ПЯТЬ ВОПРОСОВ О РЕФОРМЕ
Автор: Сурикова Елена
Регион: Кемерово
Тема:  Энергетика
Дата: 10.11.2006

С 2006 года в лексиконе энергетиков появился новый термин: плата за техническое присоединение. По сути, это единый тариф для всех потребителей, желающих подключиться к электрическим сетям или получить дополнительную мощность. Однако несмотря на то, что плата эта введена и регулируется Федеральным законодательством и Постановлением Правительства РФ, некоторые компании подают в суд иски, возражая против того, чтобы с них за подключение брали немалые деньги.

О том, почему было необходимо введение нового тарифа и о последствиях такого нововведения рассказывает Виктор ПРЯДЕИН, директор по развитию и взаимоотношению с клиентами ОАО "Федеральная сетевая компания".

- Плата за технологическое присоединение - это необходимость, которую диктует рост российской экономики и состояние энергосистемы. Она введена, чтобы не допустить сильный рост тарифа на передачу электроэнергии, который ложится на всех потребителей, в том числе рядовых граждан. В стране ежегодный прирост электропотребления составляет почти 5%, и вопрос обеспечения надежного энергоснабжения почти всегда, а в особенности в крупных городах, упирается в дефицит сетей, по которым энергия может быть доставлена потребителю. Если не вводить плату за присоединение, надо искать другие источники финансирования нового строительства. Сегодняшнее законодательство говорит о том, что технологическое присоединение должно осуществляться за плату. Вопрос в том, кто за это должен платить. Если не брать плату за подключение, то его следует финансировать за счет общих тарифов за передачу электроэнергии - у нас нет других денег. По расчетам, чтобы покрыть запланированный на 2006 год прирост нагрузки, необходимо увеличить тариф на передачу электроэнергии на 40-50%. При этом максимальный рост отпускных тарифов на электроэнергию утвержден на 2007 год на уровне 10%. Будет несправедливо, если пенсионеры, население станут оплачивать создание инженерной инфраструктуры по подаче электричества, например, в строящийся торговый комплекс. Именно поэтому вводится плата за присоединение, нагрузка которой ложится только на вновь присоединенные объекты, оплачивать тарифы за подключение будут только те организации, которые решили строить новые объекты и расширять свой бизнес. В этом году тарифы на присоединение были установлены уже в 33 регионах страны. Кроме того, это поможет быстрее решить проблемы дефицита мощности, ускорит развитие энергетики, что в свою очередь повысит надежность и безопасность работы электросетей.

- Сегодня в некоторых регионах потребители испытывают большие проблемы с получением электрических мощностей, с подключением к электросетям. В областях с развитой экономикой и инфраструктурой процесс получения разрешения на поключение затягивается очень надолго из-за отсутствия возможностей у сетевых компаний. Как и когда разрешится эта ситуация?

- Сетевые компании - это организации, регулируемые государством, источником финансирования которых являются тарифы, которые им установлены. Прибыль сетевых компаний минимальна и расписана постатейно на налоги, социальные выплаты, коллективные договоры и другие издержки из прибыли. Поэтому у сетевых компаний сегодня практически нет денег для строительства новых электрических сетей, необходимых для присоединения новых потребителей. Некоторые предлагают сетевым компаниям решать эту проблему за счет внутренних резервов, проедая амортизацию, но это даст только снижение общей надежности энергосистемы и приведет к нарастанию количества аварий. Можно включить общую инвестиционную составляющую в сетевой тариф, но это приведет к росту тарифа на электроэнергию по стране в целом и будет совсем несправедливо по отношению к населению. А можно ввести обоснованную плату за технологическое присоединение - и это только один из источников средств на новое сетевое строительство. Часть энергообъектов - объекты общесистемного значения, объекты, необходимые для повышения надежности, - сетевые компании по-прежнему будут строить за счет собственных средств.

- Сегодня плата за технологическое присоединение введена в 33 регионах России. Но установленные тарифы сильно различаются…

- Это происходит потому, что тариф просчитывается исходя из прогнозируемых издержек на подключение потребителей. В тех регионах, где еще есть возможность использовать существующие резервы энергосистемы - тариф ниже. А там, где резервов для подключений нет, а потребность в подключениях высокая, надо немедленно начинать масштабное новое строительство. В среднем по России один мегаватт стоит свыше 20 тысяч рублей. Но, например, в Москве сложилась такая ситуация, что там не просто исчерпали все резервы, но и подключали потребителей в ущерб текущей надежности, пока это было возможно. Поэтому там сложился самый высокий тариф на подключение - около 42 тыс. рублей. Однако тариф платы за присоединение будет ежегодно пересматриваться и его величина будет зависеть от текущей потребности региона в строительстве новых сетей. Однако потребители присоединяются не только к сетям компаний холдинга РАО "ЕЭС России". В том же Подмосковье порядка 70 компаний, муниципальных и частных, владеющих сетями. Поэтому необходимо, чтобы каждая сетевая компания имела свой тариф на присоединение, и тариф этот должно устанавливать государство.

- С момента введения платы за присоединение не утихают разговоры о том, что это повлечет за собой удорожание квадратного метра жилья во вновь строящихся домах. Так ли это?

- Я утверждаю, что все эти разговоры инициированы недобросовестными застройщиками, сверхприбыль которых уменьшится. Прежде всего, большая часть рынка - это вторичное жилье, то есть жилье, которому не требуются никакие новые подключения. То есть львиная доля оборота на рынке вообще к плате за присоединение никакого отношения не имеет. Мы тщательно проанализировали статистику по стране, прежде чем принять такое важное, ответственное решение - предложение органам власти установить плату за присоединение. По нашим подсчетам, в конечной цене за квадратный метр, которая сложилась на рынке, расходы по подключению одного дома в пересчете на квадратный метр, занимают от 1 до 3%. В Москве эти 3% - сумма, сопоставимая со 100 долларами, может быть чуть больше, в зависимости от типа дома, от его энерговооруженности, заложенной на кв. метр, от того, какое это жилье - элитное или панельное. И если цены на отдельные новостройки сейчас из-за подключений начнут расти, то это будет означать, что застройщики просто сохраняют свою норму прибыли: затраты для кого-то немного возрастут, для кого-то немного снизятся, но цена останется примерно в тех же параметрах, что и была до введения платы.

Дома раньше тоже строили и тоже подключали к электросетям, и эти затраты тоже застройщиков. Вот только если раньше они платили подрядчику за строительно-монтажные работы, поставщику кабеля, трансформатора и так далее, то теперь будут платить только сетевой компании, которая и будет строить сети. И если раньше, приходя на совсем новую территорию, застройщик для строительства микрорайона или нескольких жилых домов был вынужден строить подстанцию, от которой будут запитаны эти дома, а затраты на эту подстанцию включать в стоимость строительства, то теперь будет платить только за потребности, и это справедливо. Если мне нужно несколько мегаватт мощности для одного дома, я заплачу ровно столько, сколько стоят эти мегаватты по тарифу, установленному органом регулирования. А то, что нас упрекают в желании извлечь прибыль из введения этой платы, так это бред: наши тарифы на подключение вообще не предусматривают прибыли. Средства, полученные от подключений, будут потрачены целевым образом на развитие сетей для подключения новых потребителей. И следить за целевым использованием этих средств будет не только ФСК, но и органы государственного регулирования и контроля.

Именно такой контроль позволит исключить злоупотребления: процесс строительства и присоединения нельзя ускорить ни за какие взятки, а значит, нет никакого стимула их давать. И если раньше можно было отправить потребителя, сославшись на отсутствие технической возможности, то сейчас сетевая компания обязана заключить договор с потребителем на технологическое присоединение. У нее нет права необоснованного отказа, а любой потребитель может посмотреть, насколько обоснованны сроки присоединения, выставленные ему сетевой компанией, и будет платить только за тот объем мощности, который ему нужен.

- Оплачивая присоединение к сети, а фактически строительство новых сетей, становится ли потребитель совладельцем построенных сетей?

- Нет. Технологическое присоединение - это, прежде всего, услуга, которая заключается в том, что в определенный срок за определенную стоимость потребителю обеспечивается возможность подключаться к электросети в том размере мощности, который ему нужен. Естественно, когда эту услугу осуществляет сетевая компания, она вынуждена проводить какие-то строительные работы, тратить деньги на то, чтобы создать эти объекты, при помощи которых потребитель будет подключаться. И потребитель, оплачивая услугу, создает сетевой компании выручку, которую та тратит на создание этих объектов. Но созданные сети - это имущество, принадлежащее сетевой компании.

При содействии Клуба региональной журналистики " Из первых уст".

  

Елена СУРИКОВА, г. Кемерово. Газета «Наша газета», № 45 (1733), 10 ноября 2006 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики