ПРОРВАЛИ ОБОРОНУ
Автор: Щербо Галина
Регион: Нижний Новгород
Тема:  Энергетика
Дата: 08.10.2006

Власти Нижегородской области и республики Марий-Эл сдают позиции в давней полемике с энергетиками о том, как решить проблему восстановления сквозного судоходства на Волге. Чебоксарское водохранилище будет достраиваться по проекту РАО «ЕЭС России».

Минэкономразвития (МЭРТ) поддержало проект РАО «ЕЭС России» по достройке Чебоксарской ГЭС с повышением уровня одноименного водохранилища до отметки 68 метров и отвергло предложение нижегородского правительства о строительстве под Городцом низконапорной плотины с мостовым переходом для обеспечения судоходства в районе Нижегородского гидроузла. В последние годы эта альтернатива «чебоксарскому варианту» рассматривалась в качестве базового проекта (см. журнал «Эксперт Волга» № 4 за 2005 год, «Нетранспортабельная река») однако сейчас рабочая группа пришла к выводу, что он не решает проблему ликвидации энергодефицита в Поволжье.

Гидроузел проблем

Энергетики делают акцент на выполнении комплекса задач. Чебоксарская ГЭС – завершающая ступень Волжского гидроэнергетического каскада – эксплуатируется при заполнении чаши водохранилища до промежуточной отметки 63 м при проектном уровне 68 м. Как сообщили журналу «Эксперт Волга» в «ГидроОГК», мощность станции при нынешней отметке составляет около 800 МВт, среднегодовая выработка – 2,1 млрд. кВтч. При отсутствии подпора со стороны Чебоксарского водохранилища нижегородский гидроузел не в состоянии выдерживать необходимую для сквозного судоходства четырехметровую глубину фарватера, из-за чего суда вынуждены идти с недогрузом в 10-20%. Потери судоходных компаний в период навигации оцениваются в 10 млрд. рублей.

Как сообщил директор Федеральной сетевой компании по развитию Виктор Прядеин, выступая на семинаре Клуба региональной журналистики «Из первых уст», в случае достройки Чебоксарской ГЭС с повышением уровня водохранилища до 68 м станция выйдет на проектную мощность 1400 МВт со среднегодовой выработкой электроэнергии 3,5 млрд. кВтч, часть которой пойдет на обеспечение областей Поволжья, испытывающих энергодефицит. По этой причине три из них – Нижегородская, Ульяновская и Саратовская – попали в список 16-ти регионов, в которых предстоящей зимой будут, в случае необходимости, вводиться ограничения на потребление электроэнергии. К 2011 году, когда Чебоксарская ГЭС сможет выйти на проектную мощность, проблема энергодефицита, по прогнозам РАО ЕЭС, станет еще более острой.

Кроме того, повышение уровня водохранилища сократит площадь мелководий с 33% до проектных 19%, что улучшит качество питьевой воды. А увеличение полезного объема чаши водохранилища позволит регулировать сток Волжского бассейна и уменьшить во время паводков угрозу подтопления ряда регионов в низовьях Волги.

Руководители республики Марий-Эл и Нижегородской области всегда считали этот проект сомнительным из-за губительных экологических последствий: вода в районе Нижнего Новгорода поднимется на четыре метра и затопит 165 тыс. га земель в Нижегородской области, а также три района и значительную часть сельскохозяйственных земель в Марий-Эл. Из-за повышения уровня грунтовых вод и реки Оки будет подтоплена вся заречная часть Нижнего Новгорода, а также предприятия дзержинского химузла. В зону затопления попадет также ряд исторических памятников в Нижнем Новгороде, на острове окажется Макарьевский монастырь, а жителей села Макарьево придется эвакуировать. Выгоды от генерации дешевой электроэнергии, по мнению нижегородской стороны, не покроют того экономического и социального ущерба, который нанесет подъем воды в Чебоксарском водохранилище.

За чей счет «большая достройка»?

Нижегородское правительство, поддержанное депутатами областного Заксобрания, обратилось с официальным протестом в ряд профильных министерств, отстаивая проект строительства гидроузла в Городецком районе. Однако энергетики уже провели все необходимые согласования в тех же инстанциях. До 15 октября 2006 года Минэкономразвития представит окончательные предложения в правительство РФ.

По расчетам, сделанным «дочкой» РАО – компанией «Волгаэнергопроект – Самара», цена вопроса нижегородского губернатора – 84,1 млрд. рублей, энергетиков – 33,4 млрд. рублей, из которых 18,5 млрд. должно пойти на инженерную защиту Нижнего Новгорода от подтоплений. Часть средств будет вложена в восстановление защитных сооружений, предусмотренных первоначальным планом строительства Чебоксарской ГЭС, «ГидроОГК» готова вложить в реализацию проекта около девяти млрд. рублей. Часть финансового бремени придется взять на себя регионам, которые попадают в зону достройки, а также судоходным компаниям, работающим на Волге. Чувашия, Марий Эл и Нижегородская область до 1 октября должны представить в МЭРТ свои предложения по софинансированию.

Региональные власти озабочены распределением финансовых потоков. Нижегородская область рассчитывала получить на строительство Городецкого гидроузла федеральные средства и привлечь частные инвестиции. Вместо этого предлагают раскошелиться областному бюджету. Заместитель губернатора Владимир Иванов считает, что все затраты не только по достройке Чебоксарской ГЭС, но и по инженерной защите Нижнего Новгорода должно нести федеральное правительство и РАО ЕЭС как инициаторы проекта. Г-н Иванов категоричен: «Мы не собираемся тратить бюджетные деньги, чтобы акционерное общество лучше функционировало». Возможно, эту позицию в РАО имели в виду, когда назвали вопрос «политическим».

Доведение Чебоксарской ГЭС до проектной мощности – самый спорный и наиболее значимый проект рассчитанной до 2020 года программы модернизации всего Волжско-Камского гидрокаскада. После завершения экологического аудита девяти ГЭС весной этого года эксперты Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) одобрили выдачу «ГидроОГК» кредита на сумму 6,3 млрд. рублей для обновления оборудования построенных в 1930-1980 годах гидроэлектростанций. Как сообщили в «ГидроОГК», перспективным считается развитие малой энергетики, которое сейчас обсуждается с приволжскими руководителями, но до конкретных проектов дело пока не дошло.

  

Галина ЩЕРБО, г. Нижний Новгород. Журнал «Эксперт Волга», № 24, 2 - 8 октября 2006 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики