НАЛОГОВЫЕ СТРАДАНИЯ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ НАТАЛЬИ СКРИПНИКОВОЙ В НОЧЬ ПОД НОВЫЙ ГОД
Автор: Карзова Вера
Регион: Кемерово
Тема:  Налоговая реформа
Дата: 05.02.2003

"У предпринимателей самый нелюбимый праздник - Новый год, потому что обязательно накануне какие-то налоговые подвохи мучаются", - признался на декабрьском заседании общественно-экспертного совета по малому предпринимательству кемеровской области Николай Чирков, председатель союза защиты прав предпринимателей города Белова. Речь там шла о новой системе налогообложения, на которую с 1 января предстояло перейти алому бизнесу.

С Чирковым, который сам индивидуальный предприниматель, трудно было не согласиться: в те предновогодние дни вряд ли нашлись бы люди, менее всего представляющие свое будущее в 2003 году, чем предприниматели. Чем ближе подходил этот самый Новый год, тем меньше им верилось в уменьшение налогового бремени, обещанное малому бизнесу самим президентом. В Кузбассе до самого ноября не было ясно: решится ли наш субъект Федерации вводить новый закон о едином налоге на вмененный доход своей территории. Мало того, что к моменту принятия закона не была известна величина кадастровой оценки земли, без чего невозможно определить корректирующий коэффициент К1, а без него, в свою очередь, невозможно рассчитать единый налог, но и введение этого налога грозило бюджету снижением налоговых поступлений от малого бизнеса в 8-10 раз. Как раз во столько, во сколько должна снизиться налоговая нагрузка на этот самый бизнес. Соблюсти баланс этих интересов не давали откровенные прорехи в новом федеральном законе. Более того, когда областной закон все-таки был принят, стало очевидно: установленные им корректирующие коэффициенты "задавят" в первую очередь и без того редкие ростки малого бизнеса в глубинках - на окраинах городов и на селе. Не случайно на сессии депутаты облсовета пообещали: проанализируем вашу работу в первом квартале и если предпринимателям станет совсем невмоготу, пересмотрим закон.

Тем, кто подал заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, таких обещаний давать было некому: здесь "правила игры" диктовал федеральный закон. И представители местной власти, то ли от собственной беспомощности что-то в этих правилах изменить, то ли от злости на "федералов", которые откусывают еще и от этого налогового пирога 30 процентов, в ответ на вопрос предпринимателей из сферы торговли "А почему в наши затраты не входит стоимость покупных товаров?" - отвечали: "А потому, что цель упрощенной системы - поддержать производителей, а не торговлю!" - "Да как же такое возможно, если большая часть российских предпринимателей именно в торговле?"...

"Сами виноваты. Надо было на "вмененке" оставаться, - ехидно замечали коллеги, хотя самим-то особо радоваться было нечему. Кто-то за новогодним столом веселился, а им до конца января надо представить в департамент экономики областной администрации свои расчеты, доказывающие, что с введением нового единого налога на вмененный доход и новых сборов, заменивших налог с продаж, фискальные платежи возрастут не на доли процента, а в разы… Да расчеты эти надо заверить в местной налоговой инспекции, иначе веры им не будет, а значит, и оснований у власти, для того чтобы убедить областной Совет пересмотреть только что принятый закон…

За что же предпринимателям любить Новый год? Если кто-то торопился услышать бой кремлевских курантов, то они - обнадеживающие вести из Думы о принятии поправок к федеральному закону, который должен был вступить в силу вместе с последним ударом этих самых курантов…

Ждали этих вестей и мы, журналисты. И оказавшись в декабре в Москве, в клубе региональной журналистики "Из первых уст" (он создан два года назад при поддержке фонда "Открытая Россия" специально для того, чтобы журналисты из "глубинок" могли получить информацию из первых уст), "теребили" своими вопросами каждого из именитых гостей клуба - разработчиков и тех, кто мог повлиять на дальнейшую судьбу налогового законодательства о малом бизнесе,- Марину Глазатову и Михаила 3адорного.

Марина ГЛАЗАТОВА

(зам. руководителя департамента регулирования предпринимательской деятельности и развития корпоративного управления Минэкономразвития РФ):

Россия - не Греция. У нас коэффициентов должно быть много

- Вы участвовали в разработке первого закона о едином налоге на вмененный доход. В чем виделась тогда главная его задача?

- Идея введения единого налога на вмененный доход рождена, чтобы изменить ситуацию в целом с уплатой налогов. Сделать так, чтобы по возможности заставить платить налоги государству в тех областях деятельности, где существует большой оборот наличных денег. Неучтенный оборот наличных денег не позволял по бухгалтерским документам выявить реальный доход и получать реальный налог. Естественно, что государство, недобирая налоги, не может обеспечивать в полном объеме выполнение социальных программ.

Методика расчета единого налога на вмененный доход используется в некоторых странах - в Италии (в некоторых областях), в Греции, по-моему, в Бразилии. Опыт Греции был в свое время изучен разработчиками закона. Там расчет единого налога зависит от огромного количества факторов. Ну, вот взять, на пример, зубного врача. Коэффициент устанавливается ко всему: сколько времени он практикует, какое у него образование, где и в каком месте конкретно расположен его кабинет (вплоть до того, на каком этаже этого дома и куда выходят окна), сколько кресел стоит в его кабинете и есть ли в кабинете небольшая приемная. То есть при расчете налога учитывается все, до мельчайших подробностей. Невозможно только по одному какому-то коэффициент определить налогооблагаемую базу, определить единый налог. Должно существовать много разных коэффициентов, но для этого требуется проведение серьезных исследований, серьезных разработок. Тем более, что Греция - это не Россия. В России семь географических поясов и семь географических зон. Я уже не говорю о том, что у нас страна экономически по-разному развита. Безусловно расчет единого налога на вмененный доход должен базироваться на многих коэффициентах и учитывать, конечно, экономическую диспропорцию внутри Российской Федерации. Мне кажется, стоило бы заняться разработкой вот таких методик, которые носили бы все-таки более или менее универсальный характер. Возможно, для каждого экономического региона…

Михаил ЗАДОРНОВ

(заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Госдумы (экс-министр финансов):

Это - политическая кампания

- Думали ли вы, принимая этот закон, что местная власть, испугавшись потери значительной части налоговых поступлений, предпримет ответные шаги, например, заменит налог с продаж местными сборами, и предприниматели так и не получат обещанного снижения налогового бремени?

- Закон о малом бизнесе ничего, кроме вреда, не нанесет. По одной простой причине: это политическая кампания. Пришли к Путину из движения ОПОРА, условно говоря, и Герман Греф. Путин сказал (в телекамеру): да, товарищи, плохо у нас с малым бизнесом, надо ему помочь. Ну, соответственно стали ему помогать. Тот законопроект, который к нам пришел (кстати говоря, правительство не могло разобраться, кто ему, малому бизнесу, будет помогать: Минэкономики или Минфин, оба боролись за право первой помощи), был абсолютным гибридом. В нем, допустим, "голова и туловище" были в Минэкономики подготовлены, а "руки" пришивали уже в Минфине... Поэтому более некачественно подготовленного документа по налоговым вопросам видеть не приходилось.

Мы в Думе попытались сказать, что этот закон не годится. Положение малого бизнеса он реально ухудшает. Он еще и создает белые пятна в законодательстве, позволяющие крупным компаниям-экспортерам, поделившись и создав небольшие предприятия, где только бухгалтеры будут работать, фактически увести огромную часть своих доходов через эти малые предприятия. Они-то юридически очень хорошо оснащены, для, того чтобы это сделать. И могут это сделать вполне. Но попытки этот вопрос поставить как в Думе, так и на встрече с президентом лидеров фракции, ни к чему не привели. Поскольку лидеры Минэкономики (прежде всего Греф) и минфиновцы, считали, что закон идеальный, немножко испорченный (неизвестно кем), но в принципе... Мы, понимая, что, естественно, всегда будем крайними (мы же закон принимаем), сказали, что ни одной правки содержательной (у нас был десяток) в закон не вносим. Правительство внесло, центристские фракции за него голосуют, им политическое указание поступило, вот в том виде, в каком его внесло правительство, он и был принят. Потому что его невозможно было править ...

- А как предпринимателям жить?..

- Я вам объясняю, как принимаются решения. Правительство внесло поправки в этот закон, поскольку выяснилось, например, что не возможно коэффициент рассчитать ... Вот мы сидели вчера (16 декабря - Прим. ред.) с утра и до ночи - во втором чтении голосовали поправки к этому и другим законам. Я не думаю, что они его существенно улучшат, но какие-то вопросы закроют. Прогноз: будет достаточно сложно предпринимателям, поскольку для тех, кто работает на патенте, условия явно ухудшаются. Многие представители малого бизнеса будут вести бухгалтерию, чего они раньше не делали, для них это ухудшение. Выигрыш с точки зрения налогообложения есть для некоторых, но не такой большой. В то же время появилась большая возможность уйти на оборотный налог и фактически минимизировать налогообложение предприятий не малого бизнеса. Поэтому, я думаю, для регионов будет потеря: шаг ложный, продиктованный политической кампанией. Этот закон - издержки властной вертикали... Когда у нас парламент превращается в машину для голосования, это опасно. Я понимаю, вопрос ко мне: "Как же так, вы сидите, что-то в этом понимаете, почему вы не поправили эти законы?" Я вам отвечаю абсолютно честно: не было никакой политической возможности...

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Поймет ли это Наталья Скрипникова? Поселок Ранний Промышленновского района, где она, выражаясь языком налоговиков, осуществляет свою предпринимательскую деятельность, - заброшенная богом и властью бывшего откормсовхоза, преобразованного в ОАО, деревня. Наталья - продавец в единственном, он и продовольственный, и хозяйственный, на всю деревню магазине. Предпринимателем числится с 1997 года, а магазин выкупила только в прошлом году (да если честно, кроме нее, он никому больше и не был нужен). За 20 тысяч. Да еще за бумаги сколько, за договоры оплатить пришлось... Вот только магазин этот ей - в убыток. Привезет товар - треть в долг уходит: зарплату в деревне по три месяца не получают. Наталье своих деревенских жалко: "Если я уйду оттуда, они вообще ни с чем останутся. До центральной усадьбы - 7 километров, а от нее до райцентра километров 15. Пешком не находишься..."

Поймет ли Наталья Скрипникова, что у депутатов Госдумы не было "никакой политической возможности" поправить закон, потому что власть у нас по вертикали строится? А то, что по принятому Госдумой закону ей придется платить такой единый налог на вмененный доход, что впору вешать на единственный в деревне магазин амбарный замок, она уже поняла. Сама-то Наталья выживет. И раньше заработанного в магазине едва хватало на пропитание семьи. Чтобы было на какие деньги что-то серьезное купить, держала подсобное хозяйство: бычка откормит, сдаст - вот и обновка в доме... А как деревня без магазина?..

...Уже сидя за новогодним столом, Наталья Скрипникова и ее коллеги услышат: 31 декабря президент подписал федеральный закон о внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26 и 27 части второй Налогового кодекса и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации. Эти изменения коснулись и налогообложения малого бизнеса. В ближайшем выпуске ОПОРЫ их подробно прокомментируют специалисты налоговой службы, а пока назовем основные: с 1 января 2003 года единый налог на вмененный доход вводится для розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны, площадью торгового зала не более 150 (а не 70, как было принято ранее) квадратных метров. Коэффициент-дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в 2003 году будет равен единице. Претерпел изменения и корректирующий коэффициент К2: теперь при его расчете помимо оговоренных в прежнем законе параметров (сезонность, ассортимент и др.) будут учитываться и особенности места ведения предпринимательской деятельности. Корректирующий коэффициент базовой доходности К1 (определяющий величину кадастровой стоимости земли) в 2003 году применяться не будет.

Перешедшие на упрощенную систему налогообложения предприниматели, занимающиеся оптовой и розничной торговлей, теперь не будут завидовать коллегам-производственникам: в закон внесена поправка о занесении в статьи их расходов затрат по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации.

Все эти изменения должны внести в свои законы субъекты Федерации, заменившие налог с продаж местными сборами. Так, например, для юридических лиц размер сбора на уборку территорий устанавливается в пределах, не превышающих 1,5% от фонда оплаты труда (в Кемерове, например, этот сбор для предприятий, производящих продукты питания, установили по ставке 1% от выручки).

Наш областной Совет в минувшую пятницу уже принял в первом чтении законопроект, предполагающий указанные Госдумой изменения в областном законе о едином налоге на вмененный доход.

И почему предприниматели не любят Новый год?  

Вера КАРЗОВА, Кемерово. "Кузбасс", № 8, 17.01.2003 г. ("Опора" - специальный выпуск кузбасского бизнес-сообщества)

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики