Мы постоянно являемся свидетелями (или жертвами) многочисленных реформ и порой с опаской ожидаем: а что же будет дальше? Эти вопросы поднимались на прошедшем недавно в Москве семинаре Клуба региональной журналистике «Из первых уст». В чем состоят основные проблемы, которые возникают в связи со сменой политического цикла, рассказал президент института национального проекта «Общественный договор» Александр Аузан. Он выступил с темой «Договор-2008: повестка дня».
- Александр Александрович, так какова же повестка дня на перспективу и как это связано с настоящим и недавним прошлым?
- Мы за три года имеем три рукотворных кризиса. В 2004 году – банковский кризис. 2005 год – монетизация льгот. Нормальная реформа, концепция, среднесрочная программа, но провели так, что страна встала на дыбы. Сейчас доработались – кризис на алкогольном рынке. Устроить в России кризис на алкогольном рынке – это надо суметь! Причем, похоже, его устроят во второй раз – с первого февраля. Исключительно рукотворные кризисы, никаких объективных причин – действия определенных сил внутри государства и государственных органов.
Только 34% населения доверяют государству, президенту страны. Фактически мы обнаруживаем, что спроса на государство нет. Именно государство есть источник правил. А правила у нас, мягко говоря, нестабильные. Вряд ли они приобретут стабильность при приближении к 2008 году. Операция 2008 года – это очень серьезная операция, которая должна позволить целому ряду групп сохранить активы, защитить себя от возможных преследований, желательно сохраниться у власти и так далее. Я бы сказал, повестка дня следующего политического цикла – это вопрос о восстановлении российской государственности.
- В чем трудность этой задачи?
- На какую сферу ни посмотришь, обнаруживается одна и та же картина. Бизнес поскребешь, за ним власть, на власть посмотришь: «Бог ты мой, она действует в интересах бизнеса». Вот так все переплетено. У нас сначала намечалось торжество олигархического капитализма, потом аресты передовиков капиталистического производства. Потом решили совместить… Мы всюду имеем то ли бюрократический капитал, то ли капитальную бюрократию. Нам важно разорвать эту связку власти и бизнеса. В этом состоит тяжелая ситуация.
- Отчего зависит восстановление, о которым вы говорили?
- Из всех властей нас больше всего интересует не парламентская и даже не президентская. Нам гораздо важнее, чтобы суд работал. Судебная власть как раз от государства и защищает. Во-вторых, она обеспечивает права собственности. Она и для общества, и для бизнеса является ключевым вопросом. Опыт, который был накоплен в 1990-е годы, приводит к выводу о том, что решение есть. Главное – нужно выйти на суд дешевый, быстрый, и независимый по результату. Дешевый и быстрый – это более-менее понятно. Надо почистить издержки, упростить документооборот. А независимый по результату – как? Напоминаю: выбор судьи. Он давал серьезный эффект против коррупции и против административного давления. Заметьте, что это свято место пусто не бывает. Если не работает государственный суд, будут судить криминальные авторитеты. Первый шаг к восстановлению государственных институтов лежит именно через судебную систему. Следующее. Эффективным является именно государственный вариант защиты. Потому что государственное принуждение эффективнее любого криминального. Богатые мафиозные группировки проигрывают государству. Может быть, единственное, в чем государство эффективно - это вопросы безопасности. Чтобы нормально все организовать, требуется всего две вещи: поддерживать определенный стандарт прав человека и платить налоги.
- Помимо правосудия и безопасности чего еще, по вашему мнению, народ ожидает от государства?
- Существенно большего. Ключевым вопросом большого политического цикла 1990-х годов было понятие свободы. Проблема нового политического цикла будет связана с понятием справедливости.
Я думаю, что мы действительно стоим перед задачей переучреждения государства. Оно у нас рассыпалось. Если мы не решим вопрос сращивания бизнеса и власти, то кругами будем ходить.
- А почему от нас зависит это сращивание?
- Как только общество отворачивается, эта парочка охотно предается адюльтеру. Причем, кто там сверху – это их интимные детали. Поэтому, нет другого способа, кроме как общественное участие для того чтобы это разъять.
- Каковы результаты ваших переговоров с властью?
- Я шесть раз встречался с президентом Путиным. Практически каждый раз у нас были споры, и не только у меня. Могу сказать, что мы добились результата. Исправленный закон о гражданстве в 2003 году, который привел к легализации 1 млн. 200 тыс. человек. Они подлежали депортации, имея работу и регистрацию в России. 251-я статья Налогового кодекса, поправленная в июне 2006 года, позволила не облагать налогом на прибыль гранты, которые даются правозащитникам и экологам. Вскоре предстоит новая встреча с президентом. Мы будем дожимать поправки к отвратительному «некоммерческому закону». То, что я говорю про федеральную власть, на самом деле относится и к региональной власти, и к местному самоуправлению. Вы меня простите, но федеральный президент гораздо более скромная персона, даже при своих расширенных полномочиях…

Валерия АЛЬБИНА, г. Ижевск. Газета «Удмуртская правда», 10 января 2007 г.

|