В МАСШТАБАХ РОССИИ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ИДЕТ СО СКРИПОМ
Автор: Дронова Елена
Регион: Иркутск
Тема:  Национальные проекты , Реформа ЖКХ
Дата: 10.11.2006

Национальный проект «Доступное жилье – гражданам России» является самым трудным из нацпроектов в реализации, но вполне выполнимым. Об этом заявила на заседании Клуба региональной журналистики Президент Фонда "Институт экономики города" Надежда Косарева. По ее словам, работа над программой началась не год назад, когда формально был объявлен старт национальных проектов, а гораздо раньше, еще в 2002 году в Центре стратегических разработок. К работе привлекалось огромное число экспертов, которые проанализировали ситуацию, выявили основные проблемы. Потом началась поэтапная реализация этого проекта.

ПЯТЬ ПРЕПЯТСТВИЙ НА ПУТИ К ДОСТУПНОМУ ЖИЛЬЮ

На первом этапе подготовки к запуску проекта «Доступное жилье» из всего комплекса проблем были выделены пять основных, тех, что мешали формированию эффективного рынка жилья. Первая проблема - низкий платежеспособный спрос населения на жилье (в 2003 году всего 9% населения могли позволить себе приобрести жилье с помощью собственных накоплений или кредитных средств); вторая - высокие ставки по ипотечным кредитам; третья - низкие темпы жилищного строительства, которые, к сожалению, объясняются монополизацией этого рынка. По словам Надежды Косаревой, имеется в виду не рынок подрядных строительных работ, а именно рынок доступа к земельным участкам. Земельные участки все еще находятся в государственной собственности и предоставляются для строительства только через определенные (и весьма трудоемкие) бюрократическим процедурам. Даже сейчас, несмотря на установленные требования с 1 октября 2005 года предоставлять эти земельные участки только на открытых аукционах, эта процедура мало где соблюдается. Кроме того, существуют серьезные административные барьеры при получении разрешения на строительство. И в результате на этот конкретный рынок могут выйти только определенные застройщики, которые имеют свои контакты с местными администрациями. Отсюда и фактор монополизации этого рынка. «Конечно, это не специальный сговор. Просто нет конкуренции, потому что войти на этот рынок могут лишь немногие избранные», - отмечает эксперт.

Четвертая проблема - длительная и недешевая процедура регистрации прав учета объектов недвижимости и прочие издержки при получении проектно-разрешительной документации. И, наконец, последняя - недостаточная защита прав собственности на жилье, и прав граждан, которые вкладывают средства в жилищное строительство.

ГЛАВНЫЙ ПРИОРИТЕТ – БОЛЬШЕ СТРОИТЬ

Как рассказывает Косарева, в результате в проекте «Доступное жилье» были выделены четыре приоритета – увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования (к 2010 году 30% населения должно получить возможность приобрести жилье по социальным стандартам с помощью собственных и кредитных средств), повышение доступности жилья для молодых семей, выполнение государственных обязательств, которые установлены федеральным законодательством перед определенными категориями граждан (военнослужащие, увольняемые в запас; лица, выезжающие из районов Крайнего Севера; подвергшиеся радиоактивному облучению в разных катастрофах и т.д.). И, наконец, последнее - увеличение объемов жилищного строительства и модернизация коммунальной инфраструктуры.

Надежда Косарева более подробно остановилась на последнем вопросе, поскольку, как считает эксперт, это – ключевое направление для решения проблем обеспечения жильем. «Для его реализации имеется несколько базовых инструментов (они отражены в подпрограммах), - говорит Косарева. - В рамках подпрограммы обеспечения земельных участков под застройку коммунальной инфраструктурой предусматривается предоставление государственных гарантий тем субъектам федерации или муниципалитетам, которые берут в банках заимствования для того, чтобы построить эту инфраструктуру. Причем, предоставляться будут не только госгарантии по таким кредитам, но и субсидирование процентной ставки.

По подпрограмме модернизации коммунальной инфраструктуры предусматриваются прямые бюджетные инвестиции из федеральной, региональной и местной казны. Главное условие – эти средства должны пойти именно на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, на расширение не только сетей, но и мощностей. Модернизировать, развивать коммунальную инфраструктуру необходимо для того, чтобы она обеспечивала прирост нового жилищного строительства.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ИТОГ: ОПТИМИЗМ И ПЕССИМИЗМ В РАВНЫХ ДОЛЯХ

Надежда Косарева поделилась информацией о промежуточных итогах реализации проекта «Доступное жилье» в России. Объемы ввода жилья в настоящее время увеличиваются. Правда, до результатов 1987 года (с которого начался спад строительства) далеко. И выход в 2010 год на возведение 80 млн. кв. м. в год (именно такая цифра отражена в проекте) – это лишь достижение того уровня, какой был в 1987 году. Как считают эксперты, это - максимально возможный объем при самом благоприятном развитии событий.

В 2005 году целевой показатель по объемам строительства планировался на уровне 44,7 млн. кв. м, а выйти удалось только на 43,5 млн. кв. м. Между тем, за первые 6 месяцев 2006 года объемы увеличились на 9% по сравнению с тем же периодом предыдущего года. И это, как считает эксперт, весьма неплохой результат. Если такая динамика продолжится во втором полугодии, то есть шанс выйти на запланированный показатель.

А вот по ипотечному кредитованию идет превышение запланированных темпов. Так что выход на 415 млрд. руб. (объем ипотечных кредитов) в 2010 году вполне возможен. Кстати, в 2005 году всего было предоставлено 42 млрд. руб. ипотечных жилищных кредитов. По прогнозам специалистов, уже начиная со следующего года, банки будут полностью удовлетворять спрос населения на ипотечный кредит. То есть все, кто имеет возможность по своему доходу войти в ипотеку, смогут это сделать беспрепятственно.

Между тем, в бочке меда есть целое ведро дегтя: вряд ли строители смогут построить столько жилья, сколько нужно, чтобы удовлетворить растущий спрос, который подстегнуло ипотечное кредитование. Максимум, что они смогут в ближайшие четыре года - удовлетворить спрос в лучшем случае на 60%-65%.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ БРЕШИ

Как отмечает Косарева, реализация национального проекта несколько подзадержалась. «В первую очередь, причина в том, что мы пока еще не научились управлять проектами, - отмечает эксперт. - Проектный подход требует другой системы управления. А мы реализуем все это в рамках обычной рутинной процедуры и регламентов правительства, Госдумы, субъектов, муниципалитетов. И в результате система принятия решений, которая вполне годилась бы в условиях неторопливого течения жизни, на нацпроектах не работает. Невозможно согласовать документы в нужные сроки, невозможно принять эти нужные документы, все задерживается, все запаздывает. Например, порядки реализации программы "Жилище" были приняты где-то в мае-июне - полгода ушло у правительства на то, чтобы разработать, согласовать, и принять какие-то решения. По модернизации коммунальной инфраструктуры, к сожалению, год совершенно выпал. Потому продолжают финансироваться только те объекты, которые были начаты ранее. Выполняются старые обязательства. Но самый плохо реализуемый подпроект (при этом самый важный) - это обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой. Решения по этому направлению принимаются весьма неэффективные».

  

Елена ДРОНОВА, г. Иркутск. Журнал "Жилищный советник Приангарья", 10 ноября 2006 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики