Здравоохранение в России объявлено национальным приоритетом. Президент Путин неоднократно говорил о необходимости реформы в этой сфере, о принятии новых законов. Однако принять законы - только полдела. Они должны заработать. Необходимы систематические последовательные согласованные действия на всех уровнях власти и общества, способные повернуть и заставить работать всю систему здравоохранения на конкретного человека.
Практически каждая маленькая и большая больница уже почувствовали, что началась реализация Национальной программы «Здоровье». Однако проблемы доступности и качества медицинской помощи пока еще оставляют желать лучшего. Неблагополучное состояние этой сферы перерастает в серьезную социальную проблему.
Какие здесь видятся пути решения? Что в первую очередь нужно менять кардинально, чтобы остановить кризис российского здравоохранения? Каким будет следующий этап в рамках Национального проекта?
У нашего журналиста появилась уникальная возможность получить ответы на эти и другие вопросы у первого проректора Государственного университета Высшая Школа Экономики Льва Якобсона в ходе московского семинара Российского Клуба региональной журналистики «Из первых рук». Особо стоит подчеркнуть, что Лев Ильич стал одним из авторов научного исследования «Российское здравоохранение: как выйти из кризиса», проведенного в 2006 году.
- Лев Ильич, как Вы оцениваете продуктивность национального проекта? Способен ли он «сдвинуть» проблемы в нашем здравоохранении?
- В ныне действующем национальном проекте есть свои плюсы и минусы. Из федерального бюджета выделены значительные средства. Налицо структурные сдвиги и улучшение положения медиков. Наметилось и улучшение оснащенности лечебных заведений с акцентом на высокотехнологичную помощь, строительство медицинских центров. Это, безусловно, имеет важное значение. Отрасль остро нуждается в дополнительных вложении, особенно в секторе первичной медицинской помощи. Но проблемы нашего здравоохранения не только в недостатке ресурсов. Даже те средства, которые направляются в медицину, во многих местах используются с низкой эффективностью.
- Народ уже смирился с тем, что государственные гарантии бесплатной качественной медицинской помощи стали пустыми декларациями, в тоже время платные медицинские услуг нарасхват. А о перспективе все лечение станет платным?
- Наши исследования выявили, что более 50 процентов пациентов платят за лечение в стационарах, 30 процентов – за амбулаторно-поликлиническую помощь, 5 процентов - за стоматологические услуги. Задуманные, как дополнительные платные услуги сплошь и рядом замещают виды и объемы медпомощи. Масштабы развития платных услуг во многом определяются расплывчатостью гарантий предоставления бесплатной медпомощи. В то же время потраченные деньги отнюдь не гарантируют высокое качество лечения. В ситуации, когда врач выступает продавцом услуг, а пациент - потребителем, как правило, последнему предлагают дополнительно потратиться, ну, например, а тот или иной вид обследования, без которого в конкретной ситуации можно было бы обойтись. Известно, что ультразвуковые исследования у нас проводят в три раза чаще, чем в Европе. Обратная сторона платной медицины - имущественное расслоение врачебного корпуса.
Для пациента же вся эта ситуация означает только одно: государство сегодня не установило порядок: какие услуги медицина гарантирует бесплатно, за какие придется заплатить. И какая ответственность наступает за не предоставленное качество.
- Прежде считалось, что качество услуг должны отслеживать структуры обязательного медстрахования...
- Это больше ожидания, чем реальность. Необходим не пассивный контроль, а стоящее обеспечение качества. На сегодня износ основных фондов в медицине составляет 58,5 процента, в том числе медоборудования - 64 процента. Низкие зарплаты медиков - главная причина низкого качества медуслуг. Врач высшей категории в месяц получает 3-4 тысячи рублей. Вот и набирают врачи больше ставок, дежурств, работают на износ. Хирург идет на операцию после суточного дежурства, и этого ему никто не запрещает.
- Национальный проект увеличил зарплаты медикам первичного звена, а до хирургов когда-нибудь очередь дойдет?
- Мы сформировали стратегический план. Минимальные требования выглядят так. Базовая ставка зарплаты медсестры - не ниже средней по экономике региона: по стране а среднем 10 тыс. рублей. Базовая ставка зарплаты врача - как минимум в полтора раза выше. Действенное стимулирование эффективной работы в зависимости от объема и качества услуг. Обеспечить полностью бесплатными лекарствами стационар, причем, лекарствами, включенными в стандарт лечения. Расширить число льготников среди детей и пенсионеров по амбулаторному лечению. Заменить в обозримые сроки хотя бы 50 процентов изношенного и устаревшего оборудования. Провести четкую регламентацию платной медпомощи, предотвращающую замещение бесплатных услуг астмой, сахарным диабетом, пенсионеров, детей.
- Одно время начали говорить о том, что в России скоро появится институт семейного доктора. Теперь об этом молчат. Похоронили идею?
- Идея сама по себе не новая. И ценна тем, что так называемый семейный доктор лечит в идеале несколько поколений одного семейства, а большинство болезней, как известно, имеют особенность передаваться генетически. Поэтому можно их предвидеть и предупреждать. Однако, образовательный уровень такого доктора должен быть очень высоким, явно выше, чем уровень среднестатистического терапевта.
Достоинства семейного принципа обслуживания очевидны, но к нему следует двигаться постепенно и крайне осторожно. Не нужно разрушать уже сложившийся капитал педиатрической службы. Постепенно работа взрослых и «детских» врачей будет сближаться для обслуживания семьи в целом.
- В наших поликлиниках терапевт давно уже превратился в диспетчера: давление померил, спросил, что болит и тут же направил к узкому специалисту, а денежки «капают»...
- Действительно в российском здравоохранении накопились острейшие структурные диспропорции. Одна из них – абсолютно неприемлемое соотношение между первичной и специализированной помощью. Частота направлений больного участковыми врачами к специалистам у нас превышает 30 процентов от числа первых посещений, в то время, как в западных странах - 4 - 10 процентов. 30 процентов госпитализации оказываются необоснованными.
- И как заставить таких врачей изменить отношение?
- Нужна новая система стимулов. И для медицинской организации, и для конкретного врача. Медорганиэация должна быть заинтересована в том, чтобы повышать эффективность. Участковый врач или врач общей практики должен нести реальную ответственность за здоровье конкретного пациента, не сбрасывая нагрузку на узких специалистов. Значительно лучше участкового врача мотивирует подушевое финансирование. Особенно важно создать реальную мотивацию поликлиники к расширению объемов деятельности. Для этого достаточно направить часть экономических средств от сокращения необоснованных госпитализаций в сектор амбулаторной помощи. Другую часть средств оставить в самих стационарах: врач стационара должен знать, что он выиграет, если будет лечить только очень сложные случаи. Государство должно изменить саму форму регулирования и оплаты деятельности врачей. Нужен эффективный социальный контракт с врачом, основанный не на усредненной, а на индивидуальной оплате. Важным условием контракта должна стать возможность зарабатывать достаточно на одном рабочем месте, а не размениваться на дополнительные ставки.
- В медицине постоянно намечают какие-то реформы, а качество обслуживания становится все хуже и хуже...
- Действительно, в 1980 году принимали так называемый «новый хозяйственный механизм», главной идеей его было превращение поликлиники в центральное звено здравоохранения. 8 начале 90-х был взят курс на введение страховой медицины. Однако действенной реформой переход на ОМС не стал, потому что не обеспечивался финансированием и в силу непоследовательности преобразований. Сложившуюся систему ОМС можно сравнить с автомобилем, в который залили немного бензина и завели, но решили пока не ставить колеса и руль. Главное же в тех реформах упустили - реструктуризацию системы оказания мед помощи. Поэтому без новой реформы никак не обойтись.
- Правда, что люди в России умирают на 10 - 15 лет раньше, чем на Западе?
- Увы. По показателю продолжительности здоровой жизни мужчин (52.8 года) Россия находится на 133 месте в списке из192 стран, женщин (64,3 года) - на 70 месте. Состояние российской системы охраны здоровья и медицинской помощи нельзя иначе охарактеризовать – только как кризисное. Подготовлены законопроекты, которые станут основой для принятия политических решений. Но пока нет активной поддержки населения и профессионального сообщества. Решающая роль, безусловно, у Минздравсоцразвития России. Но и у гражданского общества, то есть у каждого из нас - большие права. Мы должны, наконец, превратиться из пассивных наблюдателей - в участников реформ.

Светлана ТЫЩЕНКО, г. Камышин. Газета «Диалог», 22 ноября 2006 г.

|