БОЛЬШАЯ ПОЛИТИКА
Автор: Думенко Татьяна
Регион: Кемерово
Тема:  Реформа государственной службы
Дата: 03.02.2003

Чиновникам хотят создать «неудобные условия»

Попыткой создать эти «неудобные условия» назвал первый заместитель министра экономического развития и торговли РФ Михаил Дмитриев, выступая в конце прошлого года в Клубе региональной журналистики «Из первых уст», реформу государственной службы страны. Президент России Владимир Путин уже подписал указ о реализации программы этой реформы. В скором времени чиновничество в Самаре, Саратове, Таймырском автономном округе и Чувашии столкнется с переменами напрямую. В этих регионах в качестве эксперимента будут внедряться новые подходы к подбору госслужащих. Так что, стоит и нам познакомиться хотя бы с главными нововведениями для чиновников. Тем более, на фоне последних отставок в областной администрации.

Оставим в стороне все известные высказывания относительно чиновников (бюрократии) вообще и российских, в частности. Напомним только, что тема сокращения расходов на содержание госаппарата в последние годы из просто модной стала обязательной при принятии бюджетов или при поиске дополнительных средств на зарплату бтоджетникам. Вспомните, к примеру, прошлогоднее сокращение аппарата администраций городов и области. Другое дело, что количество госслужащих, прежде всего за счет работников исполнительной и законодательной власти субъектов федерации и местного самоуправления, из года в год все равно растет, равно как и уровень зарплаты чиновников. Причем, как подсчитали специалисты, более высокими темпами растет зарплата опять же «местных» служащих. Остановимся же на последней интерпретации темы «дорогого аппарата». Ее можно расценить как признание власти, по крайней мере, отдельных ее представителей в собственной несостоятельности. Государства слишком много (и по количеству чиновников, и по сфере влияния), и оно неэффективно ни как управленец, ни как собственник. Таково мнение многих правительственных чиновников, ученых-разработчиков реформ во многих сферах, в том числе и реформы госслужбы.

Исходя из неэффективности государственных институтов, по мнению Михаила Дмитриева, и необходимо ставить задачи при реформе госслужбы. Причем, не только для того, чтобы решить такие конкретные задачи, как сокращение госсаппарта, но и для того, чтобы, в конечном счете, стимулировать рост экономики. Ведь, во многом из-за недоверия к конкретному чиновнику вырастает недоверие к самому государству. Отсюда нежелание платить налоги, отток капитала, слабое развитие малого бизнеса. Все это приводит к серьезным проблемам в экономике: к сильной зависимости экономического роста от внешних факторов, неустойчивости роста в традиционных отраслях, низкой конкурентоспособности нашей продукции.

Вообще-то, реформа госслужбы правительством рассматривается как составляющая административной реформы, включающей в себя, в первую очередь, разграничение полномочий между уровнями власти и, как выразился недавно в интервью журналу «Эксперт» глава Минэкономразвития Герман Грефф, «собственно реформу устройства исполнительной власти». Что касается реформы государственной (гражданской) службы, заметим, что подход разработчиков реформы во многом схож с теми методами, которые использует бизнес. Так, внедрение гибкой и конкурентной кадровой политики в системе госслужбы, проведение конкурсного отбора - сквозная тема в концепции реформы. Сюда же можно отнести и повышение мотивации для госслужащих: изменение структуры зарплаты в сторону увеличения премиальной части примерно до 70% от общего заработка, установление надбавки за классный чин и особые условия и при пересмотре системы социальных льгот. Но самое важное предложение разработчиков - это, как его определил Дмитриев, «перенос акцентов» в оценке эффективности работы чиновника. Представители правительства и ученые, высказывающиеся на тему реформы госслужбы, подчеркивают, что необходимо вводить оценку деятельности чиновника по результатам. Выставлять же оценки должен потребитель. К примеру, частный предприниматель, желающий получить какую-либо справку. С результативностью же напрямую связана другая инициатива реформаторов - максимальная формализованная регламентация служебных действий в тех сферах, где требуется постоянное применение стандартных подходов. Условно говоря, инициативу и творчество следует ожидать от заместителя губернатора, но рядовой сотрудник департамента соцзащиты должен просто вовремя выдать справку многодетной матери. Если действия чиновников будут успешными, то оба смогут получить прибавку к зарплате. С работой на результат, за который чиновник получит серьезные деньги, а не с боязнью потерять место, как это есть сейчас, разработчики реформы связывают возможность изменения психологии чиновника. Кстати, по некоторым оценкам, расходы на госуправление при реализации реформы могут возрасти. Но на этом, по мнению разработчиков реформы, экономить нельзя.

Сокращение числа чиновников, впрочем, еще не есть решение проблемы «размеров государства». Разработчики реформы предлагают провести инвентаризацию функций государства; передать некоторые из них частным компаниям, которые смогут выполнять эти функции (например, сертификацию) более эффективно; содействовать созданию саморегулируемых организаций, которым передать полномочия по регулированию рынков; создавать правительственные агентства для реализации конкретных задач. А размеры финансирования госаппарата реформаторы ставят в зависимость не от учреждений, а от их функций и конечных результатов их работы.

Выступая в клубе «Из первых уст», Дмитриев признал, что реформа во многом осуществима только при контроле со стороны институтов гражданского общества. Так, конкурсная комиссия, которая будет проводить отбор чиновников, должна как минимум на треть состоять из представителей общественности. В комиссии же по этике и служебному поведению (создание таковых также предусмотрено реформой) представителей структур гражданского общества должно быть не менее половины. Естественно, что одним из принципов функционирования госаппарата должна стать прозрачность принимаемых решений, и вся информация, не составляющая гостайну, должна стать открытой. Опять же, не пускаюсь в дискуссию по поводу готовности к этому гражданского общества в России и необходимости доступа к информации, остановимся на высказывании Германа Грефа. В уже упомянутом интервью «Эксперту», отвечая на вопрос о реформе, которая идет с наибольшем сопротивлением, он ответил – «Наиболее сложная проблема – это все-таки реформа самих себя». Заметим, только собственными ресурсами.  

Татьяна ДУМЕНКО, Кемерово «Авант Партнер», № 1, 14.01.2003 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики