ЗАМАНИТЬ БАРАНА, НЕ СПУГНУТЬ ЛОСЯ
Автор: Бородин Денис
Регион: Уфа
Тема:  Проблемы регионов
Дата: 26.09.2006

Лихорадочные поиски инструментов регионального развития на фоне пухнущего от доходов федерального бюджета. Так можно охарактеризовать то неспешное, то сумбурное предложение "поучаствовать в инновациях" со стороны российского правительства. Сначала много говорили про удвоение ВВП, потом вошли в моду особые экономические зоны, правда, и им теперь не грозит "толстый кошелек" - Минфин режет смету. Башкортостан участвовал в первом конкурсе ОЭЗ, не выиграл ничего, теперь перед республиканским аналогом министерства Грефа - Центром стратегических разработок стоит задача "победить" с проектом туристско-рекреационных зон. Кстати, башкирский ЦСР легко сумел защитить проекты двух бизнес- инкубаторов в Уфе и в Салавате.

Некоторым особняком стоит федеральное видение регионального развития так называемого поиска и расширения возможностей в "опорных регионах". А еще "точки роста" - этот термин наиболее часто встречается в риторике федеральных министров, но дальше он теряется в тумане. Правда, затребованные от регионов стратегии социально-экономического развития чиновники Минрегионразвития сами же и критикуют, значит, денег могут и не дать. Так что как ни крути, наиболее результативным проектом развития для отдельного субъекта федерации остается самостоятельный поиск инвестора - государственного ли в лице Москвы, коммерческого ли - в лице внутренних ФПГ или зарубежных корпораций. Кто как сумеет. Об этом размышляет директор Фонда "Центр стратегических разработок "Регион", до недавних пор уполномоченный МЭРТ по Приволжскому федеральному округу Михаил Курбаков.

Модные тренды

Основная линия, сейчас, наверное, самая интересная - это создание особых экономических зон. На сегодняшний момент их три типа: технико-внедренческие зоны, промышленно-производственные зоны и ОЭЗ туристическо-рекреационного типа. Уже видно, что участвовать в конкурсе будут 40 - 45 проектов, но реализуются, максимум, пять-шесть. Примеры успешной реализации такого проекта мы увидим не ранее, чем через несколько лет.

Второй момент, связанный с региональной экономической политикой, - это система поддержки малого и среднего бизнеса. Это различные конкурсы по четырем направлениям, в том числе на создание и функционирование бизнес-инкубаторов, субсидирование процентной ставки при вывозе за рубеж интеллектуальной продукции, а также выставочных мероприятий. Третья линия - это, собственно говоря, технопарки и промышленные парки. О приоритетных национальных проектах стоит говорить отдельно - но как катализатор регионального развития они мало подходят.

Главный "фумигатор" всех этих программ - минимальное софинансирование субъекта федерации - 50 процентов. В этой ситуации мы сталкиваемся с одним интересным моментом, когда с новым инструментарием некому работать. Потому что, когда в Москве начинают рассуждать о том, что регионы - "это же деревня" - теряется понимание того, как поступать. Подавляющее большинство поступающих в Москву проектов - инфраструктурные. До тех пор пока в самом деле федеральное правительство вкупе со всеми министерствами и ведомствами не прекратят препарировать регионы, а начнут реально помогать что-то делать, не кривя ртом, ничего не изменится. И через 20 лет будем только говорить об инновациях.

Куда плыть, чем грести

Нет проектов и нет кадров. Последнее - самая большая проблема. Намедни с гордостью министр регионального развития РФ Яковлев заявил, что у нас принято почти полсотни стратегий развития регионов. Это неплохо, но до сих пор у нас нет стратегии развития государства и - "прощай, оружие", все. Вот такой разнобойный инструментарий применяется для развития регионов. Причем, по большому счету, регионы никто не спрашивает: нужно им это или не нужно?

Один из тактических, освоенных рядом руководителей субъектов РФ, инструментов развития, как ни странно - празднование юбилеев. И тут мы не можем не видеть, что проявляются различные типы регионов: есть регрессивные и прогрессивные. Правда, последние могут тем легче преодолеть условие софинансирования юбилейных мероприятий - чем жалобнее споют. 1000-летие Казани, 1000-летие Ярославля, 450-лет Астрахани... В Алтайском крае, похоже, собираются праздновать 275-летие. Да что говорить, если поковыряться, то и 1000-летие Москвы можно еще несколько раз отпраздновать. Но инновационным развитием тут и не пахнет.

Дайте мне точку опоры, и я что-нибудь переверну

Мало кто четко помнит, что концепция по "опорным регионам" выносилась на обсуждение правительства чуть более года назад, но - она была принята к сведению, и не больше. С другой стороны, есть разные течения в научном мире по поводу "опорных регионов", по поводу диверсификации экономики субъектов федерации или, наоборот, увеличению их конкурентной способности. Все это в общем российском контексте - "пиар". То есть, что значит назвать восемь регионов из 88 "опорными", а остальные какие? Сателлиты? Получается, сильным регионам денег не давать? К сожалению, наша бюджетная система так устроена, что чем больше ты заработал, тем больше у тебя забрали. Я общаюсь с региональными министрами финансов - все "рисуют" дефицит бюджета. Спрашиваю: "Ну, как же? У вас же профицит был всегда". В ответ: "Если я сейчас покажу профицит, то ни субсидий, ни субвенций из федерального центра не получу. А нарисую дефицит, получить - не получу, но, по крайней мере, у меня не оттяпают лишнего". Вот и вся финансовая логика.

Что касается программ социально-экономического развития регионов, то в мире, например, существует десятки макетов. По мне, если есть возможность - следует разрабатывать все десять, только тогда появится какой-то усредненный правильный путь.

Инвестора вызывали?

Говоря о возможности огромного финансирования инновационного проекта из федерального бюджета, почему-то умалчивают, что претендуя, к примеру, на пять миллиардов рублей, региону нужно потратить 100 миллионов на инвестиционного консультанта. Разумеется, без шансов выиграть. Кто пойдет на это? Да, есть гигантские проекты как освоение Нижнего Приангарья на 38 миллиардов. И это действительно даст определенный толчок к развитию региона. Но там и структуры задействованы масштаба РАО ЕЭС или БАЗЕЛа.

Так что инвестора каждый ищет и будет искать себе самостоятельно, а тот уже может оказаться как бюджетной, так и негосударственной организацией. А вот искусством его привлечения любой регион овладевает собственным умом. Инвестор же как лось: его раз спугнул, и он рванул через болота. Или, как сказал знаменитый финансовый аналитик с Уолл-Стрит: "Инвесторы - это бараны. Один забежал - все за ним". Главное, не "подрезать первого".

Автор благодарит за содействие в подготовке материала клуб региональной журналистики "Из первых уст".

  

Денис БОРОДИН, г. Уфа. Первая интернет-газета Республики Башкортостан "БАШвестЪ", 15 сентября 2006 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики