В Россию 1 сентября пришел рынок электроэнергии. Пришел незаметно для потребителей — со светом и теплом. Каким образом воплощена идея РАО «ЕЭС России» сделать рынок свободным и конкурентным?
Как заявляют топ-менеджеры РАО «ЕЭС России», 1 сентября в стране «правильно заработал рынок электроэнергии». Потому что до этого момента почти два года, согласно постановлению правительства об оптовом рынке электроэнергии, он работал «неправильно», в порядке эксперимента. Неправильно с точки зрения того, что конкуренция в полной мере не проявляла себя, не формировались все объемы поставки по конкурентным ценам. Сохранялась такая специфика, как право покупателей электрической энергии на оптовом рынке вернуться в регулируемый сектор. То есть всегда была возможность все, что не куплено на свободном секторе, купить по регулируемой цене. Таким образом, существовавшая модель рынка не давала истинно рыночные экономические сигналы.
В чем состоит главная конструкция сегодняшнего, полноценного рынка электроэнергии? Каковы механизмы его функционирования, как обеспечивается конкуренция?
Рынок электроэнергии относится к рынку маржинального ценообразования. При этом в выигрыше всегда тот производитель электрической энергии, кто производит ее по самым низким ценам, у кого самые низкие издержки. И цена здесь определяется ценой последнего производителя в цепочке предложений, которая необходима для того, чтобы удовлетворить весь спрос в данный момент.
Все это выглядит как традиционное пересечение линий спроса и предложения. Причем самое важное то, что получаемая кривая спроса и предложения должна быть сформирована для каждого часа. Ведь понятно, что, например, в часы ночного минимума цена на электроэнергию разительно отличается от той цены, которая формируется в часы, когда спрос максимальный.
Как говорилось, цена последнего производителя, чья ценовая заявка удовлетворяет объемы, заявленные покупателем, и есть маржинальная цена. Правда, она не единственная на весь рынок. Такие цены с учетом моделей электроэнергетической системы формируются по так называемым узлам, которых на территории даже одного субъекта РФ может быть несколько и, соответственно, несколько узловых цен.
Узловая цена играет роль для покупателей рынка — больших энергосбытовых компаний, которые работают в целом по территории РФ: для них цена «усредняется» по тому или иному субъекту Федерации. Если же выходит на рынок отдельный потребитель — крупный завод, который имеет право по объемным критериям участвовать в оптовом рынке, то для него уже будет важно, к какому именно узлу он «привязан». Для него цена будет отличаться от средней цены по региону у сбытовой компании.
Впору задать вопрос: «А зачем вообще такая сложная система? Почему нельзя было жить по-старому?» Оказывается, все это необходимо, так как цена, которая складывается по такой системе, реально отражает стоимость производства энергии в пике. И если наступит дефицит энергии при максимальном спросе на нее, то просто будет отсутствовать предложение, даже по любым, самым высоким ценам. С другой стороны, цены покажут, что реально есть дефицит на электрическую энергию, что необходимо вкладывать инвестиции в ее производство и что можно на этом рынке получать прибыль.
Хотя и покупатели тоже понимают, что если при таком спросе цена очень высокая, то пора экономить. Если предположить, что есть потребители, которые готовы снижать свое потребление в зависимости от высокой цены, значит, они тоже получают ценовой сигнал: в «час пик» лучше потреблять меньше электричества, потому что оно будет стоить очень дорого.
Тарифы никаких ценовых сигналов никому не давали и такого поведения не обеспечивали. Соответственно, не было никакой заинтересованности предприятий экономить электропотребление. Если и были ограничения в «часы пик», то они навязывались административно. Эффект конкурентного рынка (в этом и состоит смысл его введения) в том, чтобы и покупатель, и производитель электроэнергии получили правильные ценовые сигналы. Для одних это основа для того, чтобы сознательно, оптимально выстраивать свое электропотребление, для других — чтобы привлекать инвестиции и развивать энергетику.
Что произошло в розничном рынке? Произошло давно, но почти для всех осталось незаметным, потому что для потребителя почти ничего не изменилось. Главное — совершилось разделение по видам деятельности. Уже два года в большинстве регионов отдельно работают сетевые компании, отдельно — сбытовые. Генерация уже полностью ушла с розничного рынка.
Кроме сбытовых и сетевых компаний, в регионах всегда были и так называемые оптовые потребители — перепродавцы. Это, как правило, предприятия в рамках муниципальной системы.
Они совмещают передачу и сбыт энергии. И хотя на них тоже требование разделения функций распространяется по закону, не все они, в отличие от большой энергетики, это требование выполняют. РАО «ЕЭС» заключает договоры энергоснабжения не только с АО-Энерго, но и с такими перепродавцами.
Появилась и еще одна категория. Это независимые энергосбытовые компании, которые в чистом виде представляют новое сообщество. Основной вид их деятельности — купля-продажа. Они тоже перепродавцы в основном на оптовом рынке.
Интересно, что после разделения по видам деятельности сетей и сбыта, сбытовая компания могла отказать в заключении договора, потому что по закону энергосбытовая компания больше не обязана обслуживать потребителей. Но так было лишь первое время, до выхода правил розничного рынка.
В законе № 35-ФЗ об электроэнергетике предусмотрен еще такой статус, как «гарантирующий поставщик». Это та сбытовая компания, которая будет обязана заключить договор с любым потребителем на территории ее деятельности. В западных странах она называется еще красивее: «поставщик последней надежды». На территории каждого субъекта РФ статус гарантирующего поставщика получает энергосбытовая компания, созданная на базе АО-Энерго, либо перепродавец. Таким образом, на территории страны до 15 октября формируется первоначальный список гарантирующих поставщиков — как минимум один в каждом регионе.
В последующем, поскольку это конкурентный бизнес, гарантирующие поставщики будут выбираться по конкурсу. Первый конкурс должен быть проведен в 2007 году, чтобы с 1 января 2008 года, если будет определен победитель, на территориях уже начали работать новые гарантирующие поставщики. Главная задача всей модели функционирования розничного рынка такова, чтобы сделать из гарантирующих поставщиков, работающих с основной массой потребителей, хорошего проводника платежей между конечным потребителем и оптовым рынком, сетевыми организациями.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Наталья Невмержицкая, начальник департамента развития рынка РАО «ЕЭС России»:
— Начиная с 1 октября все потребители, кроме населения, будут получать новые счета. В них будет указано: такой объем вам будет поставлен по тарифам, а вот такой — по ценам, не превышающим предельный уровень. Новые свободные цены, которые возникают на рынке электроэнергии, не будут учитываться в тарифах. Тарифы устанавливаются, исходя из стоимости, регулируемой на оптовом рынке. Как будто бы сбытовая компания покупает по-прежнему 100% по тарифам.
Если бы мы могли предвидеть цены на оптовом рынке заранее, могли их учесть в тарифах, то это был бы странный рынок. Рынок оперативно реагирует на ситуацию, которую невозможно прогнозировать на год вперед при установлении тарифов. Поэтому тарифы и считаются на 100%, а применяются только к тем объемам, которые гарантирующие поставщики либо другие энергосбытовые организации покупают по тарифам на оптовом рынке.
Население будет обеспечиваться электроэнергией полностью по фактической потребности и утвержденным тарифам. Все, что остается, распределяется на остальных потребителей. Причем 10% поставок — по свободной цене.
Предельный уровень цен формируется ценой оптового рынка. Считают его сами сбытовые компании, публикуют, но исходя из двух прозрачных составляющих, которые потребитель всегда может проверить сам. Первая составляющая — это стоимость регулируемых услуг. Тот самый конечный тариф для потребителя, который всегда представляет собой сумму производства электрической энергии с учетом платы за мощность производителя на оптовом рынке либо стоимость ее транспортировки.
Вторая составляющая — цена свободного рынка, которую будет публиковать администратор торговой системы. Известна она будет и гарантирующему поставщику, и потребителю. У нас предусмотрено правилами, что, начиная с 1 октября, все гарантирующие поставщики на территориях субъектов РФ на своих сайтах должны будут печатать эту цену, давать ссылку на сайт администратора торговой системы, чтобы потребитель при желании мог пойти и проверить, что это действительно та цена, которую назвал администратор торговой системы, а не сам гарантирующий поставщик ее придумал.
Эта цена будет отражать как цену на рынке на сутки вперед, так и цену на балансирующем рынке. Конечно, гарантирующий поставщик не может всегда в ноль угадать и спланировать потребление. Ставится обоснованная величина отклонений, которая, так или иначе, существует. Необходимо, чтобы потребитель ее знал и мог уберечь себя от финансовых потерь.
При содействии Клуба региональной журналистики «Из первых уст», г. Москва.

Владимир МАКЕЕНКО, г. Новосибирск. Новосибирская городская газета «Николаевский проспект», 06 октября 2006 г.

|