Несомненным достоинством все женщины во все времена считали умение мужчины починить сложную вещь «здесь и сейчас» подручными материалами. То есть правильно, наверное, если ломается импортный автомобиль старой модели, отвезти его в автосервис. Истратить кучу времени, денег и нервов для того, чтобы найти где-нибудь в Сингапуре нужную вам деталь, совпадающую с годом выпуска вашего автомобиля, тоже, наверное, правильно. И порадоваться, что она встала на место так точно, как там и была, и рассказывать потом об этой ремонтной эпопее до конца жизни всем знакомым и незнакомым, не уставая наслаждаться сознанием собственной значимости. У вас был каприз, или, по-другому — собственное понимание правильности действий. И вы его (каприз, или понимание) не дали разрушить ни времени, ни обстоятельствам. И это, повторяю, правильно.
Но суметь, поплевав на ладони и заменив сложную деталь проволокой, шпилькой, спичкой, завести машину самому и поехать на ней — талантливо. Может быть, легкомысленно. Но пока машина цела, подчиняется твоим рукам и везет тебя по заданному маршруту, а пассажиры и не догадываются о том, что ты сделал, извинительно.
Это я к тому, что, на мой женский взгляд, примерно то же самое Чубайс устроил с реформой электроэнергетики. Когда выстроенные им стройные схемы не срабатывали на разных уровнях, он шел на компромиссы, заменяя неработающие детали тем, что предлагала реальность. У него была цель — запустить машину реформ и проехать на ней как можно дальше в рынок. И он запустил. Теперь едем с начинкой, перемешанной с чем попало.
Один из таких компромиссов — ОПП (оптовые потребители-перепродавцы) в качестве гарантирующих поставщиков. Изначально, на этапе планирования реформы, предполагалось, что гарантирующими поставщиками могут быть только сбытовые компании. А сбытовыми компаниями могут быть только компании без обременения в форме сетевого хозяйства. Решить эту задачку в России Чубайсу было проще на бумаге. Дело в том, что на момент разработки энергореформы чисто сбытовых компаний в стране не было. Региональные АО-энерго были исторически привязаны к сетям, а новым, возникшим уже в рыночные времена бойким структуркам, желающим заниматься только перепродажей электроэнергии, сети дали в нагрузку законом. Чтобы обеспечить это условие, навязанное ГК, бойкие сбытовые компании брали в основном сети в аренду у муниципалитетов. Те, кто поумнее, — поменьше — только для того, чтобы не было вопросов. Другие связали себя договорами о долгосрочной аренде и организовали службы по поддержке станций-подстанций и вложили в них какие-никакие средства.
Когда в рамках графика запуска реформы поступил приказ к апрелю 2006 года отделить сети от сбыта, подчинились ему только АО-энерго из ЕЭС- вертикали. А покупавшие у них электроэнергию, а потом перепродавшие ее населению, бюджетным организациям и мелкому бизнесу перепродавцы, как были, так остались «два в одном» — и сбыт при них и сети. В Саратовской области таких структур две — ОАО «Облкоммунэнерго» и ЗАО «СПГЭС». Видите ли, они бы сети, может, и вернули муниципалитетам с удовольствием, да кто же у них эти сети теперь назад возьмет? Сетевое хозяйство изношено, изнасиловано, можно сказать, новыми пользователями, нагружающими их не подходящей нагрузкой под заданные давным-давно параметры для трехсменных промышленных производств. Муниципалитетам, с их бюджетным дефицитом, раньше срока это добро назад не нужно. А новые ОАО смогут на сданном им сетевом хозяйстве заработать только в условиях четко прописанных правил оплаты за подключения, перекрывающей издержки. На днях прошла информация о встрече губернатора Саратовской области Павла Ипатова с первым заместителем председателя правления ОАО «Федеральная сетевая компания ЕЭС» Александром Чистяковым. Если после нее Облкоммунэнерго и СПГЭС сбросят с себя сети, значит, разговор был в их пользу. Если нет, будущее этих двух организаций на самом деле весьма туманно.
Потому что РАО ЕЭС и правительство России договорились о переходном периоде. В котором компромиссно решили кое на что закрыть глаза. Так, перепродавцы, вляпавшиеся (или вляпанные) в муниципальные сети, оказались все-таки допущенными к своему основному делу, ради которого и создавались — к сбыту. Причем в роли гарантирующих поставщиков.
Присваивать это звание (а оно на ближайший год именно присвоено продавцам органом региональной власти) разрешили региональному органу власти опять же не совсем по правилам. Потому что по правилам ОПП следовало подать заявку и ждать вердикта от органа власти — желает или не желает он видеть данную компанию в роли гарантирующего поставщика. По жизни власть, похоже, желала этого даже больше продавцов. Именно она притащила ОПП Облкоммунэнерго и СПГЭС в гарантирующие поставщики. Зачем?
Председатель областного комитета государственного регулирования тарифов Сергей Мордовин объяснил в интервью «СаратовИнформу» мотив идти в гарантирующие поставщики так: «У гарантирующего поставщика очень много обязательств, но есть и привилегии. Главное — соглашение с бюджетными организациями, например, с правительством области, которые гарантируют ему своевременную оплату».
Если в структуре покупателей СПГЭС и Облкоммунэнерго преобладают бюджетные организации, то Сергей Мордовин фактически дал понять, что, пригласив их в гарантирующие поставщики, власть продлила этим организациям спокойную жизнь. Ведь бюджетные учреждения и население страхуют их от грядущих бурь оптового рынка. Население (а также садовые, гаражные и жилищные кооперативы, в которые объединяется население), по закону о реформе, власть заслонила от рынка бюджетом на весь переходный период плюс еще три года. Оно продолжит платить по тарифам так же, как и платило. А ответственность за его объемы потребления поделят между собой Саратовэнерго и власть.
Вот мы и опять вернулись к объемам потребления — подарку Чубайса стране. Только теперь присмотримся к неучтенным объемам потребления электроэнергии населением.
Как оптовые покупатели Облкоммунэнерго и СПГЭС должны подавать своему гарантирующему поставщику — Саратовэнерго — заявки с точными прогнозами на каждый конкретный день. Потому что Саратовэнерго, как настоящий гарантирующий поставщик, чтобы не вылететь в трубу, корректирует свои заявки на торгах оптового рынка даже не по дням, а по часам. Но пока, по признанию управляющего Саратовэнерго Олега Дербенева, полноценных, нормально расписанных заявок от ОПП нет. Либо Облкоммунэнерго и СПГЭС считают эти данные коммерческой тайной, либо просто-напросто у них отсутствует настоящий учет. В любом случае данный факт означает покупку Саратовэнерго энергии для этих покупателей вслепую. Когда однажды потребность в кВт окажется значительно больше заявки, оптовому покупателю придется забирать недостающее по свободной цене?.. А потом разницу между тарифом для населения и ценой свободного рынка оплатит бюджет? Или Саратовэнерго будет в переходный период брать этот финансовый прокол на себя?
К 2008 году рынок гарантирующих поставщиков в Саратовской области изменится. Их будут выбирать по конкурсу, в котором смогут участвовать только чисто сбытовые компании. Они будут конкурировать навыками работы на оптовом рынке и ценовыми предложениями. Навыки работы на оптовом рынке кроме Саратовэнерго имеет Русэнергосбыт — тоже саратовский гарантирующий поставщик — сбытовая компания, которая представляет интересы РАО РЖД. У СПГЭС и Облкоммунэнерго навыков пока нет. И если не наработают их за год — делать им на оптовом рынке будет нечего. По мнению аналитиков, отслеживающих ситуацию, СПГЭС может попробовать оставить за собой Саратов (Саратовэнерго отвечает на сегодняшний день в основном за электроснабжение крупных промышленных предприятий). Косвенным признаком такого намерения является активный интерес руководства СПГЭС к правилам и тонкостям энергореформы. Да и придумать что-то с передачей электросетевого хозяйства ему легче, чем Облкоммунэнерго. Последний снабжает электричеством в основном райцентры в области. И раздать одномоментно все сети разным муниципалитетам у него вряд ли получится. Так что, скорее всего, либо сетевое хозяйство, курируемое сейчас ОАО «Облкоммунэнерго», контрольный пакет акций которого принадлежит, если не ошибаюсь, областному комитету по имуществу, придется «сбывать» Волжской межрегиональной распределительной компании на выгодных для ВоМРК условиях либо отказываться от нынешней роли перепродавца, оставив себе только сети. Чисто сетевой компании, если другого желающего быть поставщиком электричества для райцентра под административным ресурсом «не найдется», по закону позволительно заявиться гарантирующим поставщиком. Но только на то время, пока действует административный ресурс.
Интрига, связанная с ОПП Саратовской области, состоит в том, что за Облкоммунэнерго просматриваются интересы Павла Ипатова. Став губернатором, он довольно быстро провел на место первого лица этого перепродавца электроэнергии не далекого для себя чиновника Михаила Кискина. А связываемый с СПГЭС народной молвой и СМИ Олег Грищенко ныне является главой местного самоуправления Саратова. И пока эта явная или подразумеваемая связь ОПП с первыми лицами области и города существует, остается вопрос: что им более выгодно — встроить «не чужой» бизнес в алгоритм реформы Чубайса или наплевать на него, поставив во главу угла бесперебойное и необременительное для бюджета энергообеспечение патронируемых территорий? Возможно, конечно, существует какое-то третье, гениальное управленческое решение.
Вот, например, в Иркутской области тарифы для городского населения только в 2007-ом году возможно вырастут до 41 копейки. Для сельского населения и в 2007-ом году они не достигнут 30-ти копеек. Уникальность положения клиентов сбытовой компании Иркутскэнерго объясняется тем, что эта компания объединена с Саяно-Шушенской ГЭС одним собственником, которому выгодна дешевая электроэнергия на его же алюминиевом электроемком производстве. Саяно-Шушенская ГЭС поставляет электроэнергию Иркутскэнерго по 4 копейки за кВт.
В связи с реформой электроэнергетики имени Анатолия Чубайса, жители Иркутской области заволновались, что их тарифы резко пойдут догонять средние по стране. Журналисты донесли опасения жителей Иркутской области до РАО. Начальник департамента развития рынка РАО «ЕЭС России» Наталья Невмержицкая подсказала журналистам гениальное управленческое решение не только для Иркутской области, но и для всех энергоизбыточных регионов, к коим принадлежит и Саратовская область. По ее мнению, «...в рынке возможны механизмы, которые обеспечивают возможность заключения прямых договоров, обеспечивающих поставку дешевой электрической энергии напрямую со станции». Для этого необходимы три составляющие: энергоизбыточное производство, социально ответственное руководство территории и его способность убедить руководство станции с дешевой энергией в том, что прибыль не главное. То есть в области вполне возможна попытка договориться с БАЭС о дешевой энергии. Теоретически. А что до практической возможности... По крайней мере, руководство Саратовэнерго ее отвергает.
Р.S. Автор благодарит клуб региональных журналистов «Из первых уст» и руководителя пресс-службы «ВоТГК» Марину Лайкаск за организацию встреч с энергетиками — теоретиками и практиками. Без них разобраться в энергетической реформе было бы невозможно.

Ольга КОПШЕВА, г. Саратов. Электронная газета «СаратовИнформ», 21 ноября 2006 г.

|
|