ДАЛЬНИЙ ВОСТОК: РЫНОК ОСТАЕТСЯ РЕГУЛИРУЕМЫМ
Автор: Пиджукова Наталья
Регион: Благовещенск
Тема:  Энергетика
Дата: 03.12.2006

Опыт экономически развитых стран показывает, что рост экономики связан с ростом энергопотребления. В России, начиная с 1997 года, отмечается устойчивая динамика роста электропотребления. При этом исчерпываются резервы производственных мощностей в отрасли, образовавшиеся в первой половине 1990 годов из-за падения потребления в промышленности. Проблемы, возникающие в силу роста потребления электрической энергии, усугубляются ухудшением состояния энергетического оборудования из-за массового физического старения и снижения надежности его работы. На изменение ситуации в отрасли могут повлиять изменение структуры спроса на электроэнергию и резкое повышение энергоэффективности или резкое наращивание инвестиций в экономику. Для того, чтобы сделать энергетику инвестиционно привлекательной, РАО ЕЭС России проводит реформу всей отрасли. Для развития конкуренции в электроэнергетике осенью нынешнего года в Россию пришел оптовый рынок. О том, как этот рынок будет функционировать, как он формируется, о развитии российской энергетики в новых условиях членам «Клуба региональной журналистики» рассказала Наталья Невмержицкая, консультант РАО «ЕЭС России».

- Рынок электроэнергии относится к рынку маржинального ценообразования. Это нормальная, правильная рыночная конструкция, в которой всегда в выигрыше тот производитель электрической энергии, кто производит по самым низким ценам, у кого самые низкие издержки. Цена на этом рынке определяется ценой последнего производителя в цепочке предложений, которая необходима для того, чтобы удовлетворить весь спрос в этот момент. Выглядит это все как простое пересечение линий спроса и предложения – традиционное с точки зрения экономической теории.

По стандартным осям у нас формируется кривая предложения и кривая спроса. Причем, самое важное, что эти кривые формируются для каждого часа суток. Для каждого часа суток подаются заявки покупателей и производителей, таким образом, формируется и своя цена. Соответственно, цена того последнего производителя, чья ценовая заявка удовлетворяет объемы, заявленные покупателем, и есть маржинальная цена. Эта цена не одна на весь рынок. Эти цены с учетом моделей электроэнергетической системы как таковой формируются по так называемым узлам. На территории каждого субъекта Российской Федерации цена в этих узлах отличается. На нее влияет масса факторов, например, потеря в электрической системе. Представьте себе, что есть генератор, и есть один отстоящий от него на 10 км завод, и второй – на 20 км. Цена отражает стоимость потерь в электрической сети при доставке электрической энергии, соответственно, до первого предприятия и до второго. До второго предприятия, которое находится дальше от производителя, чем первое, цена будет выше. За счет того, что необходимо больше потратить электрической энергии, она потеряется в сети. Соответственно, цена вырастет. Это, собственно, в узловых ценах и отражается. Скажем, есть покупатели рынка, которые работают в целом по территории Российской Федерации, это большие энергосбытовые компании, для них цена усредняется по региону. Но если, предположим, выходит на рынок отдельный потребитель – крупный завод, который имеет право по объемным критериям участвовать в оптовом рынке, для него уже будет важно, к какому узлу он привязан. Скажем так: для него цена будет отличаться от средней цены по региону у сбытовой компании. Это становится принципиальным и в этом смысле начинает играть большую роль. Логичен вопрос: для чего все это надо? Все это необходимо. Эта цена реально отражает стоимость производства. И потенциальный инвестор, если наступает дефицит, (что, собственно будет происходить в ряде регионов зимой, когда спрос будет максимальный) увидит, что необходимо вкладываться и можно на этом рынке зарабатывать деньги, получать прибыль, потому что есть спрос существенный, причем по высокой цене и надо вкладывать в эффективное производство, где меньше издержек, раньше ведь производителям не надо было особенно заботиться об их сокращении. Покупатели, с другой стороны, тоже понимают, что если при таком спросе цена очень высокая, то пора экономить. Тарифы этого не обеспечивали, никаких ценовых сигналов никому не давали, это ведь некая средняя величина, в которую вложили все, что угодно. Соответственно, не было никакой заинтересованности предприятий экономить электроэнергию. В этом был весь смысл введения конкурентного рынка, чтобы и покупатель, и производитель получили правильные ценовые сигналы. Это основа для того, чтобы развивать, чтобы привлекать инвестиции в производство.

Что касается Дальнего Востока, который относится к неценовым зонам, то для него существуют особые правила функционирования рынка электроэнергии. Рынок останется регулируемым, тарифы - тарифами. Будет сформирована единая структура – ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» (в нее войдут ОАО «Дальэнерго», ОАО «Хабаровскэнерго», ОАО «Амурэнерго», ОАО «Южное Якутскэнерго» и ЗАО «ЛуТЭК»), которая станет единым закупщиком. Это будет энергохолдинг, материнская компания для Дальневосточной генерирующей компании и Дальневосточной распределительной сетевой компании и при этом будет выполнять функцию сбыта на территории всего Дальнего Востока. На недавно состоявшейся встрече губернатора Амурской области Л. Короткова с гендиректором ОАО "Дальневосточная энергетическая управляющая компания" (ДВЭУК) В. Мясником и руководителем ОАО "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (ДРСК) Ю. Андреенко обсуждалось, как будет проходить завершающая стадия реформирования. Губернатор подчеркнул, что "все сети Дальнего Востока будут управляться из Благовещенска". В ходе встречи стороны приняли решение о создании рабочей комиссии, которая займется подготовкой трехстороннего соглашения - планируется, что в декабре подписи под документом поставят губернатор области Л. Коротков, глава РАО ЕЭС А. Чубайс и руководитель создаваемой "Дальневосточной энергетической компании" Виктор Мясник.

По словам В. Мясника, сумма бюджетных субвенций на покрытие разницы в тарифах между экономически обоснованным и установленным уровнем тарифа для населения Дальнего Востока составит порядка 5 млрд. рублей ежегодно в течение 3 лет. «Предполагается, что данная программа позволит в течение трех лет внешне сдерживать тарифы в восточной части таким образом, чтобы они сравнялись с тарифами в западной части. Затем объемы компенсации будут сокращаться, и это бремя ляжет на регионы. Сегодня Федеральная служба по тарифам разрабатывает механизм распределения дотации среди населения».

Несомненно, реформа энергетике нужна. Но потребителю остается гадать, будет ли он в выигрыше?

  

Наталья ПИДЖУКОВА, г. Благовещенск. Журнал «Деловое Приамурье», декабрь 2006 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики