Всяк норовит покритиковать ведомство Чубайса, и не всегда беспричинно, однако справедливости ради стоит разобраться, столь ли бескорыстны поборники "всеобщей справедливости", взыскующие бесплатного подключения к электрическим сетям. Сети эти изрядно пообветшали, и латать их становится все труднее. Денег же на развитие сетевым компаниям взять неоткуда, кроме как с потребителей. Об этом, выступая на семинаре, проведенном в Москве по инициативе клуба региональной журналистики «Из первых уст», рассказал директор компании сетевого развития РАО «ЕЭС России» Виктор Прядеин.
Доклад Виктора Прядеина был озаглавлен "Плата за присоединение к электрическим сетям – новая услуга или новый побор?" По его словам, эта услуга существовала всегда – сейчас ее решено легализовать и оформить юридическим образом с надлежащей четкостью. Необходимость упорядочения деятельности по технологическому присоединению давно назрела. Стратегия энергетиков – сделать этот рынок прозрачным, чтобы исключить возможность злоупотреблений, о которых беспрестанно говорят и пишут. Суть оных в том, что подключать предприятия и новостройки к имеющимся энергокоммуникациям за гораздо меньшую плату, которая идет в чей-то индивидуальный карман, мимо кассы, – обычная практика извечного российского мздоимства.
Энергосистемы строились с определенным запасом мощности и пропускной способности, но ресурс не бесконечен. В качестве примера можно привести центральный и северо-западный регионы страны. Максимум 1990 года был превышен в 14 раз – эта точка принята в качестве реперной для оценки экономического развития. С тех пор промышленность стала возрождаться и развиваться, но на базе тех же существующих сетей. Ресурс их практически исчерпан, особенно в развитых европейских регионах, а к 2015 году, по прогнозам, такая ситуация реализуется на 90% территорий.
В 2006 году энергопотребление характеризуется 6%-ным приростом в среднем по стране и максимумом около 9% в Московской и Ленинградской областях, причем прирост происходит как за счет увеличения потребления уже подключенных пользователей, так и за счет присоединения новых.
Вопрос развития сетей актуален, во-первых, по причине необходимости сохранения надежности подключения уже имеющихся потребителей и минимизации рисков системных аварий, а во-вторых, обеспечения стабильности потребления вновь подключившихся. Цена вопроса – полтриллиона рублей с трехлетним горизонтом по московскому региону и пятилетнему – по Ленинградской и Тюменской областям. С администрациями этих субъектов заключены комплексные соглашения по развитию электрических сетей, повышению надежности и подключению новых потребителей. Эта сумма потребуется только для сетевого строительства, и ее разделили на две части: вложения в объекты, относящиеся к единой национальной сети, и региональным распределительным подсетям. Сейчас такая же работа ведется по Уральскому (Челябинская, Свердловская и Курганская области), Южному (Краснодар - Сочи) и Центральному федеральным округам. По наиболее проблемным в этом плане территориям соглашения будут заключены до конца текущего года. Цель выработки таких соглашений - понять, какой объем развития фиксируют администрации, оценить мощности, которые необходимо обеспечить, предварительно оценить стоимость работ и договориться, откуда изыскивать средства.
Вопрос, откуда брать деньги, имеет три варианта ответа. Самый простой – осуществлять развитие за счет внутренних резервов РАО «ЕЭС», но этот подход утопичен – ведь на развитие сетей только в трех приведенных в качестве примера территориях потребуется 500 миллиардов, а в масштабах страны в ожидании экономического подъема эта сумма просто астрономическая. Внутренние резервы применительно к источникам энергии, пропускной способности и мощности трансформаторов в регионах с пиковой нагрузкой, как правило, практически исчерпаны – это наглядно иллюстрируют кризисные явления, наблюдавшиеся, в частности, в Москве. В регионах с меньшей нагрузкой вопрос стоит не так остро, и для его решения требуются не столь огромные средства – здесь возможно обойтись и внутренними резервами, но для большинства бурно развивающихся субъектов потребуется масштабное комплексное развитие сетевых коммуникаций.
Второй источник средств – амортизационные отчисления. Не секрет, что в былые времена вследствие политического давления и применения административных рычагов амортизационные фонды использовались не на поддержание существующих сетей, а для подключения новых абонентов. Это привело к старению и перенагрузке сетей – фактор весьма болезненный. Сказанное Виктор Прядеин проиллюстрировал графиком изношенности оборудования четырех региональных распределительных сетевых компаний, охватывающих почти всю страну. В Центральном и Северо-Западном округах эта линия превысила критическую красную, еще в двух – приближается к ней, а в целом ситуация угрожающая – зеленая линия норматива превзойдена во всех регионах страны. Внутренние резервы в такой ситуации ничтожны.
Еще один способ изыскания средств – это тарифы. Здесь свои минусы и ограничения. По оценкам, чтобы обеспечить удовлетворительное развитие сетей, в среднем по стране конечный тариф для потребителя придется поднять на 40-50%. При этом государство разрешает повышать тарифы не чаще раза в год и не более чем на 10% – этот способ привлечения необходимых средств не только мало реалистичен, но и, очевидно, несправедлив по отношению к основной массе потребителей. Почему они должны платить за подключение нового инвестора, приходящего на их территорию с целью развития своего бизнеса и извлечения прибыли? Вариант развития сетей за счет повышения тарифов применим лишь частично и в ограниченных долевых вариантах.
Таким образом, становится очевидным наиболее справедливый способ – плата за подключение к электрическим сетям, разово взимаемая с новых потребителей. Это как входной билет или клубная карта – адресный платеж за конкретную услугу доступа. А чтобы услуга не выглядела побором и волюнтаристским актом, существует целый ряд контролирующих и регулирующих служб. Федеральная служба по тарифам устанавливает тарифы на подключение к сети ИНС и издает методические указания для регулирования и выработки единого тарифа, антимонопольная служба обеспечивает недискриминационный доступ для подключения к сетям и следит за соблюдением прав потребителей. Ростехнадзор и его территориальные управления осуществляют контроль за соблюдением технических требований и условий, которые сетевая компания формирует в процессе присоединения новых потребителей, а региональные энергетические комиссии устанавливают плату за присоединение распределительных сетевых компаний на розничном рынке.
Оттягивание решения вопроса может привести к "концу света" и отключениям энергии повсеместно. Так что плата за подключение – это лекарство от отключений и профилактическое средство от проблем в светлом будущем отечественной экономики, весьма иллюзорном при отсутствии соответствующего развития энергетики. Логика проста: при наличии средств и согласовании сроков подключение к сетям возможно всегда, проблемы могут возникнуть с генерацией, но это совсем иной вопрос.

Геннадий РЫБАЧЕНКО, г. Красноярск. Газета «Проекты Красноярья», № 22, 17 октября 2006 г.

|