ПОЧЕМУ МЫ ТАК МАЛО ЗНАЕМ О ТОМ, ЧТО ПРОИСХОДИТ В СТРАНЕ?
Автор: Лабунская Анна
Регион: Саратов
Тема:  Взгляд на профессию , СМИ
Дата: 25.08.2006

Знакомьтесь: наш гость Дзялошинский Иосиф Михайлович – президент правозащитного фонда «Комиссия по свободе доступа к информации», профессор Государственного университета Высшая школа экономики, председатель Совета директоров независимого института коммуникативистики.

Профессиональный журналист, много лет был обозревателем в международной телекомпании «Мир».

Руководил подготовкой и реализацией проектов, финансируемых фондом "Евразия", фондом Сороса и другими организациями, исследованиями информационного рынка для Федеральной службы занятости РФ, Комитета РФ по печати, Ассоциации работников рекламы России, Госстроя РФ, маркетинговыми исследованиями для Акцептного дома "РАО ЕЭС" и др.

Более десяти лет занимается анализом того, что происходит в системе доступа к информации в России.

С Иосифом Дзялошинским я встретилась в Москве, во время одного из семинаров Клуба региональной журналистики "Из первых уст", где он собирался выступить перед нами, своими пишущими коллегами. Разговор предстоял интересный: интриговала и личность гостя, известного своими смелыми оценками ситуации в новой России, и заявленная тема беседы – информационные потемки, в которых по жизни вынужден "блуждать" каждый из нас.

Ожидания не обманули. Иосиф Дзялошинский был меток в высказываниях (чего стоит одно его определение современных СМИ – "средства массового манипулирования – СММ"), безжалостен в оценках и продемонстрировал полное отсутствие иллюзий по поводу открытости общества в России.

Такие же бесправные

Гость сразу оговорился, что беседа – это некий итог десятилетних наблюдений за тем, что происходит с доступом к информации в России: что россияне знают, чего не знают, почему так происходит, и нуждаются ли они вообще в этой информации.

Например, Иосиф Дзялошинский не устает повторять, что в стране до сих пор нет никаких условий для гарантированного Конституцией права граждан на свободу искать, получать, передавать и распространять информацию. 29 статья Конституции абсолютно никак не учитывается ни властями, ни журналистами, ни бизнесом – теми, кто обязан эту статью реализовывать на практике. "В России нет ни одной сферы деятельности, в которой было бы относительно благополучно с информированием граждан, ни одной отрасли, которая была бы достаточно перспективной для того, чтобы развиваться и помочь гражданам понять, что в этой отрасли происходит. Мы не имеем достаточно полного доступа к правовой и нормативной информации – за это нужно платить, и довольно дорого. Нет возможности узнать о надежности фирм, предприятий, банков – в результате деньги вкладываются в сомнительные операции. И не только средства граждан, но и вообще деньги, в том числе государственные. Более того, я могу сказать убежденно, что и высшие органы государственной власти плохо информированы о происходящем в стране, хотя на них работает очень большое количество специалистов".

Сказанное, конечно, ни для кого не является откровением, но напоминать об этом надо вновь и вновь, потому что, по мнению эксперта, информационная открытость является, может быть, единственным ресурсом развития любой страны. "Мы все время забываем о том, что мощь страны определяется исключительно открытостью информационных ресурсов, а не тем, что закопано в землю. Чем больше знают люди, принимающие решения, тем эти решения эффективнее и тем, соответственно, быстрее развивается страна в целом.

Я абсолютно убежден: наша национальная трагедия не в том, что у нас плохое управление, нет внятной экономической политики, а в том, что мы жутко закрытая страна. Страны, которые отличаются от нас демократичностью политического управления, – открытые. Бизнес и государственная власть в них обязаны давать о себе сведения. Понятно, что в каких-то пределах, но наш уровень закрытости совершенно необыкновенный!".

За примерами далеко ходить не надо. Во всем мире разрабатываются специальные программы информатизации общества: есть многомиллиардная национальная американская программа «Национальная супермагистраль», национальная французская программа «Информационное общество» и т. д. Мы вроде бы тоже не хуже: с помощью аналогичной национальной программы «Электронная Россия» для нас, простых смертных, должны приоткрыться двери власти. И что же имеем спустя несколько лет реализации программы? Сегодня почти все чиновники России имеют компьютеры с выходом в глобальную Сеть. Но стала ли наша власть более открытой, может судить каждый, заглянув на Интернет-странички госструктур или попытавшись получить необходимую информацию с помощью того же Интернет-ресурса. На сайтах размещены скупые малосодержательные пресс-релизы о тех или иных событиях, возможность высказать о них свое мнение в разделе "форум" – большая неожиданность для пользователя. В большинстве случаев никакой обратной связи с гражданами не предусмотрено, создается впечатление, что сайты созданы лишь "для галочки" и самоотчета.

Не знаем, и знать не хотим

Когда-то самая читающая страна в мире давно сдала свои позиции. Все большую популярность в российских СМИ завоевывают развлекательные жанры, аналитика выходит из моды. Не стоит огульно винить за это население, "опустившееся" до желтой прессы или "продажных журналистов", создающих некачественный информационный продукт. "В газетах стало нечего читать" – так часто говорят сегодня те, кто помнит публикации начала девяностых – смелые, яркие журналистские работы, основанные на фактах из открытых архивов, журналистских расследованиях. Никто и не заметил, когда приоткрытые двери захлопнулись, а информация из властных коридоров стала строго дозироваться армией сотрудников пресс-служб…

Анализ общественно-политических СМИ показывает, что сегодня примерно 60% текстов в газетах – это чистая информация из органов власти (журналист берет у чиновника интервью или рассказывает в статье, чем тот занимается, без каких-либо комментариев его деятельности), а также слегка переработанные официальные сообщения пресс-служб. Лишенные прямого доступа к информации, журналисты вынуждены либо играть по диктуемым им правилам, либо быть готовым к судебным процессам за нанесение морального вреда чиновнику, разглашение закрытой информации и т. д. Выбор невелик.

И. Дзялошинский: "Согласно опросам, более или менее высоко информированными о ситуации в своем городе, области, стране считают себя примерно 10% – 15% наших сограждан. Как среднюю оценили свою информированность около 30%, как низкую – примерно половина населения. Причины происходящего лежат на поверхности – это информационная закрытость всех, подчеркиваю, практически всех социальных структур в стране: партий, бизнеса, власти, правовых и силовых структур. Даже общественных организаций! У нас нет нормативных актов, которые обязывали бы давать информацию и наказывали бы за ее не предоставление.

По нашим данным, практически 80% организаций, ведомств, учреждений совершенно сознательно проводят политику информационной закрытости. Не давать информацию – это установка. Пресс-службы, пресс-секретари, службы по связям с общественностью и прочие структуры знают, что если они выдадут что-то лишнее, для них могут возникнуть большие проблемы. Под аккомпанемент слов об информационном рынке и информационной безопасности мы оказались в "информационном спецраспределителе": одним можно знать кое-что, другим надо знать поменьше, а третьим вообще ничего знать не следует».

Вот причины, на которые ссылаются те, кто не дает журналистам информации. 50% – запрет руководства давать редакции информацию даже по официальному запросу, 30% – нежелание "выносить сор из избы" или без объяснений и 20% – ссылка на засекреченность информации.

По сравнению с 1997 годом, количество ссылок на запрет руководства давать СМИ информацию выросло в два раза!

"Для меня это означает одно: руководство на всех уровнях от местного до высшего руководства страны абсолютно бесцеремонно относится к проблеме взаимоотношения со СМИ. Даже не боится, даже не ссылается на существующие законы: «Нельзя, и все. Это вам, ребята, знать не надо».

К сожалению, и сами журналисты практически никак не сопротивляются этой ситуации, не встревожены ею. За год российские журналисты подают против чиновников в среднем от 5 до 10 исков на не предоставление информации. Для сравнения: в Англии, где с доступом к информации все более или менее прилично, ежегодно рассматривается 3000 таких исков – не только от журналистов, но и от граждан. У нас такой практики почти нет. Зато налицо обратная ситуация: ежегодно рассматривается от 300 до 500 дел чиновников против журналистов, большая часть из них заканчивается положительным решением для чиновников.

Без рецепта

На извечный русский вопрос "Что делать?" Иосиф Дзялошинский ответил так: "Необходимо добиваться того, чтобы в стране была разработана и принята в какой бы то ни было форме доктрина информационного развития – не в смысле побольше компьютеров, а в смысле создания самой информации, хранилищ информации, способов и технологии ее доставки и так далее. Стратегическая цель – формирование открытого информационного общества на основе развития единого информационного пространства страны.

Необходимо вернуться к проблеме разработки закона о праве на информацию, нужны нормативные акты, встроенные в другие документы, которые обязывали бы "открываться" различные структуры. Без этого все остальные законы, в том числе и закон о средствах массовой информации, горячо мной любимый, хороший закон, – на глиняных ножках".

Должны быть разработаны меры ответственности за сокрытие информации, причем очень жесткие. Американский чиновник знает, что если он не предоставит гражданину в срок информацию (у них нет различий между гражданином и журналистом), то минимальный штраф, который на него может быть наложен, – 5000 долларов – приличные деньги, терять их не хочется. А в Сеуле, если чиновник в течение трех дней не предоставил информацию, которую он обязан был дать, будет уволен. Очень простая, но эффективная мера, в результате чего коррупция снизилась с 2 млрд. долларов до 200 тыс. долларов в год.

И еще к вопросу о коррупции. По данным независимых экспертов, в России на взятки из-за информационной закрытости уходит до 40 млрд. долларов в год. Такова цена, которую платит наше общество за отсутствие "правильных" законов в этой сфере.

***

Данные социологических опросов свидетельствуют: за информационную открытость власти и бизнеса ратует только порядка 20% российской элиты – в основном это представители IT-бизнеса, науки, образования, СМИ. Остальным опрошенным изменение ситуации либо безразлично, либо даже повредит, поскольку помешает "делать деньги", в том числе с использованием государственных ресурсов.

  

Анна ЛАБУНСКАЯ, г. Саратов. Саратовский областной еженедельник социально-экономической информации "СОВФАКС", № 33 (805), 25 августа 2006 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики