ЮБИЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО БАЧКА
Автор: Бородин Денис
Регион: Уфа
Тема:  Реформа ЖКХ , Экономика
Дата: 05.10.2006

Мимо нас просквозил замечательный юбилей. Исполнилось ровно три четверти века, как из состава НКВД, в связи с его ликвидацией, был выделен и создан наркомат коммунального хозяйства. Так по всему СССР появились самостоятельная отрасль жизнеобеспечения, всеобъемлющее определение "трубы текут" и эпическая фигура слесаря с разводным ключом и смесителем под мышкой. За все прошедшие годы жилищно-коммунальный комплекс редко когда поднимался до восхитительных высот общественного удовлетворения. Тем болезненнее бьют по нам попытки его реформирования.

Единственное, за что добром поминают времена Хрущева - за многомиллионное переселение людей поближе к коммунальным удобствам в отдельные квартиры. С тех пор ЖКХ остается притчей во языцех - не понятой профессором Преображенским, но полюбившейся сатирикам. Новый этап реформирования системы жилкомхоза начался с объявления бесплатной приватизации государственного жилищного фонда. Почему же все движется куда менее триумфально в наших отношениях с ЖЭКами и ДЕЗами - тарифы растут, а качество, кажется, не меняется. Бал правит слесарь-сантехник! Известный экономист, научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин предлагает взглянуть на природу отношения собственности, чтобы понять, почему "низы не хотят, и верхи не хотят".

- У нас сохранилась старая, советская система жилищно-коммунального хозяйства, которая при этом сталкивается с новым фактором. Сегодня квартиры, в основном, принадлежат уже гражданам. И вроде бы они собственники, но на самом деле не собственники, потому что не несут все издержки, вытекающие из их прав. Значит, их собственность не полноценна. Все остальное берут на себя, как правило, муниципалитеты, - рассказывает Евгений Григорьевич. - Жильцы имеют в собственности квартиры, но они относятся к этой собственности довольно безразлично, как ни странно. Они-то думают, что платят полную цену, а на самом деле нет - это все цены регулируемые, и они ниже реальной рыночной стоимости. Каким образом покрывается баланс? Эти люди получают услуги удешевленные, но одновременно (это еще идет с советского времени) и получают низкую заработную плату.

Не случайно государство не отказывается от регулирующей роли в реформе ЖКХ, ибо социальные последствия слишком хорошо предсказуемы. Например, в республике в 2001 году было возрождено Министерство жилищно-коммунального хозяйства. Несколько государственных и президентских программ - по питьевой воде, по коммунальным системам теплоснабжения и генеральная "Реформирование и модернизация ЖКХ на 2002-2010 годы" - по крайней мере направляют деятельность местных органов власти. Самое любопытно, что, по оценке министра ЖКХ Геманя Асадуллина, переход на наиболее полную оплату услуг жилкомхоза за пять лет позволил так "оздоровить" предприятия отрасли, что доля убыточных снизилась в четыре (!) раза - до 12 процентов. А с прошлого года, несмотря на сдерживание роста тарифов, сфера ЖКХ работает в бездотационном режиме.

Парадокс реформы ЖКХ заключается в том, что государство на словах предлагает жильцам взять в руки управление их собственным жильем, но одновременно оставляет за собой монополию на производство этих самых услуг.

- В стране создать действенные товарищества собственников жилья невозможно или очень трудно. До принятия последнего законодательства относительно жилищной реформы на всю страну было пять тысяч этих самых ТСЖ или кондоминиумов. К слову, кооперативов, которые создавались в советские годы, было 14 тысяч. Их не расформировали. Но так построили законодательство, что кооперативное движение практически прекратилось, - отмечает Евгений Ясин. - Говорят еще, мол, давайте создавать управляющую компанию, она будет от имени жильцов управлять домами и так далее. А кому принадлежит управляющая компания? Значит, тогда это то же самое, что муниципалитет. Получается, что реально интересы жильцов или собственников жилья, собственников квартир, если говорить более точно, защищают наши местные органы власти. Эти местные органы власти от своих избирателей практически не зависят, получая почти все деньги в бюджет сверху. Устанавливать свои сборы или налоги местные органы власти не имеют права. Есть выход. Он заключается в том, чтобы экономическую конкуренцию, которой не хватает, дополнить политической. То есть добиться того, чтобы, по крайней мере, на уровне местных советов была реальная демократия. Я предлагаю сделать одну простую вещь. Чтобы местные налоги и сборы утверждали местные законодательные собрания. Или референдумы населения. Чтобы люди знали, что они платят вот такой-то налог на определенные цели. И спрашивали на выборах: "Как вы потратили деньги?"

Уже сегодня реформа ЖКХ привела к ясному пониманию даже самых романтичных государственных деятелей: рынок несовершенен - рассчитывать на то, что слепая или не слепая, но невидимая рука рынка все сделает в области жилищно-коммунального хозяйства, нельзя. Не случайно Минжилкомхоз Башкортостана совместно с "Институтом экономики города" (Москва) начали реорганизацию существующей структуры управления жилфондом Салавата, создавая товарищества собственников жилья и обеспечивая передачу жилья в управление новым управляющим организациям. А вот будет ли такая новая модель, продиктованная Жилищным кодексом, жизнеспособна, мы узнаем в самое ближайшее время.

Автор благодарит за содействие при подготовке материала клуб региональной журналистики "Из первых уст".

  

Денис БОРОДИН, г. Уфа. Первая интернет-газета Республики Башкортостан "БАШвестЪ", 05 октября 2006 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики