Опасно ли с нерусской фамилией жить в Томске?
Взрывы на Черкизовском рынке в Москве, погромы в Кондопоге, а теперь антигрузинская истерия, которая охватила всю страну. Все эти проявления ксенофобии и шовинизма настораживают и заставляют думать: а не прогнило ли что-либо в нашем «датском королевстве»? Кому-то же должны быть выгодны такие «игры патриотов»?
За что Зидан боднул Матерацци?
Попытки дать ответ на этот вопрос, узнать правду предпринимались всеми информагентствами мира и всеми информаторами сетевых блогов. В свое время было выдвинуто множество версий. Почти 90 процентов сводились к тому, что защитник итальянской сборной задел национальные чувства нападающего французов. Эта тема обсуждалась даже спустя месяц после окончания чемпионата мира по футболу.
А вот о том, что произошло в Кондопоге, российском городе в Карелии, в отечественных СМИ и Интернете обсуждалось не больше недели. Да и обсуждалось ли? Факт, который есть лакмусовая бумажка складывающихся на сегодня межнациональных отношений в России, подавался как рядовой случай неприязни титульной нации страны к выходцам с Кавказа. И не больше того. Из новостийных лет информагентств только и можно было почерпнуть, что русские побили чеченцев за то, что те убили двух русских. Типа банальная вендетта: око за око, зуб за зуб. Вопросы же, которые возникают в связи с этим случаем: кто стоял за этими погромами, почему в городе, который считается культурной столицей Карелии, стало возможным столь массовое проявление ксенофобии – до сих пор остаются открытыми. До сих пор вся Россия, кроме кондопожцев, имеет весьма смутные представления, что же там случилось на самом деле.
Об этом с тревогой говорили мои коллеги из многих городов России на очередной встрече в Клубе региональной журналистики, которая состоялась в 20-х числах сентября. Кондопога лидировала по количеству упоминаний и, в конце концов, превратилась в символ современной национальной политики, которую сейчас проводит государство. Претензии в адрес властей и официальных СМИ сводились к двум пунктам: информация идет неполная и недостоверная.
На эти претензии и вопросы попыталась дать ответ известные аналитики и политологи – Татьяна Ворожейкина и Георгий Сатаров. Но, прежде чем познакомить с их точками зрения, приведу мнение журналиста из Петрозаводска Натальи Мешковой, моей коллеги из Агентства культурной информации. Вот как она изложила события в газете «Культура». Оказывается, это было не стихийное возмущение граждан беспределом «чеченских бандитов», а тщательно спланированная акция. Журналист приводит мнение депутата Кондопожского районного совета Николая Кириленко, который рассказал, что в течение нескольких дней после убийства возмущение умело подогревалось опытной рукой: распускались невероятные слухи (якобы убитые были зверски изуродованы), во всех(!) подъездах города были расклеены листовки, призывающие людей 2 сентября на народный сход. «И кондопожцы пришли, по разным оценкам, от 2 до 2,5 тысяч жителей из 36, проживающих здесь. Для сравнения: это все равно, как если бы в Москве на улицу вышел 1 миллион человек! К митингу тоже «подготовились»: в кустах стояли ящики с пивом, неизвестные люди получали указания по мобильным телефонам, через мегафон звучали провокационные призывы. Еще немного - и начался бы разгром местной администрации. Этот факт признал и глава Республики Карелия Сергей Катанадов».
Предписание: не препятствовать!
Изложенные выше факты напомнили мне эпизод из пьесы Григория Горина «Поминальная молитва», когда в деревню Анатовку приходят черносотенные погромщики. Тот, кто смотрел одноименный спектакль в Томской драме (а кто его не посмотрел за 15 лет?!), вероятно, помнит, как Урядник – Григорий Зубарев, потупив глаз, стараясь не глядеть на Тевье (его играют в очередь Валерий Козловский и Александр Пермяков), упреждает соседа: «Приходили до меня люди. ...Хотят устроить небольшой шум...Так...легкое волнение...Поорут...Пару стекол выбьют...». Уряднику, представителю царской власти, стыдно за тех, кто принимает такие решения, но он вынужден подчиниться: «У меня предписание: не препятствовать! У нас конституция, мать ее так!.. Свобода проявлений...»
Поразительно, как эти слова актуально звучат сегодня. Кондопогские события развивались примерно по этому же сценарию. До совпадения в деталях. Толпа, действительно, побила стекла и разгромила рестораны, которые держали чеченцы. И неизвестно, нашелся ли такой же Степан, как в пьесе Горина, который бы первый заступился за тех, кого обижали...
Ту роль, что в начале века в российском укладе жизни играли местечковые евреи, заметил в разговоре с журналистами из регионов Георгий Сатаров, сейчас играют азербайджанцы, чеченцы и другие кавказцы. А официальная власть по-прежнему использует обывательские заблуждения («А то сам не знаешь? Кровь в мацу кладете...Православных ксплатируете...», - как говорил Урядник) в своих политических играх.
Патриотизм – разновидность любви
Такую формулу отношений с родиной предложил политолог Георгий Сатаров.
- Любовь в различных ее проявлениях – это наше личное дело. И нечего вам с вашими сапогами лезть в наши личные дела. Почему мы не позволяем государству вторгаться в наши интимные отношения с женой и любовницей? И почему разрешаем вмешиваться в наши отношения с любимой улицей, двором, городом, страной? Какие условия роста для стремительного роста ксенофобии появились в стране в последние шесть лет?
Вот над чем предложил порассуждать нам Георгий Александрович.
- Что, раньше не было азербайджанцев, которые торговали на рынках? Или не было ресторанов, которые держали чеченцы во многих городах России? – вопрошал Сатаров. – Все это было. Так что же произошло? А произошла страшная вещь, вещь, принципиально недопустимая – власть позволила себе то, что не позволяла себе предшествующие лет десять. Она начала играть в патриотизм и с патриотизмом. Эти игры недопустимы по многим причинам. Весь опыт человечества свидетельствует: как только власть начинает игры патриотов, это заканчивается плохо, вплоть до гражданской войны. В Германии, во Франции, в Голландии, в России – везде есть определенная часть людей, которая всегда думает, что их личные проблемы возникают из-за других, не похожих на них людей. И это особенность человеческой психики.
Общество может находиться только в двух состояниях, заметил в этой связи Георгий Сатаров: когда оно подавляет проявление этого негативного начало человеческой психики, и когда оно создает благоприятные условия него.
- Игры государства в патриотизм и создают эти условия. Эти игры фантастически, непредсказуемо опасны, - подвел итог Георгий Александрович. - У меня нет готового рецепта, как противостоять нарастанию ксенофобии. Но первое условие – государство должно прекратить играть в эти игры.
«У нас, к счастью, все тихо», - успокаивает себя томич-обыватель, слушая и смотря новости о взрывах и погромах. Томская область – территория согласия. К этой формуле межнациональных отношений он настолько привык, что считает ее чуть ли не писаным правилом, которое нарушать нельзя. Однако желание обвинить в своих проблемах людей с иным цветом кожи и иным разрезом глаз, сидит в каждом из нас. Поэтому то, что происходит «где-то там», касается и нас. Особенно накануне политических выборов. Когда соблазн разыграть национальную карту у недобросовестных политиков велик.
Комментарий в тему
Какие условия в Томске созданы, чтобы человек любой национальности не испытывал затруднения в устройстве на работу, в продвижении по служебной лестнице, в бизнесе и политике? И что, у нас такая толерантность к «инородцам» только потому, что во главе Томской области стоит немец Виктор Кресс? За ответами мы обратились к специалисту по межнациональным отношениям, консультанту областной администрации Андрею Макарову.
- К сожалению, и у нас в городе есть проявление и ксенофобии, и национализма. Пусть и не настолько серьезно, как в Петербурге или Воронеже. И проявляются они на бытовом уровне. В виде тех же надписей. То на здании мормонов написали: «Дом сатаны». Около резиденции владыки Ростислава расписали стену выборными «черными» агитками. Исписывали заборы и стены синагоги. Но это хулиганство, и, скорее всего, подростков. Наша задача – не дать расползтись этой заразе по Томску.
Кстати
По данным этносоциального и этнополитического обследования, которое провели в 2003 году научные сотрудники исторического факультета ТГУ – Элеонора Львова, Ирина Нам, Ольга Рындина и Наталья Наумова, жители Томской области считают, что состояние межэтнических отношений не внушает особых опасений. 50, 7% опрошенных оценили их как удовлетворительные, 16,9% - как хорошие, 7,5% - как дружественные, и только 15, 7% - как неважные, 2,7% - как плохие, и 2,2% - как враждебные. И в то же время динамика межнациональных отношений свидетельствует о нарастании межэтнической напряженности. Например, 61,9% опрошенных корейцев жалуется на несправедливое к себе отношение окружающих, 47,1% - чеченцев испытывают неприязнь к себе со стороны титульной нации области. Причина – в национальности.

Татьяна ВЕСНИНА, г. Томск. Газета «Томский вестник», 10 октября 2006 г.

|