Экономисты утверждают, что при любом раскладе нефтяных цен кризис Россию не ожидает. А сытое брюхо, как известно, к правде глухо. Для формирования цивилизованного гражданского общества у россиян остаётся лишь один стимул: чувство собственного достоинства.
«КАК ТОТ И СЛАВИЛСЯ, ЧЬЯ ЧАЩЕ ГНУЛАСЬ ШЕЯ…»
С тех пор, как с отечественного телевидения исчезли информационные программы (а пропаганду нельзя считать информацией), думающие люди телевизор смотреть перестали. И переключились на печатные СМИ – где, даже наткнувшись на вкрадчивый назойливый натиск «агитпропа», можно остановиться – и перейти к другому материалу. Ведь газета – это не телевизор, где тебе «вдавливают» сюжет сразу по двум сигнальным системам (зрительной и слуховой), не давая времени опомниться, задуматься – то есть, под напором, как из брандспойта, промывая мозги струёй пропаганды.
А несколько дней назад, переставляя мебель в офисе, случайно наткнулись на давно забытый приёмник проводного радиовещания. Простоял он, всеми покинутый горемыка, несколько лет в тёмном закутке между столами. Включили – и, словно в отместку за долгое забвение, он выдал в очередном «выпуске новостей» два сногсшибательных опуса. Прослушав которые, захотелось задвинуть этот радиоприёмник обратно и никогда больше не включать.
Первый опус извещал о новой законодательной инициативе: теперь молодые люди, достигшие 18-летия, должны будут, не дожидаясь повестки, сами добровольно идти сдаваться в военкомат. Память сразу воскресила давнишний советский анекдот: «Товарищи рабочие, завтра в 12.00 вы все будете повешены. Вопросы есть? – Только один: верёвку с собой приносить, или профсоюз обеспечит?».
Второй опус был не менее сумасброден: ещё одна законодательная инициатива предполагает отменить порог явки избирателей, необходимый для признания выборов состоявшимися. Дескать, даже в США подобная норма действует.
И дело не в том, что людей, разрабатывающих и принимающих поправки в закон о воинской обязанности – а иже с ними и не служившего в армии министра обороны Иванова – следовало бы призвать в эту армию. Рядовыми. Всего на полгодика (нешто мы звери какие, чтоб отмерить им все полтора?). Этого срока им бы вполне хватило, чтобы немножко более адекватно воспринимать плоды своих законодательных потуг.
И даже не в том, что в США избирательная система принципиально другая – на первой ступени голосования там избирают выборщиков, а уж они, в свою очередь, голосуют, например, за президента. И на этапе «выбора выборщиков» процент явки, действительно, не столь уж показателен.
Гораздо важнее понять другое. Раз от раза власти всё больше наступают на наши права и свободы. Проследите это на примере избирательного права: отмена выборов губернаторов, повышение барьера прохождения партий в законодательное собрание, подмена одномандатных выборов партийными списками, отмена избирательных блоков и объединений, отмена графы «против всех», теперь вот – подготовка к отмене процентного барьера явки на выборы и к отмене выборов мэров крупных городов… Не устали читать эти перечисления? И ведь всё это случилось за каких-то 3-4 года. Прибавьте сюда мощнейшее и беззастенчивое использование административного ресурса на выборах. Что в итоге? По форме избирательное право у нас сохраняется, по сути же – от него осталась одна фикция.
ОНИ любой ценой обеспечивают СЕБЕ преемственность власти, создавая «суверенно-бюрократическую псевдодемократию». ОНИ не желают отрываться от «кормушки». ОНИ принимают всё более «беспредельные» законы. ИХ логика ясна, намерения очевидны. А что же МЫ?
Можно долго дискутировать о невостребованности либеральной идеи, об отсутствии исторических предпосылок, о генной памяти нации и т.д. и т.п. Но заоблачные высоты научных споров легко упростить, сведя к элементарному вопросу: есть ли у наших сограждан чувство собственного достоинства?
Доказательную базу можно сложить из отдельных «кирпичиков», озвученных на лекциях в ходе октябрьского семинара Клуба региональной журналистики «Из первых уст».
Как следует из доклада директора АНО «Левада-центр» Юрия Левады, социологические опросы россиян выявили интересную картину. На вопрос о том, какие права человека наиболее важны (допускалось несколько вариантов ответа), 74% выбрали «пакет собеса» (право на образование, медицинскую помощь, социальное обеспечение). 64% отметили право на жизнь, 56% - на хорошо оплачиваемую работу по специальности… В то же время, лишь для 28% важна свобода слова, для 17% - право на получение информации, и только 14% вспомнили о своём избирательном праве.
Разумеется, обеспечить своё материальное благополучие для человека более значимо, нежели эфемерно рассуждать о свободе выборов. Набитый живот до сих пор оказывается важнее чувства собственного достоинства. Но почему же большинство не видит прямой взаимосвязи между экономическими и политическими правами? Или – видит, но, в духе последних перемен, считает, что от «маленького человека» всё равно ничего не зависит?
Своё влияние оказывает и дождь из нефтедолларов, обрушившийся на Россию в 2000-е годы из-за резкого скачка мировых цен на нефть. Как сообщил участникам семинара президент Фонда стратегических разработок Михаил Дмитриев, Россия накопила уже такой «жирок», что даже в случае кризисного падения мировых цен на нефть, в последующие 4 года катастрофы ожидать не следует. Да, придётся пережить некоторые трудности, свернуть инвестиционные программы развития, приостановить капитальное строительство… Но в целом – экономика устоит, банковская система выдержит, резкого снижения уровня жизни не предвидится. В общем, «всё хорошо, прекрасная маркиза»!
Если экономические катаклизмы не грозят – то общество вполне может и дальше исповедовать позицию горьковского Ужа: «Мне здесь приятно: тепло и сыро». Если, конечно, набитый живот имеет приоритет перед чувством собственного достоинства.
Плохо, когда общественная система построена на отдельных личностях. Здесь, наоборот, должны действовать независимые конструкции, исключающие «перегибы» и «крутые повороты» со стороны «дорвавшихся до штурвала». Но, в то же время, свобода, либеральная идея может быть востребована только личностями. То есть, когда личностями осознает себя значительная часть населения. Рабам или холопам, «винтикам государственной машины», свобода ни к чему: они не будут знать, что с ней делать, они привыкли, что за них всё решают «свыше», нравится им результат этих решений, или не нравится.
А мы… Со времён Чехова «капля по капле выдавливаем из себя раба». Со времён Некрасова «сбираемся с силами быть гражданином». А сами – до сих пор готовы продать голос за построенную «к выборам» (а чаще – только обещанную) автодорогу или газовую котельную. В составе 77% соотечественников одобряем деятельность президента – и в то же время, среди 67% признаём себя беззащитными перед властью, а вместе с 65% считаем, что при захвате заложников следует любой ценой избежать крови, даже идя на временные уступки террористам. Какая-то шизофреническая раздвоенность сознания…
И это ведь зависит не от «серых кардиналов Кремля», а от нас самих: насколько мы осознаём себя личностями. Они же лишь умело манипулируют нашим раболепствующим сознанием – коль скоро мы сами это им позволяем.
Впрочем, осторожный оптимизм вселяет доклад президента фонда ИНДЕМ Георгия Сатарова: по социологическим опросам, большинство горожан считает дружелюбность общения с милицией важнее, чем результативность её работы. То есть, пусть даже вора и не нашли, но зато хоть с потерпевшим побеседовали по-человечески… Может, это и есть зачатки нашего глубоко дремлющего чувства собственного достоинства?
Как считает ещё один докладчик – генеральный директор Центра этнополитических и региональных исследований Эмиль Паин, национальное согласие возникает при осознании двух отправных точек: «так дальше жить нельзя», «но крови уже хватит».
Экономически «так жить» можно ещё долго. И лишь тогда, когда очередная «беспредельная» выходка власти будет восприниматься человеком как попрание его собственного достоинства, как непосредственный плевок в лицо (даже если эта выходка и не затрагивает непосредственно его «брюхо») – вот тогда станет возможным говорить о становлении гражданского общества, институты которого являются лучшей защитой от произвола властей.
Да, это больно, неприятно и беспокойно. Ведь гораздо удобнее пребывать в счастливом неведении, укрывшись от происходящих событий в своём обывательском мирке. Но именно так пробуждается совесть…
Однако для этого надо сделать очень мало, и в то же время невероятно много: каждому человеку осознать себя личностью, ощутить чувство собственного достоинства. Без этого мы по-прежнему обречены быть безликой толпой холопов, послушно бредущих в указанном направлении, как осёл за привязанной перед ним морковкой…

Роман ТОПОРКОВ, г. Заречный. Информационно-аналитический вестник «Мосток», № 6, ноябрь 2006г.

|