УДОВОЛЬСТВИЕ БЫВАЕТ ПОЛЕЗНЫМ!
Автор: Топорков Роман
Регион: Заречный
Тема:  Гуманитарные вопросы , Взгляд на профессию
Дата: 26.02.2007

«У нас есть 15-20 лет для того, чтобы спасти чтение как навык, как способ поглощения информации. Иначе мы окажемся в ситуации XIV века, когда только в монастырях читают, когда это профессиональный навык узкой горстки интеллектуалов, а все остальные живут в рамках устной истории. И чтения больше нет». Такой мрачный прогноз выдал деятель культуры США Дэйн Джои. Россиянам обольщаться не следует: их ждёт то же самое.

А нужно ли беспокоиться? Ну, меньше читаем книги – зато больше смотрим телевизор, «лазаем» по Интернету…

– Чтение – это базовый навык для формирования интеллекта. Оно не заменяется слуховым восприятием или разглядыванием картинок, – предостерег главный редактор газеты «Книжное обозрение» Александр Гаврилов, выступая на семинаре Клуба региональной журналистики «Из первых уст». А поскольку он до прихода в журналистику был школьным учителем и занимался научной работой, к его мнению стоит прислушаться.

Угрожающую ситуацию с чтением можно проследить на конкретных цифрах. В СССР за год издавали до 84 тыс. названий книг (в том числе в РСФСР – 51 тыс.). Сегодня в России выпускают 100 тыс. названий. Казалось бы, проблем нет. Однако средний тираж книг с величин в десятки и сотни тысяч упал примерно до 6200 экз. Что означает эта «средняя температура по больнице»? Если бестселлеры Донцовой и Акунина издаются тиражами в полмиллиона, то львиная доля остальных наименований книг выходят тиражом всего в 1 тыс. экземпляров. Ещё средний тираж – это количество людей, которые хотят и могут приобрести книжку. То, что этот средний тираж год от года снижается, означает, что количество людей, читающих книги, сокращается.

Ещё один тревожный показатель. Около 70% издаваемых книг продается в Центральном регионе – Москве и Петербурге. На всю остальную страну приходится только 30% книг. Интеллектуальный разрыв между центром и периферией огромен.

Британцы, французы, американцы, в отличие от России, проблему уже осознали и активно преодолевают. Пропаганда и поддержка чтения развивается на государственном уровне и оригинальными способами.

Например, «Общенациональная неделя чтения перед сном», рекламируемая по ТВ и на улицах. Главная мысль: «Ребята, мы знаем, что вы вообще-то любите читать, но в вашей жизни, быстрой, сложной, загружающей голову, отнимающей силы, нет времени для чтения. Поэтому читайте всего лишь 15 минут перед сном. Не надо больше – всего 15 минут в день!». Глядишь – и время на чтение нашли, за неделю часа два набежало. Или объявляется месячник чтения детям перед сном. На Западе считают, что чтение внутри семьи очень важно для психологического микроклимата.

Англичане поступили еще оригинальнее. Группе заключенных, у которых есть маленькие дети, выдали в тюрьме по детской книжке и диктофону. Каждый из них начитал книжку своему ребенку, а затем пленку передали семье. Ребенок смотрел по книжечке, а папа с магнитофона ему читал. Психологический эффект для населения был потрясающий: «Если человек даже в тюрьме находит время почитать сыну, так неужели я, находясь на свободе, не выкрою минутку на то же самое?».

Или, например, «отлавливают» в рабочей электричке людей, едущих с книжкой в руках, и приглашают на «встречу читающих пассажиров» – обменяться мнением о прочитанном. Или объявляют чтение национальным «видом спорта», организуют всенародные выборы «десятки главных книг» – просто звонишь в телестудию и говоришь: «Мне кажется, что хорошая книжка – «Гарри Поттер».

Кстати, ничего страшного в таком выборе нет: ведь не учатся жевать на камнях. Главное – чтоб человек начал читать хоть что-нибудь, не обязательно «Войну и мир». Например, в США населению распространяют списки книг популярной тематики: о футболе, рыбалке, домашнем рукоделии. Основная идея: «Если в твоей жизни есть что-то, что для тебя важно и увлекательно, прочитай книжку об этом! Ты получишь много информации, и не о том, что тебе велят по классической литературе, а о том, что тебе действительно интересно».

Однажды британские психологи выявили, что мальчики из неполных семей считают чтение «девчачьим» занятием, потому что видят с книжкой в руках только маму, бабушку да учительницу в школе. Хороший эффект дала акция «Читающий чемпион»: на улицах и в школах были развешаны плакаты, где популярные спортсмены-мужчины сфотографировались с книгой в руках. Затем в телепередаче с этими же звездами спорта встретились школьники-чемпионы по чтению.

– Скверно то, что классическая литература, которую абсолютное большинство наших сограждан читает в школе (и больше никогда), не предназначена ни для чтения, ни для обсуждения. Она предназначена для благоговения и ответов на экзамене, – говорит Александр Гаврилов. – В начале преподавания в школе я никак не мог преодолеть такое отношение учащихся к классике. Тогда я рассказал им про Пушкина, который ходил в Михайловском с чугунной тростью, потому что качал мышцы рук. И мальчиков вдруг это проняло. Они поняли, что Пушкин – не просто абстрактная «легенда русской поэзии», а живой человек, у которого были мышцы рук. Это потрясло их, изменило представление о мире.

В одной школьной библиотеке вложили в книги пустые формулярчики с надписью: «Расскажи об этой книжке следующему читателю». Каждый на этом формулярчике мог написать: понравилась или не понравилась книга, хорошая или плохая, полезная или бесполезная. И дети стали брать книги в библиотеке в 4 раза чаще! Потому что это были не мертвые книжки, это были книжки в пространстве обсуждения, с ними была какая-то жизнь.

А как объяснить не читающему человеку, зачем вообще это нужно? Чтение – это высокий социальный статус, возможность общаться и обсуждать прочитанное, способ попасть в увлекательное пространство. Книга – это удовольствие, вот о чём мы забываем говорить детям.

В Англии детей начинают учить читать с младенчества: когда новорожденный в первый раз наблюдается у педиатра, ему выдают мягкую книжку-подушку и набор для мамы, которая может читать книжку и играть с ним в забавную игру. Со временем наблюдающий педиатр выдает наборы для 3-х лет и 6-ти лет.

А как быть, если время упущено? Руководитель Клуба региональной журналистики Ирина Ясина советует: «Самое лучшее – читайте ребенку вслух на ночь. Сами. И он начнет читать, никуда не денется, привыкнет. У меня дочь ничего не читала, кроме компьютера, пока я не прочла с ней 3 книжки целиком. Потом она втянулась сама».

ВРЕЗКИ:

Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Д.Дидро

Чтение питает ум. Сенека

Общение с книгой – высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека. А.Твардовский

Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное. Ф.Достоевский

Умение читать хорошие книги вовсе не равносильно знанию грамоты. Д.Писарев

  

Роман ТОПОРКОВ, г. Заречный. Общественно-психологическая газета «Дети капитана Фрейда», № 2 (8), февраль 2007 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики