ПРАВО НА СЕТЬ: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Автор: Дайн Тамара
Регион: Красноярск
Тема:  Энергетика
Дата: 27.11.2006

Сегодня практически во всех регионах существует проблема подключения к электрическим сетям. Парадоксально, но получилось так, что при строительстве экономики новой России «забыли», что энергосистема страны по своим масштабам не безгранична, а ее сетевой ресурс, если его не поддерживать и не наращивать - заканчивается. Так оно и случилось. Однако, выход из этого почти патового положения с электросетями руководством РАО «ЕЭС России» был найден. Единственным средством привлечения инвестиций в строительство новых сетевых мощностей стало введение в 2006 году такой услуги, как плата за технологическое присоединение. Полагая, что именно формализованный подход должен обеспечить прозрачность и открытость формирования стоимости и официальность оплаты данной услуги как основной инвестиционной составляющей, способной обеспечить развитие сетевого хозяйства по всей стране.

Понимая, что тема сложная, а порой конфликтная, РАО «ЕЭС России» организовало Штаб по работе с потребителями с той целью, чтобы каждый абонент, будь то юридическое или физическое лицо, могли узнать сколько, за что и куда он должен платить. Кстати, руководителем данного Штаба назначен Заместитель Председателя Правления холдинга – Леонид Драчевский, в недавнем прошлом Полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе, для которого проблемы энергетики Сибири хорошо известны.

Попытаемся же и мы разобраться в причинах и путях решения данной проблемы.

СЕТЬ КАК ФОРМА ДЕФИЦИТА

Виктор Прядеин, директор по развитию и взаимоотношениям с клиентами ОАО «Федеральной сетевой компании» (ФСК):

- Потребность в упорядочении деятельности по технологическому присоединению обусловлена ростом электропотребления в стране. При этом, очень долгое время у нас сети попросту не строились. Сначала, по причине промышленного спада в 1990-е годы, когда значительный запас сетевых мощностей, доставшихся с советских времен, попросту не был востребован. Позже, ситуация начала постепенно меняться и к сегодняшнему дню спрос на электроэнергию значительно опережает динамику роста производства. По оценкам специалистов, потребности в электроэнергии России практически сопоставимы с аналогичными показателями Китая. Этот феномен явно демонстрирует реальное оздоровление экономики страны и рост благосостояния ее населения. Но в большинстве регионов энергетика уже исчерпала свои возможности, при этом, основным сдерживающим фактором развития становится дефицит сетевых мощностей. Усугубляет ситуацию то, что вопрос о масштабных инвестициях в строительство новых сетевых мощностей реально начал решаться только в текущем году. Это явное отставание данного направления в общем процессе масштабного реформирования энергетической отрасли, а жизнь требует оперативного решения. Страна входит в зиму. И даже если в этом году не будет таких холодов, как в прошлом, ожидаемый прирост электропотребления приблизится к пяти процентам. На фоне среднего ежегодного прироста последних лет в пределах одного-двух процентов, пять - это очень высокий показатель.

Все помнят, что исторический максимум нагрузок пришелся на сети в 1990 году, повторился в 2005-м, но уже в существенно больших масштабах, когда 14 энергосистем сработали в осенне-зимний период за пределами своих возможностей, что привело к локальным отключениям в Москве и Санкт-Петербурге. Дальнейший прогнозный сценарий неутешителен: следующий ожидаемый максимум электропотребления – это 2015 год, как ожидается, он станет критическим уже для 36 энергосистем или 90% регионов России. Это означает, что уже практически вся территория страны к этому году будет испытывать острейший энергодефицит. Очевидно, что такая ситуация никого не может устраивать.

Развитие электросетевого хозяйства, безусловно, стоит денег. На сегодняшний день заключены комплексные соглашения между руководством РАО «ЕЭС России» и главами администраций и правительствами регионов по развитию электрических сетей для обеспечения промышленного, экономического и социального развития территорий. Для этого потребуется комплексное развитие электросетей и ввод новых генерирующих мощностей. Только так можно сохранить надежность электроснабжения ранее присоединенных потребителей, ликвидировать угрозу отключений и риск системных аварий. А также, «запитать» мощности новых потребителей. Основной целью данных соглашений является, во-первых, оценка объемов потребностей в сетевом строительстве и пуске новых генерирующих мощностей, требующихся для развития каждого региона, а, во-вторых, определение сумм и источников финансирования.

Ответ на вопрос «откуда брать деньги» имеет несколько вариантов. Первый и самый простой источник финансирования развития сетей – использование внутренних резервов сетевых компаний. По сути, это означает следующий принцип: «не выделять ни копейки, как хотите, так и развивайтесь». Но в условиях, когда в регионе исчерпаны запасы по пропускной способности сетей и полностью выработаны ресурс по трансформаторным мощностям – единственным вариантом поддержания их в работоспособном состоянии и обеспечения технических возможностей для присоединения новых абонентов является не целевое использование амортизационных отчислений. Как результат – повсеместное старение сетей при снижении надежности электроснабжения всех потребителей. По законам физики, от перегрузок и изношенности сети просто начинают гореть. А надежность электроснабжения ранее присоединенных потребителей ставится в зависимость от перегрузок в сетях после присоединения нового завода, инвестор которого отказывается вкладывать дополнительные средства в развитие электрических коммуникаций.

В целом, первый вариант – контрпродуктивен, так как работа за счет внутренних резервов приводит к снижению надежности ранее присоединенных потребителей. Помимо этого, постоянно растет число отказов по заявкам в новых присоединениях. К примеру, в 2004 году нами было получено заявок на суммарную мощность в 5 573 МВт, а присоединено на 2 023 МВт. В 2006 году из новых заявок на 2 763 МВт, существует возможность подключения новых абонентов только на 1 575 МВт, а сформировавшаяся за два года разница между полученными заявками и произведенными соединениями с нарастающим итогом выросла с 3 550 МВт до 8 174 МВт.

Второй источник финансирования работ по развитию сетей для подключения новых потребителей – это использование тарифа за услуги по передаче электроэнергии сетевой компании. Расчеты показывают, что если инвестиционную составляющую для обеспечения развития сетей включить в тариф, то для конечного потребителя в 2007 году он вырастет на 45%. Понимая, что государство может дать разрешение на повышение тарифа не больше чем на 10%, вопрос поиска необходимых средств остается открытым. Помимо этого, способ привлечения инвестиций через увеличение тарифа на электропередачу сопряжен с фактором социальной справедливости в отношении ранее присоединенных потребителей, так как «старые» потребители должны платить за присоединение «нового» крупного инвестора, пришедшего заработать и получить прибыль на данной территории. При этом за него заплатят, в том числе, и социальные категории с низким прожиточным минимумом, для которых и нынешний тариф энергопотребления является трудно оплачиваемым. Таким образом, второй вариант финансирования развития сетей, на наш взгляд, не позволяет обеспечить комплексного решения вопроса. Хотя, в отличие от первого, он может иметь право на существование, но в ограниченных масштабах.

Остается последний и, на наш взгляд, единственный вариант обеспечения финансирования развития сетевых компаний – это введение оплаты за присоединение новых потребителей и желающих увеличить потребляемую мощность. Двухлетняя дискуссия с органами власти, Федеральной антимонопольной службой и Федеральной службой по тарифам о том, должна ли центральная часть тарифной услуги по передаче электроэнергии содержать инвестиционную составляющую, наконец-то завершилась. Принято решение, что для сетевых компаний технологическое присоединение – самостоятельный вид деятельности наряду с оказанием услуг по передаче электроэнергии. При этом, технологическое присоединение рассматривается в качестве некой адресной платы, которая взимается исключительно с новых абонентов электрических сетей, не затрагивая тех, кто был подключен ранее и сохранил первоначальные параметры присоединения.

В принципе, правильнее было бы говорить не столько о новой услуге, сколько о ее легализации. По сути, плата за технологическое присоединение как потребительская услуга в 2006 году просто приобрела юридическое и стоимостное выражение.

На сегодняшний день, плата за технологическое присоединение уже принята в 35 регионах, но стоимость ее везде разная. Это связано с тем, что определяемый РЭКами тариф рассчитывается исходя из прогнозируемых издержек на подключение потребителей. Естественно, что в тех регионах, где спрос на подключения невелик, а помимо этого еще существуют резервы энергосистемы - тариф ниже. Там же, где потребность в подключениях высокая, а резервы для подключений исчерпаны, формируется самый высокий тариф. Такая ситуация сложилась в Москве, где резервы не только выработаны, они ушли в минус, а на развитие сетевого хозяйства требуется порядка 500 млрд. рублей. Поэтому в столице принят самый высокий тариф в стране на подключение - в среднем 40 тыс. рублей.

Как и другие виды тарифов, тариф платы за присоединение не является неизменным, каждый год он будет пересматриваться. Его величина напрямую будет зависеть также и от резервов сетевых и генерирующих мощностей, оставшихся в некоторых регионах от советских времен. Пока эти резервы используются, тарифы на подключения по разным регионам будут отличаться. В дальнейшем, цена тарифа должна нивелироваться, хотя многое будет определяться текущей потребностью региона в строительстве новых сетей. Но, в любом случае, методика формирования тарифа на услугу по технологическому присоединению всегда будет ясна и прозрачна. И так как устанавливает его Региональная энергетическая компания, то контроль со стороны государства за расходованием средств, получаемых за технологическое присоединение, сетевыми компаниями гарантирован.

ДИАЛОГ ЭНЕРГЕТИКОВ С БИЗНЕСОМ

«Энергетика в Красноярском крае работает на пределе возможностей», - именно такое заявление сделал губернатор Красноярского края Александр Хлопонин на прошедшей 17 октября этого года встрече с работниками ОАО «ТГК-13». Не смотря на то, что Красноярский край не вошел в список обозначенных РАО ЕЭС России 16-ти энергодеффицитных регионов, ставших кандидатами на возможное ограничение по энергопотреблению этой зимой, он тоже начинает ощущать нехватку энергетических мощностей, необходимых для обеспечения экономического и промышленного развития.

Край имеет возможность делать инвестиции в развитие энергосетей в рамках концессионного соглашения с энергетиками, считает губернатор, - и принципиально важным является то, чтобы они строились не за счет увеличения тарифов для обычного населения, но в тоже время, чтобы подключение к электросетям и не ударило по карману мелкого и среднего бизнеса».

Диалог энергетиков и бизнеса 12 октября поддержал глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс на встрече с председателем «Деловой России» Борисом Титовым и президентом «ОПОРЫ России» Сергеем Борисовым. В подобном шаге нет ничего неожиданного. Энергетика разворачивается лицом к потребителю. Причем, делается это в очень сложный для нее момент, когда она уже вошла в полосу тяжелого дефицита мощностей и выработки. « Решить эту проблему можно только в одной, абсолютно детерминированной логике: реформа – инвестиции – преодоление дефицита. Три этих шага нельзя ни поменять местами, ни разорвать жесткую последовательность», - убежден Анатолий Чубайс. Только так может быть реализована масштабная инвестиционная программа холдинга объемом в 2,1 трлн. рублей и преодолен дефицит мощностей. Поэтому закономерно, что именно сейчас энергетикам важно услышать недовольство и жалобы потребителей, наладить с ними обратную связь и попытаться оценить эффективности деятельности компаний холдинга с позиций бизнеса и предпринимательства.

Доказательством того, что данный подход характерен для деятельности и региональных энергетических компаний, стала прошедшая 31 октября встреча представителей регионального бизнеса с руководителями ОАО «Красноярскэнерго», ОАО «ТГК-13» и ОАО «Красноярскэнергосбыт». Примечательно то, что ее инициаторами выступили именно энергетики и, пожалуй, это не случайно, ведь, как заметил при открытии мероприятия Валерий Сергиенко, председатель Союза товаропроизводителей и предпринимателей Красноярского края, - преобразования в энергетике носят поистине революционный характер. При этом, динамичное развитие региона и «пионерное освоение» новых проектов, в том числе и зоны Нижнего Приангарья, невозможно без опережающего развития электросетей и трансформаторных мощностей.

Это мнение поддержал и Виталий Бобров, заместитель губернатора Красноярского края – руководитель департамента промышленной политики администрации края, заявив, что если бы вопросами поиска источников финансирования мы занялись года два назад, то ситуация сегодня была бы значительно лучшей. Так как именно недостаток мощностей энергетических сетей является основным сдерживающим фактором промышленного и социального развития края.

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРАЕВОГО СЕТЕВОГО КОМПЛЕКСА

Александр Шлегель, заместитель генерального директора ОАО «МРСК Сибири» - исполнительный директор ОАО «Красноярскэнерго»:

- Спрос на электроэнергию в крае из года в год постоянно растет. Так, если в 2004 году было подключено новых потребителей по всем филиалам ОАО «Красноярскэнерго» на суммарную мощность в 46,2 МВт, из которых на долю Красноярска пришлось 32,9 МВт, то уже в 2005-м аналогичные показатели выросли до 83,07 МВт, в том числе и 35,8 МВт - на краевой центр. Однако позитивная динамика прошлых лет в 2006 году начинает меняться. Отказ в выдаче технических условий за текущий год в суммарной мощности составил 112 МВт, а по краевой столице – 72 МВт. Основная причина ограничения подключения новых потребителей заключается в недостаточности передающих мощностей и, как следствие, невозможности технологического присоединения к электрическим сетям новых или более мощных потребителей. Сегодня перегрузки электрических сетей регистрируются практически во всех энергорайонах края. Из-за недостатка присоединяемых мощностей в нескольких районах города Красноярска – Советском, Центральном и Октябрьском подключение к сетям признано невозможным. В Северном энергорайоне края – выдача технических условий (ТУ) полностью прекращена, а в Восточном и Центральном энергорайонах сетевой ресурс полностью исчерпан.

Отставание сетевого комплекса от темпов развития промышленного развития и жилищного строительства вызвано объективными причинами. Среди них: значительный износ основного электротехнического оборудования, большое число трансформаторов, работающих сверх нормативного срока и перегрузка подстанций. Вывод напрашивается сам собой: рост производственного и социального комплекса Красноярского края существенно опережает электросетевые возможности региона.

Для определения объема необходимых средств за основу были взяты Программа развития Красноярска, позволяющая учесть энергетические потребности новых застройщиков, а также объем отказов на подключение с нарастащим результатом за прошедшие годы. Получилось, что ОАО «Красноярскэнерго» для реализации программы развития электросетевого хозяйства и обеспечения возможности подключения новых потребителей необходимы финансовые средства в 1 миллиард 70 млн. рублей. Программа была согласована со всеми главами администраций. Срок реализации намечен на 2006-2007 годы. После чего встал вопрос: где взять эти деньги?

На всех уровнях обсуждались два варианта: повышение тарифа за услуги энергоснабжения для всего населения и введение платы за технологическое присоединение. Предпочтение единодушно было отдано второму. И, в первых числах августа, на основании решений Правительства РФ, ФСТ и РЭК края была принята и введена плата за технологическое присоединение, исходя из тарифа на технологическое присоединение. С момента выхода Постановления РЭК №36 от 03.08.2006 года, на сегодняшний день уже принято 711 заявок на технологическое присоединение и заключено 290 договоров. Для осуществления перевода средств за технологическое присоединение компанией открыт специальный счет в «Альфа-банке». На нем уже аккумулировано порядка 27 млн. рублей, которые будут направлены на развитие электрических сетей.

Однако мы считаем, что сетевая энергетика должна не догонять, а опережать постоянно растущие потребности промышленного и жилищного строительства края. Поэтому, основываясь на уже имеющейся Программе развития Красноярска 2010 года и Программе развития Красноярского края, рассчитанной на тот же период, ОАО «Красноярскэнерго» планирует разработать собственную Программу, которая позволит, во-первых, оценить потребности развития электросетевого хозяйства на перспективу до 2010 года, и, во-вторых, и определить объемы необходимых на эти цели финансовых средств.

Если сравнивать краевой тариф с размером оплаты за технологическое присоединение, установленное в других регионах, то в Красноярске он средний. Для сравнения, наименьший размер оплаты за технологическое присоединение при уровне напряжения 0,4 - 1 кВ и присоединяемой мощности до 30 кВт – 2 110 рублей.кВтч ( без НДС) принят в Мурманской области. Наибольший, при таком же уровне напряжения и присоединяемой мощности, утвержден в Перми – 21 000 руб.кВтч. У нас при тех же параметрах размер оплаты составляет 7 675,38 рубля. Впрочем, средним размер оплаты за данную услугу был определен исходя из объема требующихся средств.

В целом, можно с уверенностью полагать, что новый механизм инвестирования позволит «Красноярскэнерго» уже в будущем году увеличить трансформаторную мощность в регионе на 150 МВт. Все это обеспечит возможность решения проблемы острейшего дефицита мощностей в городах и районах края. И, самое главное, добиться того, что энергетическая отрасль края, в целом, и сетевое хозяйство и генерирующие мощности, в частности, смогут обеспечить потребности экономики края в решении как локальных (региональных) задач, так и общенациональных проектов.

  

Тамара ДАЙН, г. Красноярск. Приложение «Бизнес» еженедельника «Красноярские новости», 15 ноября 2006 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики