В редакции "Удмуртской правды" состоялась селекторная пресс-конференция республиканских СМИ со статс-секретарем - замминистра Минэкономразвития России Александром Масловым, организованная российским клубом региональной журналистики. Разговор в формате "вопрос - ответ" был посвящен двум темам: федеральному законопроекту о банкротстве и о реформировании системы недропользования.
Банкротить нельзя оживить
Помните эту пунктуационную загадку с расстановкой запятых, от правильности решения которой решалась судьба подсудимого. В ближайшем времени нечто подобное, но в экономической сфере, может произойти с принятием нового закона о банкротстве, так как предыдущий, по мнению федералов и не только их, изжил себя. Тут сказался и фактор времени, и новые экономик " финансовые реалии, заставляющие действовать по-иному. Работа над законопроектом длилась почти полтора года, пришлось обсуждать около двух с половиной тысяч различных поправок практически по всем статьям. И все же Президент России наложил вето на предложенный ему вариант закона, не обескуражив, впрочем, думцев, которые, видимо ожидая подобного, с ходу взялись за модернизацию своего детища. Благая цель нового документа, как сказал Александр Маслов (в рабочей группе по разработке законопроекта он являлся представителем Министерства экономического развития России), заключается в том, чтобы "не убить предприятие, а оживить его". Если же все предпринятые для реанимации меры не помогут, то сделать все возможное для расплаты с кредиторами. Кроме того, требовалось найти препоны для перекрытия "лазеек" тем, кто инициирует банкротство, дабы сокрыть финансовые грехи.
В предлагаемом проекте закона существенно изменяется механизм привлечения к банкротству. Для начала придется, как обычно, обратиться в Арбитражный суд с нормальным иском, затем получить исполнительный лист, передать его судебным приставам для проверки, подождать месяц, далее вновь в арбитраж с иском и так далее. В общей сложности, до той поры, пока суд вынесет решение, может пройти чуть ли не полгода, и тут все зависит от ретивости менеджеров, которым дается шанс найти за эти месяцы выход из кризисной ситуации. Фискальные же органы получают возможность основательнее разобраться с действительным состоянием финансовых дел потенциального банкрота и перекрыть фальшивые долги. Ну, а если процедура банкротства окажется все же неотвратимой, то кредитор имеет право влияния на исполнение финансовых обязательств предприятия-должника. Кроме того, ощутимо меняется и роль собственно арбитражного управляющего, и органа, который он представляет по принципу солидарной ответственности за успех или неудачу в оздоровлении предприятия либо организации.
По прогнозу Александра Маслова, количество процедур банкротства в результате всех предполагаемых мер может снизиться "в разы", что благотворно скажется на экономике страны. Однако на вопрос "Удмуртской правды", как обстоят дела на фронте финансового оздоровления зашедших в тупик сельскохозяйственных предприятий, Александр Васильевич несколько запнулся. Особенности банкротства на селе прописаны отдельно, и они не обширны в силу того, что по сей день еще не выработана достаточная практика этой процедуры в агропромышленном комплексе. Среди новшеств предложено учитывать сезонный фактор, то есть колхоз, совхоз и тому подобные не могут быть привлечены до конца уборки урожая. Предусматривается и возможность сохранения если не юридического лица, то хотя бы сельхозпроизводства. В целом механизм в этой сфере проработан недостаточно, и Александр Маслов разделил скептицизм по поводу дееспособности Закона, регламентирующего банкротства сельхозпредприятий. А вот руководитель территориального органа Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в Удмуртской Республике Сергей Шуклин выразил сомнение в целом по готовящемуся законопроекту. Как он считает, ни к чему хорошему это не приведет, а только увеличит количество предприятий с отсутствующими должниками, число которых и так уже составляет 70 процентов из общей массы проходящих процедуру банкротства. Впрочем, кто прав, а кто не очень, покажет время.
Разведчики налево, добытчики направо
Вторая тема селекторной пресс-конференции - основные направления реформы системы недропользования. Свои предложения в предстоящее реформирование внесли все заинтересованные министерства и ведомства с учетом интересов каждого из них. Среди одной наиболее острой проблемы вырисовывается вопрос дальнейшей формы взаимоотношений государства с недропользователями. В настоящее время практически все права сосредоточены в государственных руках, то есть как власти предержащие решат, так тому и быть. Пришло время внедрения гражданско-правовых отношений, например, строить добычу хотя бы той же нефти на основе лицензий, в форме административных договоров, договоров подряда или концессий, либо соглашений о разделе продукции. Должен быть введен институт договорной платы взамен существующих налогов; предлагается закрепление обязательств инвестора по объемам и срокам освоения месторождений, а также гражданско-правовой порядок урегулирования споров и возможность досрочного расторжения договоров.
Другой блок вопросов касается, с одной стороны, закрепления полномочий по управлению природными ресурсами в федеральной собственности, а с другой - речь идет о распределении исполнительно-распорядительных функций между "центром" и субъектами Федерации. Иными словами, разделить полезные ископаемые и их добычу на федеральный и региональный уровень. Это, впрочем, заверил Александр Маслов, ни в коей мере не означает, что кто-то будет отбирать месторождения у той или иной компании, как они их осваивают, так и дальше будут продолжать.
Серьезные разговоры идут о разделении разведки и добычи полезных ископаемых. Разведка будет осуществляться по государственному заказу, и государство же будет ее оплачивать, а затем выставлять их на рынок на конкурсной основе. Правда, возникают сомнения, что государство сможет изыскать многомиллиардные средства на разведку.
Как бы там ни было, грядут очередные реформы, и дай нам Бог их пережить. 
Алексей ЗОТОВ, Ижевск. "Удмуртская Правда", № 134, 24.09.2002 г.

|