РЕФОРМА ЖКХ В РОССИИ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Автор: Брызгалова Елизавета
Регион: Нижний Новгород
Тема:  Реформа ЖКХ
Дата: 11.01.2007

В уходящем году жилищно-коммунальное хозяйство, как всегда, было в центре внимания, потому что оно затрагивает интересы каждого жителя страны. Цены на услуги растут, но качество их при этом только ухудшается.

Что привело к такому положению дел и каковы перспективы жилищно-коммунальной реформы в России, на очередном семинаре клуба региональной журналистики “Из первых уст” рассказал научный руководитель Высшей школы экономики профессор Евгений Григорьевич ЯСИН.

За последние 10 лет улучшить свои жилищные условия смогла только небольшая доля состоятельных граждан. Для остальных улучшения малозаметны. Не говоря уже о том, что постоянные аварии на теплотрассах, водоводах и канализационных системах делают жизнь многих семей невыносимой.

В число национальных проектов входит один, красиво названный “Доступное и комфортное жилье — гражданам России”. В его успех многие не верят, потому что на нашей памяти уже были проекты такого рода, например, “Каждой семье отдельную квартиру к 2000 году”, но дело вперед не двинулось.

ЖКХ СЕГОДНЯ

На рынке жилищно-коммунальных услуг основные покупатели — собственники жилья. Продавцы ЖКУ — частные, государственные или муниципальные компании, основные из которых — естественные монополии. Стоимость газа и электроэнергии составляет львиную долю стоимости ЖКУ, а они поставляются монополистами, значит, регулирование цен становится невозможным.

Кроме того, сохранилась старая, советская система жилищно-коммунального хозяйства, которая столкнулась с новым фактором: сегодня квартиры в основном принадлежат гражданам, как будто они собственники.

Это не совсем так: они не несут все издержки, вытекающие из их прав. Определенную часть расходов берут на себя, как правило, муниципалитеты. Возникает так называемая асимметрия информации: продавцы услуг знают их реальную стоимость, а жильцы не знают, думая, что платят 100%. Вот почему после очередного повышения цен на ЖКУ волна недовольства прокатывается по стране.

Еще одна важная проблема: недостаточная конкуренция на рынке ЖКУ. Возьмем, к примеру, электроэнергию. Так как мы не можем без нее обойтись, то при повышении тарифов готовы платить любую цену. Чтобы этого не произошло, необходима конкуренция, при которой появятся новые фирмы, вытесняющие тех, кто искусственно завышает цены.

И вот в таких условиях россияне стали собственниками и должны выбрать форму управления своим жильем. ТСЖ люди создавать не спешат, на всю страну их не более 5 тыс. Кооперативов, которые создавались в советские годы, было 14 тысяч. Сейчас их не расформировали. Но так построили законодательство, что кооперативное движение практически прекратилось.

Можно, конечно, выбрать УК, но кому она принадлежит? Муниципалитету, как мы уже говорили, конкуренции нет. Вот и получается, что реально интересы собственников защищают местные органы власти. А они от своих избирателей практически не зависят.

Поэтому местные власти подбирают себе удобных партнеров среди строителей, точно так же, как партнеров среди компаний, оказывающих ЖКУ. Даже если бы избиратели реально контролировали их работу через выборы или СМИ, при такой структуре рынка предотвратить сговор между местными властями и компаниями, производящими ЖКУ, невозможно. Поэтому следует ожидать, что число поставщиков ЖКУ будет ограничиваться вплоть до полного устранения конкуренции. Следовательно, повышение качества услуг при снижении цен — становится недостижимым.

Нельзя сказать, что нет никаких достижений: в России с 1990 по 2004 год доля частной собственности резко возросла — до 75%. Но, к сожалению, еще живы в людях советские привычки, они не понимают, что объектом ЖКХ является весь многоквартирный дом, а не только квартира.

НАЧАЛО РЕФОРМЫ

В начале 90-х новая российская власть сделала ход, привлекая симпатии граждан: ввела в стране институт частной собственности, когда вступил в силу закон “О приватизации жилищного фонда в РФ” от 4 июля 1991 года. Он определил право жильцов получить квартиры в частную собственность. При этом на них не возлагались обязательства по полной оплате коммунальных услуг и содержанию жилья: обязанности собственников, по сути, остались за государством.

В постановлении правительства от 22 апреля 1993 года “О переходе на новую систему жилья и коммунальных услуг” был утвержден 5-летний график повышения доли населения в платежах до 100% к 1998 году. В 2006 году задача все еще не решена.

— Концепция жилищной реформы сама по себе была неплоха для своего времени, но неполна и противоречива, — считает Евгений Григорьевич, — ее реализация означала перманентный финансовый кризис ЖКХ, нарастающий износ жилого фонда и инженерных коммуникаций. Низкие доходы населения мотивировали поддержание заниженных тарифов. Все эти годы жилищная реформа проводилась в условиях спада производства и снижения уровня жизни населения, борьбы с инфляцией и ограничительной денежной политики.

В 2000 году начался новый этап реформы. А после 2003 года произошли четыре важных события:

1. Принятие нового Жилищного кодекса законодательно зафиксировало выход из ловушки: признана ответственность собственника за состояние жилого фонда, включая системы коллективного пользования, а также капремонт. Для этого предложены три формы управления. Это означает, что правовая база ЖКХ обрела вполне рыночный характер.

2. Бизнес пошел в ЖКХ. Причем не только контролируемый муниципалитетом. Уровень тарифов уже достаточно высок, чтобы сделать бизнес рентабельным. Всего на конец 2005 года частные компании поставляли жителям 25% тепла, 37% услуг по электроснабжению, 17% — по водоснабжению.

3. Ипотека.

4. Национальный проект “Доступное и комфортное жилье — гражданам России”.

ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМЫ

1. Формирование конкурентной среды обеспечит высокое качество услуг с умеренными ценами.

2. Желательно, чтобы покупатели и продавцы были примерно равны по силе.

3. Необходимо повысить зарплаты и пенсии до уровня, компенсирующего рост расходов на ЖКУ. Принципиально важно, чтобы люди, чья зарплата или пенсии повышаются, знали: часть повышения компенсирует подорожание ЖКУ.

4. Рынки жилья и ЖКУ должны быть дополнены демократическим общественным контролем, местным самоуправлением.

5. Чтобы преодолеть пассивность населения, необходимо сохранить самостоятельность местного самоуправления и дать ему возможность формировать свои доходы, включая установление собственных налогов и сборов.

— Я думаю, пока нет условий для реализации этих мер, — утверждает Евгений Григорьевич, — но они образуют комплекс, завершающий рыночные реформы. Но если нельзя сразу осуществить их, то возможна постепенная их реализация. Им нужно содействовать, имея перед собой эту модель строения ЖКХ, к которой в конечном счете надо прийти.

  

Елизавета БРЫЗГАЛОВА, г. Нижний Новгород. ИРА «Биржа плюс», еженедельник «Биржа плюс свой дом», № 50, 25 декабря 2006 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики