В дискуссиях на тему управления и эксплуатации ЖКХ эту сферу экономики нередко называют миной, которая может привести к серьезному социальному взрыву. Изношенность коммуникаций, ветхость зданий, неэффективность котельных могут привести к тому, что привычной среды обитания могут лишиться целые города. Одним из инструментов решения проблем жилищно-коммунальной сферы политики часто называют привлечение в нее частного капитала. О том, как развивается частный бизнес в ЖКХ, а также об опыте работы на этом рынке компании «Российские коммунальные системы» (РКС) на семинаре клуба региональной журналистики «Из первых уст» рассказал председатель правления ОАО «РКС», генеральный директор ЗАО «Комплексные энергетические системы» Михаил СЛОБОДИН.
ПРОБЛЕМЫ КОПИЛИСЬ ГОДАМИ
В рекламном ролике «Союза правых сил» был показан занимательный сюжет, как слесари какого-то коммунального МУПа в рабочее время забивают козла в домино. На телефонные вызовы надоедавших им жильцов горе-сантехники отвечали хамоватыми шутками. Но как только МУП превратился в частную компанию, те же слесаря побежали на вызов чуть ли не наперегонки. Однако, как показало время, передача ЖКХ частнику проблем в одночасье не решает. Как отметил на семинаре Михаил Слободин, развитию частного бизнеса в сфере ЖКХ мешают несколько проблем. Во-первых, жилищно-коммунальное хозяйство перед всеми уровнями бюджетов накопило около полутора триллиона рублей долгов. Это задолженность по налогам бюджету, энергетикам, а в отдельных регионах и по заработной плате. И хотя денежная проблема навскидку не заметна, но она тяжким грузом висит на предприятиях жилищно-коммунальной сферы: чуть ли не каждый день у какой-нибудь компании арестовывают счета, пытаются отсудить деньги… Осложняет ситуацию и состояние основных фондов.
— В коммуналке почти все закопано, все в земле, и оценить реальное состояние всех этих активов, что и когда выйдет из строя, достаточно сложно, — говорит М. Слободин. — Из-за этого практически невозможно определить объем инвестиций, необходимый на восстановление хозяйства. Цифры называют огромные, поскольку закопать в землю можно сколь угодное количество денег. Отсюда вытекает проблема недофинансирования.
К тому же в стране можно насчитать не более 10 топ-менеджеров, подготовленных для работы в ЖКХ и нацеленных на оптимизацию работы этого хозяйства. Нет прослойки менеджмента среднего уровня, ощущается острая нехватка тех, кто работает «внизу» — сварщиков, сантехников, электриков. По мнению М. Слободина, кадровая проблема в ЖКХ с годами будет только обостряться: зарплата у коммунальщиков процентов на 40 ниже, чем средняя по стране, и специалисты, за исключением «пьяных дворников», будут потихоньку «дрейфовать» в более денежные отрасли.
И, наконец, еще одна болевая точка — тарифообразование. Как отметил М. Слободин, тарифы в России формируются «по понятиям», как договоришься. На их уровень оказывают влияние коррупционность региона, уровень его социальной ориентации и даже политизированность самого процесса тарифообразования.
— Получается, что на жилищно-коммунальное хозяйство слишком сильное влияние оказывает адекватность руководителя муниципального образования или региона. Зависимость этих решений от очень узкого круга лиц и стало серьезной системной проблемой, — высказал мнение председатель правления ОАО «РКС».— Система тарифообразования не мотивирует тех, кто работает на коммунальной инфраструктуре на снижение издержек и повышение качества услуг, потому что это никак не сказывается на экономическом результате. Через год на тебя посмотрят и скажут: «Молодец, хорошо поработал, а мы тарифы тебе скорректируем. Потому что у нас на носу выборы».
ПОЧЕМУ ОНИ УХОДЯТ
Среди крупнейших игроков можно назвать «Российские коммунальные системы», «Новогор» в Перми, «Мосводоканал», который работает на ряде водоканалов городов Российской Федерации. И еще существуют компании, которые в ближайшее время должны уйти из Воронежа и Омска. «Российские коммунальные системы» вынуждены были прекратить работу в пяти городах, в том числе и в Волгограде. Причины были разные. Например, в прошлом году РКС ушли из Архангельска. За два года, по словам М. Слободина, в ЖКХ города компания потратила 250 млн. руб. на подготовку к зиме. А тарифы не были экономически обоснованными. Поэтому РКС, чтобы не терпеть убытки, свернули свой бизнес в этом регионе. Уход РКС из города-героя Волгограда, по версии Михаила Слободина, связан с тем, что это была проблема корпоративного управления предыдущим менеджментом «Российских коммунальных систем».
— Компания «Волгоградские коммунальные системы» формально была на нашем балансе, но мы ею не распоряжались. У мэра Волгограда Е. Ищенко было большинство в Совете директоров, где он поставил своего человека. У нас было обязательство продать компанию, если он захочет. Мэр этого захотел — мы продали, — рассказал «ДП» М. Слободин, — хотя репутационный риск для РКС был очень велик. Влиять на ситуацию мы, к сожалению, не могли. Решения по приходу и уходу нашей компании делал бывший мэр. Он и долги набрал. Е. Ищенко при мне перед Чубайсом подписывался, что их погасит, но так и не погасил. А сейчас продолжаются разбирательства по этому поводу.
Интересно, что год назад, когда РКС покидали город, его руководство спокойно молчало, а теперь, когда Е. Ищенко находится в тюрьме, ему начинают предъявлять претензии.
ЗА ДЛИННЫМ РУБЛЕМ
Вообще желающих заниматься тяжелым коммунальным хозяйством оказалось в России не так много. По теплу, воде и электричеству (это сфера крупного бизнеса) — не более 5%. Под обслуживание домов частными компаниями попадает значительно большее число домов — до 40%, но это сфера малого и среднего бизнеса.
Однако важно привлечение в ЖКХ именно крупного бизнеса: коммуналка нуждается в длинных и дешевых деньгах. На Западе процентные ставки на привлекаемые в коммунальный бизнес средства очень низкие. Их дают на 15-20 и даже 30 лет. В перспективе в России такие кредиты смогут получать именно крупные капитализированные компании. Это позволяет им вложить хорошие деньги в отрасль, повысить качество услуг, при этом выплаты кредита в течение 30 лет не слишком заметно сказываются на тарифе. Поэтому сегодня, по мнению М. Слободина, перед коммунальной отраслью стоит задача формирования центров капитализации, которые позволят контролировать риски и, соответственно, привлекать длинные дешевые деньги для реализации проектов в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Говоря о перспективах развития ОАО «РКС», председатель правления отметил, что два года назад компания была в тяжелом финансовом положении. Но в прошлом году прибыль составила 52 млн. руб. В 2006 году денежный оборот ОАО составит 27 млрд. руб., был размещен облигационный заем, сделана допэмиссия акций на 3 млрд. руб. Планируемая прибыль должна составить 600-700 млн. руб. Все эти деньги реинвестируются в коммунальную инфраструктуру. «Российским коммунальным системам» помогает то, что компания является частью холдинга «Комплексные энергетические системы», который последовательно увеличивает свою долю в большой энергетике и при этом владеет 75% РКС.
— ОАО «РКС» сегодня успешно развивается на территориях, где у него есть крупные пакеты в территориальных генерирующих компаниях. И этот тандем — коммуналка плюс большая и малая энергетика — дает хорошие результаты. У других частных операторов ЖКХ такой возможности, к сожалению, нет, — пояснил М. Слободин.
Напомним, что филиал «Волгоградская генерация» ОАО «ЮГК ТГК-8», в зоне ответственности которого находится Волгоградская область после ухода из Волгограда РКС, взял в управление и эксплуатацию тепловые сети города-героя. По этому поводу было немало высказываний, что непрофильный актив осложнит жизнь энергогенерирующей компании.
Однако М. Слободин считает, что генерирующие компании, которые отделяют от себя тепловые сети, совершают ошибку. Если есть положительная разница между себестоимостью доставки тепла и тарифом, то эта маржа останется в распоряжении ТГК. А если потери ее превышают, генерирующая компания получает в лице сетей неплатежеспособного потребителя. И тогда убытки, скорее всего, придется покрывать ТГК.
НЕ ВСЕ ПОТЕРЯНО
Серьезных условий для притока частных инвестиций в ЖКХ государством так и не создано. Впрочем, по мнению М. Слободина, не все так печально. Есть надежда, что программа правительства по жилищно-коммунальному хозяйству, куда заложены серьезные системные вещи, будет принята. Во-первых, это закон о концессиях, который прописывает систему взаимоотношений между тем, кто сдает в концессию (как правило, это муниципалитеты), и тем, кто берет эту концессию (это, как правило, частные операторы ЖКХ), систему ответственности, систему взаимоотношений по имуществу, по инвестициям и т.д. Во-вторых, будут приняты поправки в Жилищный кодекс. Они прописывают систему отношений и ответственности жилищных организаций.
Тарифообразование станет долгосрочным (на 3-5 лет), что сподвигнет коммунальщиков на сокращение издержек и повышение качества услуг. И, наконец, будут урегулированы вопросы по системе взаимоотношений в цепочке «генератор — транспортировщик энергии — жилищная организация — потребитель».
Однако усилия сетевых коммунальных компаний могут быть сведены на нет, если некачественно будут эксплуатироваться жилые дома, а жильцы не будут экономить энергоресурсы.
— Для развития жилищного рынка огромное значение будет иметь позиция самих жителей. Если они будут пассивными наблюдателями, то станут жить при выключенных лампочках и в холоде. А если займут активную позицию, то ЖКХ неизбежно начнет возрождаться, — резюмировал председатель правления ОАО «РКС».

Владимир ЕЛЬНИКОВ, г. Волгоград. Газета «Деловое Поволжье», № 47, 11 декабря 2006 г.

|