Российское кино все активнее завоевывает большие экраны. Коммерческое кино становится кассовым, получает хорошее продвижение и рекламу. Однако так называемое интеллектуальное кино тоже начинает прорыв к своему зрителю. Показательный пример с новым фильмом Павла Лунгина «Остров».
Многие критики предполагали, что чересчур религиозная картина не будет интересна широкому зрителю. Однако кинотеатры, где она показывалась, добавляли сеансы, почувствовав, что зрители смотрят этот фильм.
С одной стороны, это здорово, а с другой, московские специалисты киноиндустрии все равно склонны считать, что интеллектуальное кино очень трудно пробивается к своему зрителю в регионах.
Об этом и многом другом с журналистами Клуба региональной журналистики «Из первых уст» беседовала Раиса Клементьевна Фомина, генеральный директор прокатного агентства «Интерсинема-Арт». Это агентство занимается покупкой зарубежных и продажей в разные страны отечественных фильмов некоммерческого плана. Так, картина Д. Клуни «Доброй ночи и удачи!» попала в Россию благодаря этому агентству. А иностранные зрители смогли увидеть фильмы «Возвращение» Звягинцева, «Кукушка» Рогожкина и «Брат» Балабанова, а также многие другие некассовые фильмы.
Интеллектуальное кино не любят поддерживать
Что такое русское кино? Ежегодно в стране выпускается, допустим, 150 фильмов, смотрят 10. Вот эти 10 фильмов собирают основную кассу. 15 лет назад в стране работали 100 кинотеатров, сейчас их около 600 и 1000 залов. Крупные фильмы, которые принадлежат крупным продюсерам, таким, как «Первый канал», например, выпускаются по 500-600 копий. Они выходят сразу почти на всех экранах. Но есть ведь и другой зритель, который хочет смотреть не блокбастеры, а серьезные фильмы. Вот их-то смотреть и негде. «Знаете, это нашим зрителям не нужно. Наш зритель смотрит совершенно иное кино», - говорят директора кинотеатров.
И только с помощью продюсера, у которого тоже есть влияние и деньги и который гарантирует, что он потратит не меньше 100 тысяч долларов на рекламу, картину удается продвинуть. Но что получается? Коммерческое кино выпускается, скажем, по 600 копий, а авторское - всего 20. Нет такого бюджета на рекламу, и нет возможности разместить столько копий. Сложно продвигать такое кино и на телевидении. Для этого нужен, скорее всего, специальный канал.
Во многих странах, делая картину, продюсеры рассчитывают, сколько денег они могут заработать на внутреннем рынке и сколько, продав картину за рубеж.
Российское кино за рубеж продается с трудом. Во-первых, чтобы российский фильм пользовался спросом, надо, чтобы он был отмечен на каком-нибудь международном фестивале и, еще лучше, получил там приз. Фестивали, которые делают успешную прокатную судьбу картине - это Канны и Венеция. Лучший пример - фильм «Возвращение», который был в конкурсе в Венеции в 2003 году и получил (впервые за всю 60-летнюю историю венецианского фестиваля!) два главных приза: «Золотого льва» за лучший фильм и «Золотого льва» за лучший дебют. Это, конечно, была невероятная победа, и картину купили 73 страны. Она вышла во всех странах в кинопрокат, но по контрактам получила около 2 млн. долларов. А на прокате в кинотеатрах она собрала еще 8 млн. Конечно, эти цифры несравнимы со сборами какого-нибудь американского боевика. Но поскольку производство этой картины стоило 405 тыс. долларов, то, в общем, это был очень большой успех. Это значит, что к судьбе этого режиссера теперь проявляют интерес, за ним следят и оргкомитеты кинофестивалей.
- Звягинцев работает над следующим фильмом, несколько стран и компаний готовы купить его. Мы показали им сценарий, они сказали: берем. И взяли эту картину за достаточно хорошие деньги. Вот это успешное продвижение, - считает Фомина. Но есть другие русские фильмы, «Гарпастум», например. Он тоже участвовал в Венеции в конкурсе, но судьба его не так успешна. Картина эта, по мнению директора агентства «Интерсинема-Арт», все-таки более сложная, связана с российской историей, что несколько усложняет восприятие западного зрителя. «Остров», как подчеркнула Фомина, удалось продать нескольким странам. Но специалисты убеждены, что ее основной успех есть и будет в России.
Какое оно, другое кино?
Конечно, везде люди смотрят коммерческое и развлекательное кино. Но в других странах, как заметила Фомина, есть сегмент рынка, который работает с интеллектуальным зрителем, которому нужно, условно говоря, другое кино. Это широко развито в Америке, Франции, Гонконге, Сингапуре.
- В любой стране есть прокатчики и кинотеатры, которые с такими фильмами работают. И на них тоже, как ни странно, зарабатывают. Ну, из таких наиболее успешных фильмов, которыми занималось наше агентство, - это «Брат» Балабанова, «Кукушка» Рогожкина. Правда, у нас еще есть маленькие картины, которыми я очень горжусь. Это картина «Шиза» казахского режиссера Гульшат Омаровой. Замечательная, талантливая женщина. В России этот фильм был выпущен очень маленьким тиражом и прошел практически незамеченным. Но его купили 15 стран - США, Испания, Италия, Греция и другие.
И еще есть одна совсем маленькая картина, называется «Время жатвы» режиссера Марины Разбежкиной. Картина стоила 88 тысяч долларов, 80 тысяч дало Госкино на короткометражную картину. А Марина сказала: «Я мечтаю сделать полнометражный фильм». И она его сделала при таком бюджете… Работа замечательная, тонкая. Она получила много международных призов. Ее тоже покупали охотно. Сама режиссер съездила с ней в Японию, Америку, Канаду и Англию, рассказала она.
По мнению Раисы Фоминой, русских авторских фильмов сейчас выпускается очень мало. Понятно, что выгоднее и престижнее снимать коммерческое кино. Но некоторых авторов из некоммерческого кино она выделила:
- Это новый фильм Бориса Хлебникова «Коктебель», а второй его фильм называется «Свободное плавание». Из иностранных фильмов я бы всем посоветовала посмотреть «Лабиринт Фавна». Его снял замечательный мексиканский режиссер Дель Торо. Это картина, за которую прокатчики заплатили 300 тысяч долларов, взяв деньги у каких-то нефтяных спонсоров. Но они их никогда не вернут, потому что эта картина идет очень ограниченным прокатом.
Из старых фильмов очень много интересных. Мы, например, выпускаем фильмы на DVD. Выпустили всю коллекцию Вонга Кар Вая. Это замечательный гонконгский режиссер, у него были такие фильмы, как «Счастливы вместе», «Чункингский экспресс», «Любовное настроение», «2046». На DVD теперь можно увидеть почти все фильмы Ларса фон Триера, в том числе и «Танцующую в темноте». Выпустили все фильмы Франсуа Озона. А также картины Аки Каурисмяки «Огни городской окраины» и «Человек без прошлого».
- За 15 лет было выпущено около 80 фильмов. И делали это тогда, когда этих зарубежных режиссеров мало кто знал. И мне приятно, что потом они стали широко известными. За них уже сейчас бьются крупные компании, а мы ищем новые интересные имена, - подвела итог Раиса Фомина.
Радует, что хабаровские кинотеатры все-таки стараются учесть интересы разных зрителей. На экранах есть как коммерческое кино, так и фильмы иного плана. Все новинки авторской киноиндустрии, пусть идут и в маленьких залах, но к хабаровчанам, по сравнению с другими регионами, они приходят в числе первых. Хочется верить, что эта тенденция сохранится и поклонников другого кино и у нас будет больше.

Анна ВОЛЫНЦЕВА, г. Хабаровск. Газета «Тихоокеанская звезда», № 7 (25331), 17 января 2007 г.

|