Чтобы лучше понять причины проблем, испытываемых предприятиями оборонного комплекса, предлагаю вниманию читателей сокращенный вариант доклада Виталия Шлыкова, члена Совета по внешней оборонной политике, много лет проработавшего разведчиком. С ним он выступил на семинаре Клуба региональной журналистики " Из первых уст". Точка зрения докладчика, разумеется, небесспорна, но ознакомиться с ней стоит.
После указа
- Оборонно-промышленного комплекса России, как какой-то единой системы, управляемой из одного центра, уже 15 лет нет. Оборонный комплекс - это просто конгломерат разрозненных предприятий, которыми на самом деле никто не управляет.
Уже 15 лет, когда говорят об оборонно-промышленном комплексе, то употребляют одну и ту же цифру: 1700 оборонных предприятий. Имеются в виду, как заводы, так и научно-исследовательские организации. Это та самая цифра, которая досталась России от Советского Союза.
Она стала какой-то магической. Ее все время употребляют, когда говорят об оборонно-промышленном комплексе. Сначала говорили ВПК, потом термин сменили, по-видимому, ради благозвучия на ОПК.
Много раз за 15 лет делались обещания сократить это число предприятий. Еще в 1996 году тогдашний вице-премьер Яков Уринсон говорил, что у нас 1700 оборонных предприятий, что это слишком много для России, но через 2-3 года их число сократят до 500-600, и они будут более эффективно работать.
11 октября 2001 года был подписан знаменитый указ номер 713 о создании военно-промышленных холдингов. В постановлении был предложен список из примерно 600 предприятий, которые к 2004 году должны были войти в так называемые оборонные холдинги, запланированные в количестве 70. Остальные 1100 заводов и организаций подлежали выводу из ОПК. 600 предприятий - это те, которые были отнесены к числу стратегических.
А что такое стратегические предприятия? Ведь есть еще перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, который утвержден Указом Президента от 4 августа 2004 года, в котором числится 1064 предприятия. В том числе 515 государственных унитарных предприятий, так называемых ГУПов. И 549 акционерных обществ.
Есть ракета "Тополь". Ее создатель, директор Института теплотехники Соломонов, часто выступая по телевидению, утверждает: "Все, конец, мы "Тополь" производить не сможем, так как теряем субподрядчиков в разных областях. Предприятия лакокрасочной промышленности раскуплены частным сектором и не занимаются выполнением никаких оборонных заказов. Еще есть пример с обмоткой этой ракеты "Тополь", которую делает одно из небольших предприятий, которое перестало ее делать. А без этой обмотки их делать нельзя. В кооперацию по созданию ракеты "Тополь" входит около 600 предприятий. Если все они не будут функционировать в соответствии с государственными заданиями, то "Тополь" делать нельзя".
Естественно, у всех телезрителей глаза лезут на лоб: "Как же так, оборона страны разваливается. Надо эти 600 предприятий заставить выполнять оборонный заказ по созданию "Тополя".
Но если бы оборонное ведомство заказало обмотку за ту цену, которая была бы интересна ее производителю, то они бы ее сделали. А за бесплатно никто почему-то не хочет делать.
Я продолжительное время занимался исследованием западных оборонных комплексов, в основном американских. Я детально знаю их систему. А в российскую "оборонку" начал вникать только в период перестройки, когда в 1990 году стал заместителем председателя Комитета по обороне Российской Федерации. Наш еще советский ВПК состоял из 9 оборонных отраслей, в которые входило вполне определенное число предприятий. Было их 2160 по одним данным, по другим - на сотню меньше.
ВПК было средством по перелопачиванию низкокачественных ресурсов: неквалифицированной рабочей силы, сырья - в высококачественные ресурсы, которые представляли собой 9 отраслей ВПК. Был еще второй ВПК - сырьевой, который существовал только для одной цели: для мобилизации. Для экономики он был не нужен. Но содержать его нужно было на случай войны. Мы выплавляли 4 млн. тонн алюминия. Из него, в основном, делали посуду. На производство самолетов тратилось до 20% проката. Остальной алюминий выплавлялся только для создания мобилизационных резервов.
По моему мнению, Советский Союз рухнул не из-за перепроизводства вооружения, как считали ЦРУ и Пентагон, а из-за перепроизводства в сырьевых и базовых отраслях продукции мобилизационного назначения, которая не потреблялась внутри страны. У нас был очень своеобразный кризис перепроизводства.
Сегодня в России есть агентство по оборонной промышленности. Оно как бы управляет всем ОПК. В нем 515 сотрудников. А закупочной деятельностью Министерства обороны США занимается более 200 тыс. человек. Из них только 6% военных, а все остальные - гражданские специалисты. Пока мы не создадим нормальное гражданское Министерство обороны, нормальной "оборонки" у нас не будет.
Сейчас мы больше уповаем на экспорт оружия. Я никогда не считал его выгодным делом. Мы торгуем оружием себе в убыток, хотя для конкретных предприятий это способ выживания, а также спасения лица для руководства: "Мы делаем современное оружие". Я работал несколько лет советником у Кахи Бендукидзе. Он об экспорте оружия говорил так: "Мы продаем самолеты по 17-18 млн. долларов за штуку, когда во всем мире они стоят 100 млн. Как это может быть? Что, они из фанеры делаются? Или из соломы?"
Объяснение данного парадокса состоит в том, что мы принимаем все вложения прошлых лет в оборону, в обучение, в производственные помещения за ноль. И мы считаем прибыль там, где на самом деле надо считать убытки.
Мы сейчас практически не можем производить новое оружие. Ни за какие деньги. Потому что утрачены технологии, ушли специалисты, их разрабатывавшие. Мы можем продавать на экспорт только старые образцы вооружений. Китайцы их пока берут, индусы тоже, но все чаще морщатся. За исключением стрелкового оружия.
Канарейку за копейку, чтобы пела и не ела
Послушав этот доклад, я просто не могла не спросить о перспективах разработок новой техники волгоградских КБ и предприятий. Для примера назвала ракетно-стратегический комплекс "Искандер" и десантируемый с самолета танк.
- Нам нужны такие новые разработки, которые может выпускать частная гражданская промышленность. Военные должны заботиться, чтобы их разработки ориентировались не на узкоспециализированное производство, как у вас в Волгограде, а на те возможности, которые имеет гражданская промышленность. Настоящая военная техника будущего по своим технологическим характеристикам полностью совпадает с гражданской, кроме предназначения. По качеству и цене, кстати, тоже. На военный госзаказ из бюджета тратится 7 млрд. рублей, и на эти средства мы пытаемся обеспечить армию вооружением, по численности не уступающую американской, на военный заказ, для оснащения которой расходуется 150 млрд. долларов в год. Вот и получается: купить канарейку за копейку, чтобы пела и не ела.

Галина ЛЕВЧЕНКО, г. Волгоград. Газета "Вечерний Волгоград", 27 июня 2006 г.

|