Good Night, and Good Luck
США, Великобритания, Япония, Франция, 2005
Режиссер Джордж Клуни
В ролях Роберт Дауни-мл., Фрэнк Ланджелла, Джордж Клуни, Рей Уайз и др.
(закадровый перевод), 93 мин
Про «это» в России трудно говорить. За «это» можно запросто вылететь с работы, получив «волчий билет», а то и крепко по голове. Вообще-то за «это» били и убивали во все времена, но сегодня в нашей стране заниматься «этим» стало особенно проблематично. И это не про секс, как вы уже догадались, а про свободу слова. Про это снял свой великолепный фильм американский актер и режиссер Джордж Клуни. Да-да, тот самый красавчик Клуни, от которого российский зритель, похоже, ничего подобного и не ждал. Клуни снимал об Америке, а получилось для нас. В Москве кинопрокатчики брали фильм крайне неохотно, несмотря на неимоверное количество наград (в общей сложности 64) американских и европейских фестивалей и шесть оскаровских номинаций. Посмотреть фильм «Доброй ночи и удачи» в Саратове можно только на DVD и видео, если повезет найти в продаже, или стрельнуть диск у меня и еще трех коллег, побывавших на фестивале региональной журналистики «Время действовать». Показ фильма в рамках фестиваля, наверное, явился наиболее массовым и широким в России – аудитория была представлена двумя сотнями журналистов из всех регионов РФ.
Оставим за скобками художественную ценность фильма - он стилистически безупречен. Поговорим, так сказать, о его социальной значимости для страны, в которой все «под колпаком у Бормана», и для города, в котором действительно приходится ОТСТАИВАТЬ право на свободу слова.
Итак, Америка 50-х. Эра развития телевидения. Взлет карьеры двух знаковых для США персонажей – сенатора-республиканца Джозефа Маккарти и тележурналиста Эдварда Мэрроу.
Сам фильм повествует о нескольких днях из жизни героя, когда журналист готовит и показывает программу, изменившую ход истории Америки. Но чтобы понять смысл происходящего на экране, требуется хоть немного эту самую историю знать.
В 1950-м году малоизвестный сенатор-республиканец Маккарти заявил, что располагает списком из 205 коммунистов, работающих в государственном аппарате. На следующий день он проснулся знаменитым. Его имя появилось на первых полосах газет, радио и телевидении. Антикоммунистическую тему развил еженедельник «Каунтэррэттек», опубликовав в том же году доклад о коммунистической «фильтрации» на радио и ТВ – «Красные каналы». Доклад содержал 151 имя деятелей культуры, от которых потребовали уволиться или доказать свою приверженность антикоммунизму. В Америке началась «охота на ведьм». По подозрению в связях с коммунистами или за симпатии к коммунистической идеологии выгоняли с работы, лишали крыши над головой, рушились карьеры, отношения, семьи.
По опросам Гэллапа, «расследования» Маккарти в начале 1954 г. пользовались поддержкой половины опрошенных американцев, но 25% все-таки относились к ним отрицательно. Среди этих 25 был и Эдвард Мэрроу. К этому времени он уже успел поработать корреспондентом на фронтах Первой мировой войны, снять репортаж из Бухенвальда и закрепить за собой титул «король политической журналистики». В марте 1954 года, когда маккартизм прочно засел в головах обывателей, когда американцы строчили доносы друг на друга со скоростью высококлассной машинистки, Эдвард Мэрроу и его продюсер Фред Френдли в эфире Си-Би-Эс показали серию выпусков программы «Спешите видеть», посвященную Маккарти. Строго говоря, это была нарезка из публичных выступлений сенатора, снабженная авторскими комментариями, в которых журналист просил зрителей не путать несогласие с предательством и не верить голословным бездоказательным обвинениям. Мэрроу не был ни коммунистом, ни даже сочувствующим, он просто показал опасность, которую представляет собой полубезумный фанатик, терроризирующий целую страну, и напомнил американцам о чувстве собственного достоинства и ценностях демократического государства. Это была звонкая пощечина впавшей в истерику Америке. Страна очнулась. Маккарти начали критиковать в газетах, он попал под парламентское расследование, его карьера быстро закатилась. Через три года окончательно спившийся сенатор умер.
Джордж Клуни снимал кино о том, что хорошо знал. «Я вырос в окружении тележурналистов, - рассказывал режиссер в документальном фильме, посвященном съемкам «Доброй ночи и удачи». - Телеведущий Эдвард Мэрроу был частью моей юности. Мой отец сам был телеведущим в Цинциннати, всю жизнь вещал людям новости, и мальчишкой я не вылезал из телестудий. В меня с детства вошла убежденность, что долг масс-медиа - информировать людей и вселять в них чувство ответственности за происходящее. Это основа журналистики, вся жизнь моего отца была этому посвящена. В ту пору телеведущим верили, и репутация Мэрроу была безупречной, а его авторитет был непререкаем для всей Америки. Эта история и этот отрезок времени всегда волновали мое воображение. Ведь это один из тех случаев, когда можно сказать: вот пример того, как тележурналистика изменила мир, мировоззрение людей. Пока Мэрроу не выступил, Маккарти был неприкасаемым. Это был один из тех великих моментов, когда надо проявить отвагу».
Джордж Клуни сделал эту картину на волне нарастающей войны с мировым терроризмом - он обнаружил в ее методах много общего с паранойей эпохи Маккарти. И в СМИ режиссер видит единственное средство поставить процесс под общественный контроль. «Профессия журналиста состоит в том, чтобы задавать власти вопросы. Это не является делом вредным или антипатриотичным, это дело жизненно необходимое, потому что без таких вопросов со стороны общества власть загнивает. Вот и теперь: если эти идеи насчет национальной безопасности будут приняты к действию - значит, агенты ФБР по любому поводу станут тайно штудировать ваши медицинские или кредитные карты. А у вас даже нет права узнать об этом. Это опасный шаг в опасном направлении. И я хотел своим фильмом напомнить о правах и обязанностях СМИ. Информация - это четвертая власть, и ее задача - контролировать три остальные. Когда я обнародовал свои взгляды на войну в Ираке, меня назвали предателем. Что ж, это их право. Я за то мою страну и люблю, что в ней есть свобода высказывать мнения. Но с пугающей регулярностью каждые тридцать лет мы пытаемся ограничить наши гражданские свободы. И всегда для этого используем массовые страхи. Я знаю две журналистские акции, которые повлияли на всю американскую историю. Это когда Уолтер Кронкайт, которому доверяла вся Америка, вернулся из Вьетнама и заявил, что эта война была ошибкой. И когда Эдвард Мэрроу назвал Маккарти преступником. Кто станет третьим?».
Возможно, в Америке им стал сам Джордж Клуни.
Несмотря на временную и географическую отдаленность, фильм необычайно созвучен как российской истории, так и современным реалиям. Судя по диалогам героев черно-белого фильма Клуни, охота на ведьм в Америке 50-х очень напоминала чистки рядов в наши мрачные 40-е, с той лишь разницей, что при сталинском режиме Мэрроу был просто невозможен, а уж аналогии с ситуацией на российском телевидении вообще прямые. На американском телевидении середины прошлого века так же, как на российском в начале века текущего, были возможны ситуации, когда к владельцу канала или продюсеру приходили люди из определенных структур и аккуратно намекали, что есть темы, на которые лучше не говорить с экрана, и есть люди, которых лучше не приглашать в студию. Самому Мэрроу нелегко далось решение начать открытое противостояние с Маккарти. Он сомневался. «А вдруг мы ошибаемся?» – спрашивает он своего продюсера, которого играет сам Клуни. В конце концов, он просто знал, чем может поплатиться, и в итоге заплатил за победу над маккартизмом карьерой. Мэрроу оказался слишком острым для рекламодателей. Через несколько лет они отказались финансировать его программы. Мэрроу ушел из журналистики и стал ее легендой.
Российское телевидение за последние пять лет лишилось многих талантливых и принципиальных профессионалов. Список персоналий - гигантский. В России оказалось возможным громить целые компании, закрывать доступ в профессию тем, кто долгое время являлся ее лицом. Те, кто остался, благодаря кому на федеральных каналах еще есть политическая журналистика, работают в условиях постоянного жесткого компромисса. Но жизнь, к счастью, не кино. В конце каждого рабочего дня журналиста нет финальной надписи THE END.

Ольга ПРОТАСОВА, г. Саратов. Журнал "Общественное мнение", июль 2006 г.

|
|