ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ НЕВОЗМОЖНО БЕЗ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
Автор: Довгаль Эллада
Регион: Саратов
Тема:  Экономика
Дата: 07.02.2003

11 ноября в ГУ - Высшая школа экономики в Москве в рамках семинара клуба региональных журналистов «Из первых уст» прошла презентация доклада «Бремя государства и экономическая политика: либеральная альтернатива», подготовленного Экспертным институтом и фондом «Либеральная миссия» по заказу НК «ЮКОС» при финансовой поддержке фонда «Открытая Россия». Доклад российским журналистам представил руководитель авторского коллектива, работавшего над его созданием, отец российских реформ; экс-министр экономики РФ Евгений Ясин. По словам Евгения Григорьевича, каждый из авторов заинтересован в эффективном распространении мыслей и идей через региональную прессу, которая формирует общественное мнение непосредственно в областях, городах и населенных пунктах России. «Мы хотели возбудить общественный интерес к предложениям по дальнейшей либерализации российской экономики, без чего невозможно ее эффективное развитие».

Приближаются бюджетные слушания, и российский бизнес заинтересован в сокращении налогового бремени, увеличении инвестиций, в повышении своей роли, с тем, чтобы наилучшим способом выполнять свою миссию модернизации и подъема экономики на основе частной инициативы, а не усиления роли государства в экономике. На 2003 год планируется сокращение доли бюджета расширенного правительства в ВВП до 37,6 %, а также непроцентных расходов с 32,8 % до 31,9 % ВВП. Решается проблема пикового года платежей по внешнему долгу. Обращается внимание на то, что если до сих пор снижение ставок налогов сопровождалось ростом их собираемости, то теперь эти возможности исчерпаны, и дальнейшее снижение ставок должно приводить к уменьшению налоговой нагрузки.

В основе доклада лежит вопрос: есть ли возможность сокращения государственных расходов или предел уже достигнут? В ходе исследования выявилось множество возможностей сокращения госрасходов, причем многие из них можно использовать для повышения темпов экономического роста и формирования более свободной и открытой экономики, к чему, по мнению Евгения Ясина, все должны стремиться. К экономическому росту сокращение расходов государства приводит в том случае, если одновременно происходят соответствующие институциональные и ценностные изменения. Огромную роль играют качество институтов и ценностей, открытость страны, политическая и финансовая стабильность. Низкий уровень государственных расходов на сегодняшний день имеется в Перу (17,5 %), в Боливии (22,7 %), в Кыргызстане (16,2 %), но это не гарантирует им высоких темпов экономического роста. Без институциональных и ценностных изменений сокращение расходов - мероприятие бесполезное. В результате реформ в России, по словам Евгения Григорьевича, сложились благоприятные условия для поддержания высоких темпов экономического роста в течение определенного периода времени. После кризиса 1998 года добились сокращения государственных расходов, сокращения доходов населения, повышения накоплений предприятий, в результате чего выросли темпы роста экономики. Однако затем по разным причинам, в том числе и вполне объективным, кризисные разрывы стали сокращаться, а соответственно темпы роста - падать. Что ожидает российскую экономику в будущем? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, сделан обзор основных статей государственных расходов, государственного сектора, неформальных воздействий государства на бизнес (последнее очень приблизительно). Профессор Ясин подчеркнул, что «несмотря на свое название доклад не альтернативен правительственной политике. Мы просто говорим о большей либерализации экономики во многом в рамках тех предложений, которые готовятся в правительстве, но по разным причинам приостановлены или тормозятся». Сегодня экономическая политика России в целом следует мировой тенденции. Однако усилия в этом направлении недостаточно последовательны. Намеченные реформы тормозятся. Критическая масса изменений, которая позволила бы рассчитывать на успех, не достигнута.

В числе основных положений доклада: оценка роли государства в экономике с учетом неформальных воздействий и возможностей, отнимаемых у российской экономики государственным сектором. Нагрузка государства оценивается авторами доклада в 60-65% ВВП. Это очень высокий показатель. В таких размерах бремя государства существует только в странах Латинской Америки. Для сравнения - в странах с развитой экономикой госрасходы не превышают 45%.Столь высокий показатель не дает возможности России выйти в «высшую лигу» государств с сформировавшимся гражданским обществом, которое контролирует деятельность государства. Либо на данном этапе мы снижаем бремя государства до 40% от ВВП, либо у нас нет шансов, потому что в последние 50 лет накапливаются данные, позволяющие судить о том, что в тех странах, где ниже государственные расходы, темпы экономического роста выше, чему соответствуют общемировые тенденции. Нынешний уровень налогового бремени и государственных расходов представляется чрезмерным для растущей экономики. Бюджет расширенного правительства по доходам лишь незначительно ниже, чем в странах ЕЭС, и заметно выше, чем в США, Южной Корее, Ирландии, то есть в наиболее динамичных экономиках. В странах с наивысшими темпами экономического роста (Китай, Тайвань, Малайзия) уровень госрасходов не превышает 15-20% ВВП, основном, в силу отсутствия обязательств государства по пенсионному и иным видам социального обеспечения. В Китае, где уровень госрасходов 13%, нет государственного пенсионного фонда, пенсию выплачивают частные компании, продолжительность отпуска в Южной Корее 5 дней в году. США - страна с высокоразвитой экономикой и большими социальными обязательствами. Во времена президентства Билла Клинтона ряд социальных программ так и не был реализован, не повышались налоговые ставки. Джорж Буш выдвинул еще более амбициозную программу по налогообложению. Американская экономика стабильна и сильна, от социальной политики зависит настроение в обществе. По словам Евгения Ясина, стабильность валюты зависит от состояния и стабильности экономики. С долларом в ближайшей перспективе будет все в порядке, а вот с евро будут проблемы. В России государственные обязательства стали нормой, и отказ от них вряд ли возможен. В результате рыночных реформ, высокой инфляции, кризиса 1998 года и других обстоятельств произошло резкое сокращение формально высокого уровня социальных и иных обязательств государства советского периода. Это, несомненно, означало снижение уровня жизни населения, но у России появился уникальный шанс добиться в будущем быстрого роста экономики. Сейчас, повышая уровень государственных расходов, мы этот шанс упускаем. Страна обладает сырьевыми ресурсами. Скачка цен на металлы и нефть будет всегда. Все более высокую долю будут занимать умения и знания - новая экономика. Европейский союз признал Россию страной с рыночной экономикой. Это не гарантия, это - билет на участие в соревнованиях. Экономические возможности России не связаны с природными ресурсами. Мировой спрос увеличивается в среднем на 2-3% в год. Если это брать за ориентир, то экономика будет расти лишь на 2-3% в год. При подобной динамике Россия будет все время отставать.

Существуют два принципиально разных пути преодоления хронического отставания в экономике. Первый основан на массированном участии государства. XX век - век модернизации сверху, примером в Европе служат Германия, Италия, Россия. В Азии - Корея, Сингапур. Развивающиеся страны, использовавшие опыт СССР, не достигли положительного результата. В данном случае власть должна доказать, что способна к успеху.

Второй путь не очень очевидный - модернизация снизу. Ключевым фактором развития выступает свободный бизнес. Бизнес сам принимает решения, не вызывая конфликтов. Если посмотреть на сегодняшнюю Россию, то увидим, что нет более энергичного социального слоя , чем бизнес. Ему нужны от государства гарантированная безопасность и свобода. Раньше для экономических достижений необходим был кнут, но последующие изменения принесли больше позитива в экономику, чем революция. Если мы сделаем на это ставку, то мы имеем шанс. Основная фаза - переход от аграрного к индустриальному развитию - пройдена.

«Мое предсказание, - сказал Евгений Григорьевич, - с 2007 года экономический рост в нашей стране составит до 10 -12% в год. И, может быть, 7-8 лет будет достаточно, чтобы войти в «высшую лигу" государств".

Учитывая все обстоятельства, оптимальный уровень государственных расходов не должен превышать 40% ВВП. Для России это не много.

При формировании долгосрочной стратегии в 2000 году были названы именно эти цифры, и их планировалось достичь неувеличением бюджетных расходов в реальном выражении в течение нескольких лет. Эта установка не выполняется. Фактически суммы и доля государственных расходов в ВВП растут. Только с 2003 года вновь ставится задача их относительного сокращения. Но есть сомнения в том, что она будет решаться более успешно, чем до сих пор. Безусловно. есть объективная нужда в увеличении расходов едва ли не по всем направлениям: армия, наука, образование, здравоохранение, госслужба и т.д. Но должно быть ясно, что удовлетворить эти нужды можно только за счет увеличения доходов, т.е. роста экономики. Для этого сегодня расходы необходимо сокращать. В свою очередь, это позволит и далее снижать налоги. До сих пор декларируемое снижение налогового бремени реально сопровождалось компенсацией выпадающих доходов, так что в итоге облегчения для бизнеса не ощущалось. Отмена инвестиционной льготы при снижении налога на прибыль ударила по наиболее активным инвесторам как раз тогда, когда наступила эпоха модернизации.

Оценивая совокупное бремя государства для бизнеса, авторы доклада за основу взяли фактические данные исполнения бюджета расширенного правительства за 2001 год. По доходам - 37,3 % ВВП, по расходам -33,6 %. Учитывая, что, по оценкам, 25% ВВП приходится на теневую экономику, то получается, что с учетом уплачиваемых налогов нагрузка на легальный бизнес возрастает до 48-49% ВВП. А налоги платит только легальный бизнес, нелегальный не платит. Эксперты оценили долю государственного сектора ВВП, имея в виду реальные ресурсы под его управлением, в 15-16%, а масштабы неформального воздействия государства на экономику - еще в 7,5-9 % ВВП. Неформальные воздействия - это воздействия, лежащие за рамками закона. Они могут быть добровольными, т.е. основанными на соглашениях, учитывающих взаимные интересы. Но в данной области одна из сторон, а именно государство и его представители, обязаны действовать точно по закону. И контракты заключаются только в случаях, предусмотренных законом, к примеру, государственные закупки.

Неформальные воздействия на бизнес государственных учреждений и их представителей а России особо значимы в силу традиционной распространенности нелегальных взаимоотношений, жизни «по понятиям», а не по закону. В докладе они делятся экспертами на три зоны.

«Белая зона» - излишнее регулирование, административные барьеры, злоупотребления, пусть в пределах закона. Согласно оценкам Виталия Тамбовцева, одного из авторов доклада, прямые издержки преодоления административных барьеров, связанных с текущим контролем за производством и торговлей, ежегодно обходятся российским предприятиям примерно в 130-215 млрд. рублей, или 7,2-7,5 млрд. долларов. Если добавить к ним издержки на барьеры входа (регистрация, обязательства сертификации, лицензирование, регистрация и маркировка товаров, согласование инвестиционных проектов), то, по данным за 2000 год, прямые издержки преодоления адмистративных барьеров составили до 8-8,5 млрд. долларов, или 250-270 млрд. рублей. Это составляет примерно 2,7-2,9 % ВВП.

«Серая зона» - нелегальные принудительные поборы с бизнеса на благие цели (построить мост, школу, помочь милиции закупить оборудование, различного рода внебюджетные фонды и т.д.) - вымогательство участия. С 2000 года Бюджетный кодекс РФ, по сути, запретил формирование подобных фондов на уровне муниципальных образований, в связи с чем на этом уровне они были ликвидированы или ушли в «тень». На региональном уровне обычно формируются три типа фондов.

• Фонды развития регионов

Годовые объемы фондов развития регионов оцениваются в масштабах России в 10-13% от суммы собираемых налогов, или 3-5% ВРП (валового регионального продукта). В абсолютном выражении они составляют около 100 млрд. рублей в год.

• Фонды поддержки жилищного строительства

0.5 % собираемых налогов, или 0,13 % промышленной продукции региона, т.е. примерно 5 млрд. рублей в год.

• фонды поддержки правоохранительной деятельности

0,7 % собираемых налогов, 0,14% промышленной продукции, т.е. примерно 7 млрд. рублей в год.

Всего, таким образом, минимальная оценка вымогательства участия ежегодно составляет 110 млрд. рублей, или 4 млрд. долларов.

По совокупности двух рассмотренных зон - 325 млрд. рублей, или 11 млрд. долларов - 3,8% ВВП в год.

«Черная зона» - коррупция, взятки чиновникам. В докладе в оценке масштабов российской коррупции авторы опираются на исследование фонда «ИНДЕМ» 1999-2002 годов. Согласно индексу восприятия коррупции (CPI-Corruption Perception Index), предложенному международной организацией Transparency International, Россия занимает 76-е место в списке из 85 стран. ПРИМ. Э.Д. Подробнее о коррупционных исследованиях фонда «ИНДЕМ» с комментариями Марка Левина, заведущего кафедрой микроэкономического анализа ГУ - ВШЭ, принимавшего участие в исследованиях, мы поговорим на страницах нашего журнала в следующем номере.

Таким образом, всего бремя государства оценивается величиной порядка 60-65% ВВП. Это заметно выше, чем в странах Европы, включая Швецию, где размеры госсектора, и особенно масштабы неформальных воздействий, значительно меньше. При таких условиях, по мнению авторов доклада, высокие темпы роста экономики практически не достижимы. Эксперты минимально оценили возможности сокращения бремени государства для бизнеса в целом на 25-30% от нынешних расходов, или на 12 -15% ВВП. Наибольшего внимания, с точки зрения снижения бремени для бизнеса, требует государственный сектор, неформальные воздействия государства и региональные бюджеты.

Подводя итог и пользуясь терминологией авторов доклада, следует отметить, что большая часть предлагаемых в докладе мер по развитию российской экономики не нова. Они уже выдвигались на разных этапах рыночной трансформации, но по разным причинам остались нереализованными. Вопрос не в том, чтобы реализовать то и только то, что предлагается в докладе. Могут - быть найдены лучшие решения и дополнительные меры, которые просто упущены или остались за пределами взятой темы. Вопрос в векторе и энергии движения, в том, чтобы не упустить шанс. Процветающей может быть только свободная и демократическая Россия.

Доклад «Бремя государства и экономическая политика: либеральная альтернатива» был вручен Евгением Ясиным президенту РФ Владимиру Путину. Планируется обсуждение с депутатами Государственной думы, рассылка по региональным законодательным собраниям. Данной публикацией мы хотим обратить внимание представителей бизнеса Саратовской области на высказанную и обоснованную точку зрения авторов доклада во главе с Евгением Ясиным на развитие российской экономики, достойную внимания и обсуждения, которая преследует, на мой взгляд, самую основную цель - путем роста и стабилизации экономики достичь процветания Российской Федерации.  

Эллада ДОВГАЛЬ, Саратов «Саратовская Палата», декабрь 2002 г., № 6

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики