России провело социологическое исследование. Около 50 процентов граждан считают, что компания сама устанавливает тарифы. На самом деле их рост в основном за жилищно-коммунальные услуги. Но когда человек получает квитанцию, он думает, что РАО ЕЭС ответственно за все.

Что увеличивается быстрее: цены на электричество и газ или инфляция?

Истина такова, что среди всех тарифов естественных монополий медленнее инфляции дорожало только электричество. Все остальные, а также цены на горюче-смазочные материалы - гораздо быстрее. Кроме того, сама инфляция превышала запланированные темпы. То есть рост тарифов на электроэнергию был гораздо ниже, чем рост инфляции. Это была государственная политика.

Так уж сложилось с советских времен, что на единицу продукции мы сегодня тратим в 2 -5 раз больше электроэнергии, чем в Европе. А это значит, мы потребляем природные ресурсы, которые принадлежат нашим потомкам.

- Многие региональные компании - у нас это – «Курскэнерго» содержат спортивные клубы. Команды так и называются: «Луч-Энергия», «СКА-Энергия». Естественно, содержание клуба, покупка игроков «вкручивается» в тарифы. Эти расходы тоже включены в отчет?

- На благотворительность идет много - в целом по компании 7 процентов от прибыли. В головной - 3 процента. Надо сказать, что есть и такие, где бывает и 15. Чем объясняются эти цифры? Во многом - давлением со стороны региональной государственной власти. Любая крупная компания имеет большой ящик, где сложены обращения, на которые трудно ответить «нет». Это очень распространенная, вынужденная «добровольно-принудительная» благотворительность. Не могу сказать, что мы считаем такую ситуацию правильной. В прошлом году мы ее внимательно проанализировали. Выяснили (и это сказано в отчете), что эффективность достаточно низкая. И приняли решение о разработке новой концепции благотворительной политики с более прозрачными, ясными правилами, то же – с системами открытых конкурсов. Во всяком случае, мы хотим, чтобы она стала более целенаправленной, приближенной к нашей основной деятельности. Знаете, какой самый популярный вид благотворительности у энергетических компаний в мире? Это озеленение!

- Как отражены вопросы, касающиеся оплаты труда персонала? Как вы считаете, какую можно назвать социально ответственной?

- Раздел «Создание и распределение стоимости» - новое требование международных стандартов, очень полезное. Традиционно уровень оплаты труда еще с Советского Союза в электроэнергетике был высоким. И сейчас сохранилось его превышение над средней по промышленности. Средняя зарплата промышленного производственного персонала в 2004-м была примерно 12758 рублей, по промышленности - 7868. Данные 2005 года назовем чуть позже, когда выйдет финансовый отчет по международным финансовым стандартам. Но зарплата ниже, чем в нефтяной, газовой промышленности. Рост ее стал возможным только за счет действий по минимизации себестоимости – по сокращению производственных издержек, экономичному и экологичному использованию топлива. Прозрачная закупочная деятельность принесла массу экономических выгод. За счет этого удавалось обеспечивать рост реальной заработной платы.

- Что-то делает РАО ЕЭС, чтобы сохранять провода и восстанавливать срезанные?

- Это не только экономическая проблема. У нас, к сожалению, большой мартиролог погибших в момент кражи проводов, в их числе - подростки. Что здесь может сделать РАО ЕЭС, не подменяя собой правоохранительные органы? Мы провели в прошлом году серию информационно-разъяснительных программ под названием «Честный киловатт» и организовали специальные патрули из числа сотрудников энергокомпаний и милиции.

Надо сказать, что недобросовестное поведение потребителей – социальная беда. Это и упомянутые экстремальные проявления, и незаконные подключения, приводящие к обесточиванию целых поселков, как случилось недавно в Магаданской области. Да еще задолженности по оплате. И это, конечно, наследие советского периода, когда электроэнергетика была государственной, а обокрасть государство - дело «нормальное».

- Восстановят ли социальные льготы для населения тридцатикилометровых зон?

- Атомная энергетика – это Росэнергоатом, государственный концерн. Поэтому за все это несут ответственность органы государственной власти.

  

Сергей МАКИЕНКО, г. Курск. Газета "Городские известия", № 108, 9 сентября 2006 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики