Госдума приняла законопроект, по которому с 2009 года начнётся повсеместное введение единого государственного экзамена (ЕГЭ).
Миф о российском образовании, как о самом лучшем в мире, пора развеять - полагает научный руководитель Федерального института развития образования Евгений САБУРОВ.
МЫ – САМЫЕ ДИПЛОМИРОВАННЫЕ
Пожилые люди, мои сверстники, вздыхают: «Вот, в наше время образование было!..». Я подтверждаю: «Да, в наше время, когда мы были молодые, яблоки были слаще, и нас любили красивые женщины. А сейчас мы старые, седые, яблоки плохо жуются, а красивые женщины нас не любят».
Не было во времена нашей молодости лучшего образования. Это миф. А от мифов надо избавляться. Миф на хлеб не намажешь, на себя не наденешь.
В 60-х годах прошлого столетия в советские вузы поступало всего 7% выпускников школ. И система высшего образования была приспособлена к обучению именно такого количества студентов. Затем год от года численность студенчества увеличивалась. Мы штамповали в 19 раз больше инженеров, чем США. Сейчас в России мест в вузах больше, чем выпускников школ. Все повально хотят иметь корочки (но не качественное образование). Это феномен, загадка русской души.
В Москве объявление: «Требуется курьер с высшим образованием». Позвонили: «Зачем вам курьер с высшим образованием?». - «По крайней мере, он не обложит клиента матом».
В Англии противоположная проблема - невозможно загнать человека в высшее образование. Из университетов к молодёжи ходят зазывалы. А юнцы отмахиваются: «Чего ради я буду пять лет на университетской скамье сидеть, голову напрягать? Я лучше пойду на приличную работу, на домик заработаю, по вечерам буду ходить на дискотеки, смотреть футбол, пить пиво».
В то же время, сегодня на Западе многие, даже пенсионеры, идут в образовательные учреждения для того, чтобы что-то новое узнать, а не для того, чтобы потом использовать полученные знания в работе. Для удовольствия идут и платят за это. Обучаются музыке, история пользуется большим успехом. Мне кажется, это замечательно.
БЕРЁМ НЕ УМЕНИЕМ, А ЧИСЛОМ
39-ть стран ежегодно тестируют своих 16-летних учащихся по системе ПЗ, проверяют самые простые вещи: чтение, математику, что-то из естествознания. Российские девятиклассники в позапрошлом году заняли 29-е место, в прошлом – 32-е. Это провал нашего образования.
Немцы, кстати, 17-е место заняли. Это так Германию потрясло, что там устроили национальную дискуссию, по поводу недостатков немецкого школьного образования. Вышло более 7 тысяч публикаций, со своих постов полетели министры образования земель...
По другому тесту, определяющему степень усвоения знаний, мы выглядим пристойнее. Здесь русские школьники на 15-м месте. Это наша гордость, потому что у американских детей показатели хуже. По ПЗ американцы выше нас, но их обогнала Финляндия (1-е место), Япония, Южная Корея, Новая Зеландия, Великобритания.
Нынешнее массовое образование, может быть, и лучшее в мире для отбора единиц на олимпиады, но оно 32-е. Потому наши товары и технологии в большинстве проигрывают заграничным, потому наш народ нормально не живёт.
КТО И ЧЕМУ УЧИТ НАШИХ ДЕТЕЙ
В нашей системе образования одно из слабых мест – преподавательские кадры. Согласно исследованиям, существует «отрицательный отбор в учителя». То есть, если в школе ребёнок учился неважно и не имеет шансов поступить в хороший вуз, то он идёт в педвуз. Затем, если после получения диплома педагога не смог устроиться на хорошую работу, то преподаёт в школе. Это и называется «отрицательным отбором».
В школе через три года остаётся не более 7% выпускников педвуза.
Технологическая база российских вузов не обновлялась более четверти века. Менее 20% профессорско-преподавательского состава вузов хоть как-то иногда занимаются наукой. Но если профессор не занимается наукой, если оборудование лабораторий списано с предприятий как устаревшее, то студентов учат тому, чему учили их отцов и дедушек. Позавчерашнему дню учат! И такие «специалисты» с высшим образованием потом приходят на предприятия и в науку.
Население, желая лучшего своим детям и отчаявшись в ожидании изменений в школьном образовании, переходит на метод «образование вне системы образования». Сейчас родители образованней учителей, они больше занимаются детьми. Подсчитано: 80% знаний современный россиянин получает вне школы.
НЕ СТОИТ КИДАТЬСЯ ГЕНИЯМИ
Часто в первом классе учитель сталкивается с тем, что половина детей уже всё знает за первый класс, а половина ни читать, ни считать не умеет. Получается, что первая половина учеников превращается в лентяев, которым ничего делать не надо, а вторая половина - несёт клеймо дураков все школьные годы.
Один из выходов для уравнивания детей из неблагополучных и благополучных семей – это ввести предшкольное обучение для тех детей, которыми родители не занимаются.
Когда-то англичане попытались ввести диагностику умственных способностей детей в раннем возрасте, а потом рассортировать их по школам разного уровня преподавания: умных туда, а глупых - сюда. Отказались. Потому что ребёнок, который сначала – «ни бе, ни ме, ни кукареку», может «проснуться» в старшем классе и стать гением.
НАША ШКОЛА – КАК АРМИЯ ИЛИ ТЮРЬМА
Наша структура преподавания по предметам не соответствует европейской.
Меня возмущает, что на головы школьников обрушивают тома художественной литературы, причём такой, которую не стоит в юном возрасте читать. Тем самым на всю жизнь прививают отвращение к этой литературе.
С учебниками тоже творится безобразие. У меня три дочери и две внучки. Заглянул как-то в учебник «Окружающий мир» моей внучки-четвероклассницы. Ужаснулся: даже в министерстве уже так дубово бумаги не пишут! «Рассмотрим проблемы...». И этот бред - для четвероклашек! В другом её учебнике написано: «Пожар – это возгорание...» - и на целый абзац определение пожара. Ребёнку это зачем? Чтобы отбить желание учиться напрочь?
Мой приятель, заведующий кафедрой математической логики Московского университета, сказал: «Я всю жизнь помню, что в школе проходил, что крокодил несёт яйца». Вообще, нужны ли многие школьные предметы? У подростков идёт половое созревание, а их заставляют сидеть день-деньской в страшно неудобной, вредной для здоровья позе, и запоминать, что крокодил несет яйца.
Был по этому поводу «круглый стол», собрались люди высокого уровня. Они сказали: «Да что вы такое говорите? Школа - это же государственная повинность. Это как армия, как тюрьма».
Вот все на американцев кивают. Действительно, они понимают, что школа – это не то место, где учат (учитель говорит, ученик внимает), а то место, где учат познавать мир и жить в нём. У американцев школа - место коммуникации, место узнавания нового, там организовывают бесчисленные экскурсии, оттуда идут в музеи, библиотеки.
Наши педагоги говорят: «Американские школьники ничего не знают». Они действительно бином Ньютона не знают, но читать, писать с 6-и лет в начальной школе научились. А вот в старшей школе, куда идут немногие, – потогонная система, двухгодичная тяжелейшая подготовка к вузу. Это огромные, хорошо оборудованные школы с отличными лабораториями – у нас и в вузах таких нет.
Мой приятель, уехавший в США, рассказывает: «Я выяснил, мой сын не знает, что такое скобки в математике». Я удивился: «Ну и учат там у вас!». Он говорит: «Но сын же не пойдёт в математику. Зачем ему это?». - «Но скобки надо же знать». - «Ну, в старшей школе он это выучит». Действительно, потом выучил.
РАВНЕНИЕ НА МАЯКИ!
Национальным проектом Министерство образования не занималось. Его спустили из администрации Президента. У работников минобразования был некоторый шок, когда увидели, что предлагается сделать. По миллиону рублей давать школе, которая что-то выиграет, лучших учителей поощрять суммой в 100 тысяч... А как на премированного буду смотреть его нищие коллеги?
Десяток директоров лучших московских школ собрались и заявили, что они в нацпроектах участвовать не будут. Их немножко «нагнули», они сдались и «поучаствовали»: кто-то сам деньги получил, а кто-то учителя своего выставил.
Это наш привычный метод маяков – они светят, и все на них равняются. Финляндия – страна, которая заняла первое место в мировой классификации по качеству подготовки школьников, поступает противоположным образом: государство помогает только отстающим, передавая право распоряжаться деньгами родителям. Директор – исполнительная фигура.
РАЙ БУДЕТ, НО НЕ СРАЗУ
На одном совещании в Министерстве образования нам принесли ЕГЭ. На ответы по математике у меня ушло 40 минут, причём, написал во время разговоров на совещании. А вот в тесте по русскому языку я половины терминов в вопросах не знал. Наше поколение не учили этим витиеватым филологическим терминам. А нужно ли их знать обычным школьникам? Не уверен.
Профессор физики не смог понять вопрос в ЕГЭ по физике. Профессор химии просто завяз в тесте по химии и возмущённо стал махать листочками с вопросами, говоря: «Я больше, чем на три балла, не потяну». Ему замечают: «Трёх баллов по ЕГЭ нет. Считают десятками».
И при всём том, я сторонник введения ЕГЭ. Это независимый от системы образования, от учителей контрольный измеритель, который позволяет более или менее справедливо оценить знания, позволяет уравнять возможности для получения образования бедным и обеспеченным, как происходит во всём мире.
Но всё равно ЕГЭ вводить надо. Ситуация такая: когда делается некое нововведение, даже хорошее, то рай сразу не увидим.
Вообще-то, ругать образование – это нормальная физкультура для всех народов во все века. Если бы народы не ругали свое образование, они бы до сих пор из пещер не вышли. Это нормально. Но в европейской хартии написано, что если вы ругаете образование, то помните: виновато в этом не образование, а общество.
***
Жванецкий шутил, что в наших школах учат очень хорошо, но когда выпускники приходят в вуз, их переучивают. В вузах, добавлял сатирик, у нас тоже замечательно учат, но когда дипломники поступают на предприятия, их знания неприменимы.
Над этой шуткой все смеялись с пониманием и в советские времена, и в наши дни.
Российские преподаватели глубоко убеждены, что наше образование лучшее в мире. Но не могут объяснить, почему при самой лучшей образованности мы всегда покупали и покупаем западные технологии, оборудование и другие товары, произведённые не только в Европе или Америке, но и в странах Азии и Востока.

Наталия НОВОЖИЛОВА, г. Владимир. Владимирская газета «ТОМИКС», № 3 (2410), 26 января -1 февраля 2007 г.

|