В конце октября в московском книжном магазине «Библио-глобус» состоялась творческая встреча клуба региональной журналистики «Из первых уст» с двумя самыми известными книжными критиками России – Александром Архангельским и Александром Шаталиным.
Первый Александр ведет программу на телеканале «Культура» и работает в «Известиях». Он же – автор книги «Александр I», вышедшей в серии «ЖЗЛ». Александр второй сейчас работает на телеканале «Домашний» и знаменит тем, что не понравившиеся ему книги бросает в мусорную корзину. Сейчас занимается и книгоиздательством. Об издательстве и распространении книг и шла речь на встрече.
А.А.: - Мы переживаем и хорошие, и плохие читательские времена. Издается – все. А все ли доставляется? Страна поделена на сегменты очень неравные в смысле доступности книг. Книги, издаваемые в Москве, почти наверное не окажутся в Сибири, на Дальнем Востоке и Камчатке. Мы стали меньше читать? Ничего подобного: социологические опросы стали точнее. А спрос на книги в библиотеках только вырос.
А.Ш.: - 17 % россиян вообще не читают книг, 52 % покупают не более одной книги в год. Большинство книг издается тиражом не более 3 тысяч экземпляров. При этом мы, к сожалению, утомлены обилием книг… Еще одна проблема – экономическая цензура: издательства выбирают книги, исходя из вкусов своих сотрудников. Книготорговые сети и издательства сейчас заново возрождаются, а купить книгу в отдаленном районе – весьма накладно. Цена в интернет-магазине в 3 раза выше, чем в издательстве. В Америке нашли очень хорошее решение проблемы: пересылка книги по почте стоит 99 центов. На это почта получает субсидию от государства. Не пора ли подумать об этом новшестве у нас? Следующий год объявлен Годом чтения в России.
А.А.: - Проблемы еще и в этом – нет единой рекомендованной цены. На Западе разница цен у производителя и продавца – не более 10 %. У нас производство книги стоит полтора-два американских «рубля», а в магазине мы ее покупаем за 7-10. Экономические меры – снижение НДС – могли бы помочь в распространении книги по стране. Но не все у нас плохо: крупный бизнес пришел в издательское дело. Сейчас мы повторяем путь, который европейские читатели и писатели прошли 15-20 лет назад. Там, кстати, передачи о книгах на TV идут не рано утром или поздно вечером. Представляете, в Англии три года вся страна выбирала лучшие 100 книг, из них – 20, потом 10. И по этим книгам были сняты фильмы лучшими режиссерами. Вот – поддержка национальной литературы.
А.Ш.: - Молодые писатели у нас не получают должной поддержки. 3-4 года назад гонорар за книгу составлял 300-400 долларов. Таким образом было обрублено целое поколение молодых авторов. В то время как часть европейских парламентов (Германии, Австрии, Англии) приняла программу поддержки молодых писателей. И есть еще одна проблема. Россия всегда была страной централизованной. До сих пор, чтобы состояться, писателю надо идти через Москву, притом, что большинство авторов рождаются в провинции. Но сейчас сам переезд стал необязателен. Достаточно попасть в московский расклад.
Затем журналисты задали критикам свои вопросы. Должны ли региональные власти помогать писателям? Как уже состоявшимся и известным в своих регионах авторам пробиться на книжный рынок страны? Что интересного за последнее время прочитали наши собеседники и обращают ли внимание издатели на литературные сайты?
А.Ш.: - Раньше у нас существовала уникальная система поддержки литературы на местах. Местные власти должны поддерживать местную литературу и молодежные литобъединения.
А.А.: - Как правило, региональные власти предпочитают поддерживать кого-то персонально. К примеру, губернатор Аяцков ничего не поддерживал – и закрылся прекрасный журнал «Волга». При этом поэмы о босоногом детстве Аяцкова – финансировались. Система поддержки должна быть двоякой: государство должно создавать обезличенные фонды, в правлении которых работали бы писатели различных направлений. И делать все, чтобы бизнесу было приятно (хотя бы морально стимулировать) финансировать молодую литературу. Что касается писателей из провинции, то никаких преград для них нет. Нужно не лениться и договариваться с крупными издательствами. Сидя дома у себя в Твери или в Туле, они ничего не добьются. С поэзией – сложнее. Поэзия сейчас никому не нужна. Посмотрите на полки с поэзией в «Библио-глобусе» – это же книжное кладбище! Наверное, опять настанет время всеобщего увлечения поэзией. Но не сейчас.
А.Ш.: - Нет никакого смысла открывать у себя в Твери издательства. Тверской писатель – по определению уже московский писатель. То же относится практически ко всем областям вокруг Москвы. Существует книготорговая фирма «Берроунз», распространяющая небольшие тиражи, можно связаться с ней. Что касается интернет-литературы, то во всем мире существуют конкурсы. Особенно интересна новая форма творчества life jornal (живой журнал). Лучшие вещи издают в виде обычных книг. Но учтите, что у нас в 30 процентах госучреждений нет интернета. А на острове Барнео – передвижной интернет-автобус. Что касается интересных новых книг, то трудно назвать все списки. С возрастом мы все меньше читаем. Если ты до 24 лет не прочитал Дюма, то уже и не прочтешь. Я очень рад, что Орхан Памук получил Нобелевскую премию. Нравится Мишель Ульбек. Сорокин написал маленькую трагическую историю «День опричника» – в приличных выражениях. Очень интересные есть поэты нового поколения.
А.А.: - Среди писателей я почти не вижу людей, готовых рвануть рубаху на груди. Литература стала литературой описания. Понравился «Пастернак» Дмитрия Быкова притом, что романы его мне не нравятся. И хорош Захар Прилепин. К счастью, это писатель, а не идеолог. Понравился «Современный патерик» Майи Кучерской – с тонким юмором. Смутное ощущение осталось от «Общаги на крови» Алексея Иванова.
Ну, и два последних высказывания наших героев.
А.А.: - Премии даются для того, чтобы читатели наутро бросались скупать тиражи, ни для чего другого.
А.Ш.: - К сожалению, Союз писателей себя изжил.

Елена ВАСИЛЬЧУК, г. Тверь. Газета «Тверская газета», № 44, 10 ноября 2006 г.

|