ГОСУДАРСТВО РАЗБИРАЕТСЯ СО СВОИМ ДОБРОМ
Автор: Думенко Татьяна
Регион: Кемерово
Тема:  Имущественные отношения
Дата: 05.02.2003

В конце минувшего года правительство решило по-новому посчитать долю госсектора в экономике. Госкомстату поручено при оценке государственного сектора учитывать не только госпредприятия и те компании, в которых государство владеет контрольным пакетом акций, но и структуры, в уставном капитале которых более 50% акции находится в собственности хозяйственных обществ, относящихся к госсектору. Применение такой методики даст более достоверные данные об участии государства в экономике. До сих пор же реальная доля госсектора в ВВП России неизвестна. Называются только примерная цифра - до 50% активов и ВВП. Если это так, то, конечно, оправданными будут разговоры о том, что экономика страны во многом остается государственной. Вместе с тем, правительство уже определило, что количество непосредственно госпредприятий должно сокращаться, а оставшиеся должны работать более эффективно.

В настоящее время в стране насчитывается порядка 9,7-9,8 тыс. федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП), вместе с региональными ГУПами их количество составляет более 21 тысяч. За последние два года правительство разработало новые "правила игры" для таких предприятий - были приняты постановления, касающиеся контроля над руководителями ФГУПов. Наконец, в начале декабря минувшего года вступил в силу новый закон о государственных унитарных предприятиях, который фактически унифицировал подходы к управлению ФГУПами и региональными госпредприятиями. В московском "Клубе региональной журналистики" прокомментировал этот закон заместитель руководителя нормативно-методического департамента Министерства имущественных отношений РФ Павел Потапов.

По словам Потапова, необходимость принятия закона была обусловлена, прежде всего, потребностью создания четкой нормативно-правовой базы для функционирования ГУПов. Государственные унитарные предприятия - это переходная форма от советского хозрасчетного предприятия к казенному (госпредприятие с более жестким управлением, ориентированного на выполнение заказа государства для его же нужд) или к одному из типов хозяйственных обществ. Как считают эксперты, переходным характером ГУПов объясняется неопределенность прав собственности и контроля над деятельностью предприятий. Новый закон в этом смысле проводит некоторые параллели между управлением ГУПами и акционерными обществами. Условно говоря, собственник (правительство РФ или местные власти) будет контролировать ГУПы как высший орган управления в АО (собрание акционеров). Закон отнес к полномочиям собственника определение планов деятельности предприятия, решение вопросов о привлечении инвестиции, выдаче поручительств. Руководитель ГУПа должен согласовывать с собственником вопросы о назначении главного бухгалтера и об открытии филиалов предприятия. При такой системе деятельность менеджера жестко регламентирована. Смысл закона и ряда по становлений правительства на этот счет можно сформулировать примерно так. "Хороший" руководитель ГУПа "не выводит" активов (закон отныне запрещает создание "дочек" ГУПов), повышает прибыль предприятия, инициативен в разрешенных законом пределах. За все перечисленные "заслуги" государство может этого человека "наградить" соответствующей аттестационной оценкой и денежным поощрением.

Понятно, что при такой системе для "плохого" менеджера ГУП не место для приложения своих способностей. Ясно и другое: система эта сможет нормально функционировать только с учетом того, что само государство будет придерживаться программы приватизации, займется со зданием казенных предприятий (закон теперь разрешает это делать и муниципалитетам), реорганизацией и ликвидацией лишних ГУПов. Ориентиры государства, судя по словам Потапова, - сокращение числа ГУПов до такого уровня, чтобы государство владело только теми предприятиями, без которых оно не в состоянии обойтись, и теми, которые обеспечивают безопасность страны. Такие же ориентиры даны регионам.   

Татьяна ДУМЕНКО, Кемерово. "Край", № 4, 24.01.2003 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики